Смекни!
smekni.com

Модели экономической жизнедеятельности человека (стр. 2 из 3)

Предприятие — не только организованная человеком, но и организующая человека и общество система, не только объект, но и субъект организации; это такая социально-технологическая единица, которая позволяет ее организатору быть полноценным хозяйствующим субъектом, способным не только производить продукт, но и определять его судьбу, а посредством этого — и свою собственную судьбу. Предприятие — хозяйствующий субъект, который способен участвовать в общественной организации производства как представитель производимого в обществе продукта, обеспечивающий жизнедеятельность общества и жизнедеятельность самого себя. Предприятие либо само производит все необходимое для жизни, либо обеспечивает получение всего необходимого через обмен продуктами. Предприятие воспроизводит не только производство, не только себя, но и человека, в нем участвующего.

Облик предприятия может быть различным: община, поместье, ремесленная мастерская, фабрика, объединение фабрик, — но при любом облике предприятие есть самоорганизующийся и самовоспроизводящийся социально-производственный организм, автономный центр производственных, хозяйственных и социальных решений. Предприятие может быть простым, сложным, суперсложным, может быть маленьким, большим, гигантским. Главное — не количественные, а качественные параметры, отражающие некую "завершенность" производственного, хозяйственного и социального процессов, их целостность, обращенность в себя и от себя, возобновляемость.

Предприятие сопряжено с разделением труда. Последнее реализуется как технологическое и как социальное, а на базе того и другого — и как хозяйственное. Технологическое разделение диктуется разнообразием природы, предметов и орудий труда, а также самого труда как физического процесса, различиями в трудовых приемах и навыках. Социальное разделение труда обусловлено необходимостью, с одной стороны, распределения различных трудовых функций по различным исполнителям (полифункциональные возможности одного человека, как и единой группы лиц, весьма ограничены и довольно скоро преодолеваются), а с другой — закрепления исполнителей за определенными трудовыми функциями. Само по себе социальное разделение труда естественной нормально. Несовершенной и ненормальной может оказаться лишь его практическая реализация, если указанное закрепление, во-первых, осуществляется насильственно, во-вторых, ведет к физической и духовной деградации человека. Хозяйственное разделение труда реализуется двояко: как внутрипроизводственное ("внутрипредприятийное") и как межпроизводстненное ("межпрсдприятийнос"). Хозяйственное разделение труда несет в себе черты технологического и социального, оно связано с конкретными видами труда, привязано к определенной производственной специализации. Хозяйственное разделение труда демонстрирует также, что труд в обществе разделен не только по специализации, но и по организации труда. Организовать производителей можно лишь обособляясь в предприятие, создавая особый социально-производственный организм, существующий в обществе, но в то же время как бы и вне общества, рядом с ним, параллельно. Это уже обособление не вида труда, а самого цикла труда, его организации, его системы. Предприятие — социально-технологическая система труда, имеющая специфику не только по характеру и месту труда, но еще и по его целостности.

Труд целостен дважды: как труд общества, или как общественный труд, и как труд части (частицы) общества, или частный труд. Общественное целое состоит из частных целых, оно реализуется через взаимодействие последних. И важно то, что общественное именно состоит из частных элементов, а не распадается на них. Целое из разделения, а не разделение из целого. Хозяйственное разделение труда, выражающееся, с одной стороны, в специализации труда, а с другой, — в его организационной обособленности, обязано своим наличием не тому, что производители-организаторы не дотягивают до неразделенной общественной организации, а тому, что организация производства не может не быть частью обособленной, оно идет от частного и в частном же осуществляется, и только осуществившись в частном, она может осуществиться в общественном. Общественное от частного, а не частное от общественного. Предприятие как раз и есть то частное целое, которое оказывается в своей реализации элементом общественного целого.

