Смекни!
smekni.com

Предпринимательство в рыночной экономике (стр. 3 из 6)

Экономическая интеграция стран Евразии идет с большим трудом, преобладает односторонняя западная ориентация российского бизнеса.

По значимости, суля по данным экспертных опросов, проводившихся с нашим участием в 1994-1995 гг. в ряде регионов, пути развития предпринимательства могут быть расположены в следующем порядке:

1. создание стабильного и детального хозяйственно­го законодательства на основе принятого Гражданского кодекса, принятие законов прямого действия, не нужда­ющихся в постоянных уточнениях, подзаконных инструкци­ях и т.п. До 1996 г. принято не более 1/5 от общего числа законов для нормального функционирования рыночной экономики;

2. создание механизмов исполнения законов, позво­ляющих предпринимателям обходиться без услуг мафии при регистрации фирм, разрешение хозяйственных споров, возврате долгов и т.п.; защита жизни и имущества от преступных посягательств; преодоление массовой коррупции чиновников на всех уровнях;

3. введение нового налогового кодекса, направлен­ного на стимулирование эффективного предпринима­тельства, а не только на фискальные цели; дифферен­циация налогов в зависимости от источников и ис­пользования походов, а не на базе предпочтений органов власти;

4. развитие региональной рыночной инфраструкту­ры с предоставлением малому бизнесу в приоритетных областях информационных, маркетинговых, научно-тех­нических, образовательных услуг на льготной основе;

5. формирование устойчивых связей малого и крупного бизнеса на основе франчайзинга, системы дочерних фирм и субконтрактов в рамках финансово-промышленных групп, предпринимательских сетей и бизнес-ассоциаций; создания на этой основе среднего звена управления финансово-хозяйственными комплек­сами, сочетающего рыночные и планово-организацион­ные методы;

6. формирование национального стиля предприни­мательства на основе освоения современного менедж­мента, позволяющего развивать позитивные традиции и ограничивать действие негативных черт национального характера. Особое значение при этом имеет этика.

В современном мире сложились две школы менедж­мента - американская и японская. Они различаются структурой акционеров (преобладание физических или юридических лиц) преобладающими целями бизнеса (максимум текущей прибыли или расширение рыночной ниши в перспективе); механизмом сотрудничества (кон­курентным или коллективным) и принятия решений (еди­нолично или коллективно); соотношением критериев оценки работников, материальных и моральных стиму­лов, вложений в материальный и человеческий капитал;формами разделения труда и т.д.

На наш взгляд, японский стиль гораздо ближе к российским традициям.

Роль предпринимательства в развитии общества состоит прежде всего в развитии инициативы массы людей, которые не находятся на содержании государст­ва (общин, мафиозных групп и т.п.), в выборе сферы приложения своих сил и способностей.

Предпринимательство - форма выражения и разви­тия личности человека, его способностей и потребнос­тей, Социальные потребности людей определяют их стремление к экономической свободе, при которой выбор способа реализации трудового потенциала и форм деятельности ограничивается лишь их эффектив­ностью. По мере выхода из нищеты предприимчивость все теснее связывается с состязательностью, желанием привлечь к себе внимание, заслужить признание в обществе.

Свобода, состязательность и диалектически связан­ная с ними ответственность предполагают неравенство в положении работников, иерархию, основанную на различии способностей и, как следствие, результатов труда. Этот естественно - исторический процесс не мо­жет быть отменен никакой общественной формацией. Все попытки преобразования «человеческого материа­ла», создания «нового человека путем ограничения его экономической свободы и замены внутренней мотива­ции внешними, организуемыми государством, стимула­ми и гарантиями, приводили к деградации личности, превращению самодеятельных работников в безответст­венных люмпенов, ожидающих указаний и материальных благ от начальства. Для них характерна имитация труда, однообразие потребностей, неприятие тех, кто хочет и умеет работать, проявляя инициативу. Их активность проявляется не в производстве, а в распределении того, что создано другими. При этом равенство в потреблении все равно остается недостижимым, складывается новая иерархия, но уже не на базе состязания в труде и экономическом мышлении, а на основе власти привиле­гий, близости к начальству, центрам распределения.

Советская экономическая наука 30 - 70-х голов по сути дела игнорировала личностные факторы экономи­ческого поведения, что отражало общие технократи­ческие тенденции в политике и невнимание к той производительной силе, которую сами классики марк­сизма называли главной. Между тем, А.Смит, А.Маршалл, Дж. Кейнс, Й.Шумпетер, М.Вебер, Д.Гэлбрейт, многие философы и экономисты России начала XX века понимали, что без исследования хозяйственных спо­собностей, социально-психологических и этносоциальных основ экономического поведения, мотивации труда и потребления, восприятия различных форм собствен­ности и хозяйствования учение об экономических зако­нах и категориях не может служить руководством к практической деятельности,

К числу основных особенностей, определяющих необходимость собственной модели предприниматель­ства в России можно отнести уже накопленный опыт рыночного хозяйствования.

