Смекни!
smekni.com

Кейнсианская модель экономического роста (стр. 2 из 5)


Уровень занятости и совокупный спрос.

Проблема, которую стремился решить Кейнс, состояла в том, чтобы уяснить, с какими факторами связаны колебания производства и занятости. Вопрос об уровне занятости, факторах безработицы класси­ков практически не волновал. Считалось, что освободиться от «излишка» рабочей силы, если он возникал, можно без особых затруднений – посредством снижения заработной платы, а поднять уровень занятости следует противоположным путем – увеличив размеры заработной платы. Иными словами, можно добиться повышения или падения спроса на труд через дина­мику оплаты труда.

Возникновение безработицы связывалось с изменением уровня оплаты труда. Понижая заработную плату, предприни­матели сокращали производственные издержки, расширяли выпуск продукции, не опасаясь затоваривания. Они исходи­ли из того, что и на рынке товаров, и на рынке труда, и на рынке денег в условиях свободной конкуренции надежно функционирует универсальный регулятор – цена. Движение цен (процента, заработной платы) позволяет перераспределять ре­сурсы и исправлять возникающие несоответствия на всех рынках.

Кейнс пришел к заключению, что подобная трактовка оши­бочна. По его мнению, «понижение заработной платы не явля­ется лекарством от безработицы». Рабочие, оказавшись за во­ротами фабрик, согласны трудиться и при пониженной оплате, но не могут найти работу. Профсоюзы выступают против снижения заработков. В условиях ухудшения конъюн­ктуры предприниматели сокращают производство, увольняют часть рабочих. Картина, складывающаяся в обществе на макроуровне, оказывается в явном противоречии с рецептами клас­сиков, исходивших из того, что «безработицы не должно быть, потому что ее быть не может». Традиционное утверждение отно­сительно того, что изменения в уровне заработной платы обус­ловливают сдвиги в уровне занятости, оказывается несостоя­тельным.

Кейнс обратил внимание на то, что ускользало от внимания других экономистов. Он выступил с критикой так называемого закона Сэя, который разделялся многими. Сэй считал, что про­изводство само формирует доходы, обеспечивая соответст­вующий спрос на товары, что будто бы исключает общее перепроизводство товаров и услуг. Нарушения могут происхо­дить по отдельным товарам или товарным группам в силу ка­ких-либо внешних причин, а не в силу нарушения внутрен­них взаимосвязей, несовершенства самого хозяйственного механизма.

Подобная позиция правомерна для безденежного, натураль­ного обмена. Надо не забывать о роли денег, о том, что товары не просто обмениваются «товар на товар», а продаются и по­купаются. Если спрос меньше произведенного в обществе про­дукта, то возникает несоответствие, часть продукции не находит сбыта; возникает общее перепроизводство; цены не успевают выравнивать спрос и предложение.

Здесь действует «эффект храповика». В случае возрастания спроса цены растут, а в случае его сокращения остаются на прежнем уровне. Понизить уровень заработной платы весьма трудно (колесо не крутится в обратном направлении); рабочие и профсоюзы упорно противодействуют. Низкие ставки не ус­траивают и предпринимателей, они боятся потерять квалифи­цированных рабочих.

То, что может сделать отдельная фирма, нередко для других оказывается проигрышным вариантом. Нормальное функцио­нирование отдельных фирм – недостаточное условие для ус­пешного функционирования экономики в целом. Если же про­изойдет повсеместное снижение заработной платы, то снизится покупательная способность населения, сократится спрос на то­вары, а это приведет не к снижению (как полагают классики), а к увеличению безработицы. Производство еще больше со­кратится, численность потерявших работу возрастет.

Кейнс приходит к выводу, что размеры общественного про­изводства и занятости, их динамика определяются не факторами предложения, а факторами платежеспособного спроса. В центре внимания должны находиться спрос и его составляющие фак­торы.

Склонность к потреблению и сбережению

В общем виде совокупный спрос распадается на потребительский спрос C и инвестиционный спрос I. Сово­купный спрос – это денежный спрос. Спрос на потребитель­ские товары зависит от того, каков объем совокупного денеж­ного дохода и как расходуется этот доход.

