Понятие достоинства личности опирается на принцип равенства всех людей в моральном отношении, основывается на равном праве каждого человека на уважение, запрет унижать его достоинство, независимо от того, какое социальное положение он занимает.
Честь как категория деонтологии и этики означает моральное отношение человека к самому себе и отношение к нему со стороны общества, окружающих, когда моральная ценность личности связывается с моральными заслугами человека, с его конкретным общественным положением, родом деятельности и признаваемыми за ним моральными заслугами (честь офицера, честь судьи, честь ученого, врача, предпринимателя...).
Репутация— мнение о нравственном облике человека, сложившееся у окружающих, основанное на его предшествующем поведении. Репутация определенной социальной группы складывается на основании поведения принадлежащих к ней индивидуумов в течение достаточно длительного периода их деятельности. Репутация, разумеется, не остается неизменной, как и сами люди, ее создающие. Это определяет поведение юриста как в сфере служебной деятельности, так и в повседневной внеслужебной жизни.
Юрист также должен владеть профессиональным тактом. Это означает: умелое общение, забота о расположении духа собеседника, человеческие взаимоотношения.
Профессиональный такт юриста по форме ничем особым не отличается от обычного такта, человеческой тактичности, вежливости, внимательности и т.п. Эти общечеловеческие качества нужны юристу, так как он имеет дело преимущественно с людьми недостаточно высоких моральных качеств, испорченной человеческой психикой. Профессиональный такт - это специально - профессиональное умение, с помощью которого юрист в каждом конкретном случае применяет к правонарушителям наиболее эффективное средство воспитательного влияния. Его можно иначе назвать педагогическим подходом к правонарушителям. Это своего рода паспорт общей культуры юриста.
Юрист должен уметь наблюдать, предусматривать, аргументировать, доказывать, убеждать преобразовывать любые конфликтные ситуации, свободно выбирать оптимальные формы ведения диалога./11/
Деятельность юрисконсульта связана с правовым обеспечением деятельности предприятия.
Одна из основных функций юрисконсульта заключается в том, чтобы вести активную организационную работу по правовым вопросам на предприятии, в учреждении. Эта организационная работа по своему содержанию выражается в том, что можно назвать главным образом активным консультированием.
Юрисконсульт должен быть в курсе деятельности организации, ее подразделений, вникнуть в ее деятельность. Его задача – путем рекомендаций, советов, подготовки предложений по правовым вопросам, визирования проектов документов юридического характера способствовать широкому использованию правовых норм, средств для повышения эффективности работы всех звеньев предприятия, для внесения в эту работу духа законности, для предупреждения правонарушений.
Юрисконсульт призван свести к минимальному пределу саму возможность возникновения конфликтных дел, предупредить возможное правонарушение в конфликтной ситуации.
Диапазон вопросов, с которыми приходится сталкиваться юрисконсульту, чрезвычайно широк: это и гражданское право, и трудовое право, вопросы арбитража, и гражданский процесс, и финансовое право, и земельное право и т.д.
Юрисконсульт участвует в составлении договоров, визирует их тексты, а также тексты протоколов разногласий, организует, а иногда непосредственно ведет претензионную работу, готовит материалы и выступает в арбитраже по преддоговорным спорам и спорам об исполнении хозяйственных договоров.
Юрисконсульты участвуют в разработке мер по использованию правовых средств в целях обеспечения сохранности собственности. Свои предложения они основывают на результатах анализа данных, содержащихся в актах инвентаризации, ревизии, служебных проверок, в претензионно-исковых материалах, решениях судов, органов арбитража, сообщениях и представлениях органов прокуратуры, внутренних дел о хищениях, недостаче, порче продукции, фактах бесхозяйственности.
Анализ деятельности лучших юридических отделов приводит к выводу, что хорошо организованная юридическая служба приносит предприятию экономический эффект и непосредственно влияет на результаты производственной деятельности, сокращая или ликвидируя дебиторскую задолженность, нормализуя ритм поставок топлива, материалов, полуфабрикатов, стабилизируя работу транспортных предприятий, поставщиков, получателей.
Юрисконсульт должен оказывать активную правовую помощь финансовой, бухгалтерской службам по возмещению материального ущерба, причиненного предприятию, по взысканию просроченной дебиторской задолженности, а также в применении действующего законодательства при списании материальных ценностей и денежных средств.