В России классический рынок стал формироваться лишь после освобождения крестьян - наиболее много­численного класса общества от крепостной зависимос­ти в 1861 году.

Уже в 1914-м началась мировая война и были введены административно-командные ограничения рынка. Даже с учетом НЭПа (1921-1926 гг.) население жило в условиях рынка, причем с большими перерывами немногим более полувека, а на Запале 300-400 лет.

В России не сложились традиции рационального, расчетливого экономического поведения.

По традициям большинства народов СНГ считается, что «не в деньгах счастье». Хотя «новые русские» не следуют этим традициям, все же богатый сосед вызывает преимущественно подозрительность и зависть, а не желание изучить и повторить его опыт, а то и превзойти, добиться большего. «От трудов праведных не наживешь палат каменных», «не обманешь - не продашь» - так оценивают купеческое богатство русские пословицы.

Рационализм, как этическая норма повеления, осно­ван на примате индивидуальности, объективной оценки полезности, личном выборе предпочтений, свободе их реализации, т.е., суверенитете личности. На этом осно­вана теория рациональных ожиданий, по которой можно прогнозировать повеление человека в конкретных ситуа­циях, исходя из его интересов.

В истории России личность рассматривалась, как член семьи, рола, клана, общины, артели, гражданин государства и т.п., и не получала своего правового определения. Социальный человек свободен лишь в рамках выбора, сделанного сообществом, к которому он принадлежит, его традиций и приоритетов.

Тот кто «высовывается», т.е., проявляет ненужную с точки зрения большинства инициативу в организации бизнеса или частной фирмы, сегодня рискует нарвать­ся на только на неприязнь, но и на прямое противодей­ствие,

Западный стиль предпринимательства, да и весь уклад жизни западноевропейиев, северо-американиев,а также японцев предполагает сопоставление затрат и результатов, личной выгоды и усилий по ее достижению, высокую пунктуальность («время - деньги») и бережли­вость. На этом базируется теория предельной полезнос­ти. Размытость внешних границ расселения народов России, богатство природных ресурсов, громадные массивы свободных земель уменьшали возможность и необходимость подобных расчетов. Им (россиянам) «была нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим".

Скромный облик протестантских, а также старооб­рядческих храмов и их служителей, наглядно контрасти­руют с золотыми куполами, драгоценными окладами икон, пышными одеждами епископов, роскошными двор­цами прежних, да и нынешних восточных правителей, традиционными ансамблями мечетей.

На просторах Евразии никогда не была в особой почести точность и скорость. «Бог дал, бог взял» - так относились к потере имущества люди,

Постоянные набеги завоевателей, засухи и стихий­ные бедствия не располагали к долгосрочному планиро­ванию своих действий, которые в крови у бизнесменов Запала. Ориентация на «авось», выраженная во многих пословицах («утро вечера мудренее», «работа не волк -в лес не убежит», «будет день - будет хлеб»), приводит к тому, что и сегодня, как блестяще сформулировал В.С.Черномырдин ; «Хотел как лучше, а получилось как всегда».

Национальный менталитет большинства народов СНГ не одобряет нормальные по протестантской этике возмездные отношения между людьми. Коран прямо запрещает ростовщичество, но считает обязательной помощь неимущим. В Евразии не приемлют «гамбург­ский счет», когда каждый в компании платит сам за себя. Здесь распространены традиции «Хошара» - коллектив­ной помощи соседу в постройке дома.

Символом доброго дела в России служит обитель Сергия Радонежского - бескорыстного аскета, призыва­ющего к единству, а в США - мемориал миллиардеров Рокфеллеров, подаренный ими Нью-Йорку.

«Инициатива наказуема» - считалось на Руси, а инициатива - движущая сила предпринимателя. Драма­тична судьба русских умельцев и талантов. Пример тому - Левша. Русских по достоинству оценивала не родина - Россия, а зарубежные страны. Не были счастливы и богаты талантливые люди на Руси.

Народы России никогда не отличались особой дисциплиной, законопослушностью, руководствуясь не буквой нормативного акта, а своим внутренним созна­нием, традициями, общественным мнением.

Понятие частной собственности никогда не имело здесь такого значения, как на Запале. Верховным собственником всего сущего признавался Бог, а не его бренные чала. При этом «русский народ по своей душевной структуре народ восточный. Россия - христи­анский Восток, который в течение двух столетий подвер­гался сильному влиянию Запада» (6). Так считали русские философы, так думал А.Блок и многие писа­тели.