Естественно, что с ростом доходов растет и спрос, увели­чиваются расходы на потребление. Но это не означает, что расходы увеличиваются в той же самой пропорции, на ту же самую сумму. Возражая классикам, Кейнс писал об ошибоч­ности утверждения, что «вся стоимость продукции должна быть израсходована прямо или косвенно на покупку продуктов», буд­то «весь доход человека расходуется на покупку услуг и това­ров». Расходуются не все деньги, получаемые в виде дохода; часть их откладывается в виде сбережений. Поэтому совокупные расходы представляют лишь одну часть совокупного дохода, другая его часть – сбережения.

Изображенная на рис. 1 простая функциональная связь (расходы растут не в той степени, в какой увеличиваются до­ходы) представляет одно из исходных положений кейнсианской теории.


Рис. 1. Схематическое изображение концепции Кейнса

По Кейнсу, доход является основным фактором, определя­ющим потребление. Он считает, что размеры сбережений – это остаток, образуемый в виде разницы между размером дохода и уровнем потребления. Размеры сбережений регулирует не процентная ставка, которая, как считали классики, поощряет сбережения. «Применительно к короткому периоду влияние нормы процента ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и срав­нительно небольшим».

Денежная масса, вопреки представлениям классиков, влияет не только на уровень цен, но и на деловую активность, с ней связаны размеры дохода и динамика спроса. Кейнс ввел ка­тегорию «предпочтение ликвидности», которое означает стрем­ление иметь запас денег в виде наличности, спрос на деньги. Он обусловливается различными причинами, не обязательно связанными с процентной ставкой.

Средства, используемые для личного потребления, возраста­ют вместе с ростом дохода. Но они, как было отмечено, воз­растают не в той пропорции, в которой увеличивается доход. В качестве причины, по терминологии Кейнса, выступает «ос­новной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства склонность к потреблению снижается. Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, на­правляемых на покупки, расширение потребления (скупость, предусмотрительность, расчетливость и др., всего восемь мо­тивов).

Отношение уровня потребления C к размеру дохода Y кейнсианцы называют склонностью к потреблению C/Y. Отношение же приростных величин – прироста потребления к приросту дохода – называют предельной склонностью к потреблению .

Почему «предельная» склонность? Потому что речь идет о дополнительном, предельном доходе и его делении на потреб­ляемую и сберегаемую части. «Склонность» потому, что этот процесс несколько сдерживаемого роста потребления склады­вается из субъективных (психологических) решений индивиду­умов. Порождаемая мотивами субъективного характера склон­ность к потреблению формирует в совокупности относительно устойчивое отношение. Психология общества такова, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход».

«Побуждение к удовлетворению неотложных первостепенных нужд человека и его семьи обычно представляет собой более сильный мотив, чем побуждение к накоплению, и последнее только тогда начинает проявляться в полную силу, когда до­стигнут известный уровень благосостояния. Это ведет к тому, что с ростом реального дохода, как правило, более высоким оказывается удельный вес той части дохода, которая направ­ляется в сбережения».

Как видно из простейшего графика (рис. 2), отношение потребления к доходу (предельная склонность к потреблению) по мере роста дохода уменьшается: .


Потребление


Доходы


Рис. 2. Зависимость потребления от дохода.

При этом отно­шение больше 0, но меньше 1. Доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода падает.

Сбережения и инвестиции.

Главным фактором стимулирования совокупного спроса Кейнс считал инвестиции. Они должны компенсировать недо­статочность потребительского спроса. Рост инвестиций призван стимулировать рост спроса, а рост платежеспособного спроса приведет к повышению занятости и увеличению национального дохода.

Объем инвестиций также наталкивается на определенные препятствия. То, что с ростом дохода растут и сбережения, не означает, что вслед за этим в той же пропорции увеличиваются инвестиции. Прирост сбережений не обязатель­но трансформируется в прирост инвестиций. Равенство, согласно которому сбережения должны быть равны инвестициям (S=I), нарушается.

Почему сбережения не равны инвестициям? Прежде всего, уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Сбережения определя­ются ростом дохода. Размер инвестиций зависит от многих переменных: уровня процентной ставки (чем выше процент, тем ниже уровень инвестиций), состояния конъюнктуры, раз­меров налогового обложения, ожидаемой рентабельности ка­питаловложений.