Работа юрисконсульта построена в значительной степени на авторитете, на служебных контактах, на сложившихся в организации деловых отношениях. А это, в свою очередь, зависит от того, как «поставил» себя юрисконсульт, как он реально своей работой доказал плодотворность деятельности юридической службы, ее важность для деятельности коллектива, выполняемых им задач. /1/
Одной из специфических особенностей деятельности юрисконсульта является невозможность проконтролировать результат его индивидуальной работы никаким другим способом, кроме как через утверждение моральной нормы, имеющей ограничительный или предупредительный характер. Отсюда возникает необходимость во-первых, защиты членов общества от возможного произвола специалиста, обладающего недоступными другим знаниями, а во-вторых, ограничения риска глобальных последствий профессиональной деятельности. Эти проблемы могут быть решены через создание особых профессиональных моральных кодексов.
Профессиональные кодексы чаще всего возникают в результате дельности членов специальной корпорации, отражают коллективный, систематизированный опыт решения моральных проблем, возникающих в профессиональной деятельности, то есть они имеют конвенциальную природу. В процессе создания профессиональных кодексов всегда приходится искать определенный консенсус, определяемый оптимальным балансом интересов членов корпорации, общественных интересов, интересов коммерческих организаций, вовлеченных в профессиональную деятельность специалистов. /8/
В настоящее время точная численность отечественных юрисконсультов неизвестна, так как их учет официально не ведется. В то же время в каждой предпринимательской структуре осуществляется юридическое обслуживание. Таких коммерческих структур в России более 2 миллионов - юридических лиц в разных организационно-правовых формах и действующих на базе разных форм собственности. В подавляющем большинстве случаев такое юридическое обслуживание осуществляется штатными юрисконсультами; в остальных - адвокатами, юридическими фирмами и юристами, работающими самостоятельно, по договорам подряда. В итоге мы имеем четыре формы юридического обслуживания предприятий. Таким образом, по самым скромным подсчетам, штатных юрисконсультов несколько сотен тысяч человек. И это только тех, кто работает в бизнесе, но ведь есть еще и государственные структуры со своими юридическими службами - налоговые инспекции, структура МВД РФ, Министерство обороны РФ, все вузы.
Как видим, называемая цифра в несколько сотен тысяч человек очень приблизительна даже по самым скромным подсчетам. И вместе с этим у юрисконсультов нет ни организационного, ни информационного, ни кадрово-методологического центра. В советский период таким центром было Управление правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции, куда обращались в поисках работы, с жалобами и т. д. В настоящее время аналога такого Управления нет. Пожалуй, кроме газеты "эж-ЮРИСТ", сложно назвать еще какое-либо издание, специально предназначенное для юрисконсультов. Примерно 30 тыс. судей обслуживают десяток специализированных изданий, юрисконсультам же, которых как минимум в 10 раз больше, практически негде поделиться своим опытом/3/.
В связи с этим в профессиональной юридической среде в последнее время стали высказываться различные точки зрения, связанные с законодательным регулированием деятельности юрисконсультов и созданием механизмов, закрепляющих обязательность соблюдения основных требований профессиональной этики. Приведем примеры основных позиций по этому вопросу.
Клеандров М., судья Конституционного Суда РФ, профессор, доктор юридических наук, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист Российской Федерации: «Назрела необходимость консолидации деятельности юрисконсультов страны в координационно-методологическом смысле, возможно, в форме ассоциации… Скорее всего нужен и специальный закон о правовом положении юрисконсультов, аналог Положения 1972 г. /Приложение, I/, хотя Положение отменено и не во всех частях, в современной ситуации оно уже неприменимо»/3/.
Паринов К., заместитель Председателя Правления ЗАО «Интеррос», директор по правовым вопросам: «Государство ждет от нас саморегулирования профессии, когда юрист будет знать, что за нарушение правил поведения он будет самим профессиональным сообществом лишен права заниматься юридической профессией. Он подумает, стоит ли совершать это нарушение после того, как он 5-7 лет проучился (особенно, если платил за обучение сам), и лишиться права работать по полученной профессии. Государство ждет, что мы сами будем чистить свои ряды от нарушителей профессиональной этики через определенные, специально созданные институты и механизмы. Государство доверило такую функцию адвокатуре, и корпоративные юристы, на мой взгляд, тоже могут справиться с такой задачей в сфере своей деятельности. Таким образом, мы избежим контроля сверху, который может оказаться более жестким, чем нужно. В нашей стране всегда была такая форма как повышение профессиональной квалификации. За рубежом такого нет. Было бы хорошо, если бы мы создали саморегулирующую организацию и доверили ей не только функцию лишать права заниматься юридической деятельностью за нарушение профессиональной этики, но и требовать практикующих юристов постоянно повышать квалификацию, причем, в специально аккредитованных вузах за свои средства». /10/