Указывая на то, что предприятие есть выражение разделения труда, т.е. реализатор обособленности одного труда от другого, одной организации труда от другой, важно не забывать и то, что предприятие есть средство соединения разделенного труда, реализатор его единства. Таковым предприятие предстает в рамках своей внутренней организации и в пределах своих взаимоотношений с другими предприятиями. Предприятие — это не только разделенный, но и объединенный труд, не только труд, выделенный из общественного труда, но и труд, вводимый в общественный труд. Предприятие — единственно возможное средство (способ) разрешения противоречия между разделением труда, его обособленностью, и объединением труда, его общностью. Обособляясь, предприятие объединяет (внутри и вовне себя), а объединяя, обособляется. Предприятие — механизм разъединения и объединения, характерных для сферы производства, его организации.

Организуя производство, человек организует предприятие. Предприятие же, воплотившись в особую социально-технологическую систему, организует производство, организует и человека. Предприятие — производитель, оно и организатор. Будучи единицей и системой хозяйства, предприятие является также и единицей и системой хозяйствования. Предприятие — хозяйствующий субъект.

3.Новый технологический переворот —

вторая промышленная революция

К началу 60-х гг. перед человеком индустриальным возникла исключительная по исторической значимости и грандиозности исполнения задача. Вполне сравнимая с той задачей, которая уже была однажды решена человеком неиндустриальным при его превращении в существо индустриальное, т.е. задача переворотная: от взаимного отчуждения человека, техники и природы к их взаимному единению. Одним словом — новая революция.

Антипромышлснная революция должна свершиться в рамках индустриальной цивилизации, т.е. послужить развитию именно индустриальной цивилизации, ее превращению в конечном итоге в другую индустриальную цивилизацию, или НЕОиндустриальную цивилизацию. Главная задача новой промышленной революции — второй промышленной революции — преодолеть посредством новой индустриализации отчуждение, принудительные зависимости и насилие, характерные для взаимоотношений человека, техники и природы в рамках первичной индустриальности. И сделать это возможно с помощью нового технического переворота, позволяющего перейти к такому технологическому способу жизнедеятельности общества, при котором денежный и технический фетишизмы уступают место фетишизмом гуманитарному и природному, что будет означать, по всей вероятности, решительный шаг к высвобождению человека из-под гнета внешних обстоятельств.

Являемся ли мы современниками антииндустриального — на индустриальной основе — технического переворота? Многое позволяет ответить на вопрос утвердительно, разумеется, с поправкой на сложность, неопределенность и скрытость интересующего нас процесса, его в большей мере потенциальность, чем свершенность, его начальность. С середины 70-х гг. мир заговорил о новом качественном преобразовании техники и технологии, причем заговорил не только как о желательном, но и как о свершающемся процессе. Заговорил не без оснований. И главным основанием стала всеобщая и разносторонняя компьютеризация техники и организации производства, всего хозяйственного процесса на базе особых технических устройств — ЭВМ, среди которых есть и такие, которые, будучи общедоступными, способны очень быстро и практически в неограниченных объемах перерабатывать информацию, запоминать ее, анализировать, вести диалог с человеком и самими собою, "думать", решать и даже "творить".

Применение такого рода "интеллектных" и колоссальных по мощности и быстродействию компьютеров открывает перед человеком поистине грандиозные возможности в творческой организационной и производственной деятельности; в познании и моделировании природы, ее преобразовании и приспособлении к ней, достижении нового взаимоотношения человека, техники и природы; в обобществлении производства, науки и культуры, преодолении их разделенное™ и разобщенности, обретении всемирной целостности.

Компьютер делает homo sapiens качественно другим, вооруженным не только своим, но еще и техническим разумом, т.е. человеком, разумным вдвойне — homo sapiens sapiens. Человеческий разум соединяется с разумом техническим. На место чисто человеческого разума приходит человеко-техни-ческий разум. Разум усложняется и качественно изменяется. Другим становится и носитель земного разума, его субъект.

Существа живые — люди — дополняются "существами" техническими, а в итоге — "существами" человеко-техническими. Основным думающим, решающим и действующим лицом окружающего мира становится своеобразное и небывалое ранее образование — "человек-машина", или, более современно, "человек-компьютер". Мир человека становится миром "homo-computer", оставаясь, конечно,миромчеловека. Человеческое общество — это уже общество не только разумных живых (естественных) существ, но и "разумных" неживых (искусственных) "существ".