Таким образом, на формирование мотивов (потребностей), а следовательно, и на экономическое развитие оказывают воздействие не только экономические, но и социально-культурные, исторические, национально-особенные факторы. Этот вывод исключительно важен для формирования и проведения экономической политики в современной России.
Практика реформ наглядно свидетельствует о том, что в переходный период в российском обществе одновременно с утверждением рыночных институтов и отношений стали абсолютизироваться западные духовные ценности. Проблема здесь заключается в том, что система мотивов и поведения в западном обществе имеет иные, отличные от российских, духовные основы. Эти вопросы являются объектом пристального внимания отечественных и зарубежных исследователей - представителей философии, социологии, истории и достаточно изучены, поэтому остановимся лишь на некоторых моментах, принципиально отличающих российский и западный менталитеты.
Природно-исторические, экономико-географические и духовно-религиозные факторы (суровость природы, обширность территорий, сезонность хозяйственных работ, удаленность от мировых экономических центров и торговых путей, срединное положение между «западной» и «восточной» цивилизацией, переход к оседлой жизни на языческой, а не на христианской основе, принятие православия) способствовали установлению коллективных форм организации труда, отношений взаимопомощи и сотрудничества, терпения, великодушия, доброты, справедливости, неприятия грубой материальности, покорности перед властью, способности переносить трудности и жить на низком уровне. Кроме социальной направленности, российская традиция характеризуется также многомерностью восприятия и "государственничеством". Следует также учитывать, что и социальность, и государственничество были не только сохранены, но и значительно усилены в годы советской власти.
Все это существенно отличалось от той социально-экономической тенденции, которая сформировалась в Западной Европе. Надэкономический полюс западного общества формировался в иных условиях, центральное место среди которых занимает католическое христианство. Последнее оказало ключевое воздействие на мировоззренческую систему населявших Европу народов в период перехода к оседлой жизни, что привело к индивидуализации свободы хозяйствования на начальном этапе и к становлению института частной собственности в дальнейшем. Кроме того, особая роль в формировании духовных основ западного общества принадлежит Реформации.
Реформация кардинально изменила духовные основы и в целом образ жизни людей. главная обязанность христианина – служение Богу – стала заключаться не только в молитвах, а преимущественно в добросовестном выполнении своей профессиональной деятельности. Одновременно с этим церковь отменяет обет безбрачия, бедность перестает быть добродетелью, но и расточительная роскошь объявляется грехом. Человек должен быть бережливым: независимо от размеров богатства, тратить можно только на свои насущные потребности. Образ жизни должен быть простым, потребности – ограниченными. В то же время церковь оправдывает ссудный процент, поощряет предпринимательский риск, частную торговлю.
Тем самым Реформация способствовала зарождению и формированию нового хозяйственного уклада, получившего название капитализма. Суть капиталистического духа заключается в жестком подчинении всех проявлений жизни рационально обоснованной системе действий по приумножению капитала: сумма денег, вложенных в любую деловую операцию, должна возрасти. При этом бережливость, объявленная добродетелью, стала заключаться в том, что прибыль не расточается в излишних расходах, а сберегается, накопляется и пускается в оборот, то есть присоединяется к капиталу.
Страны, где победила Реформация – Англия, Швейцария, Нидерланды, Франция и др. первыми встали на капиталистический путь развития и к XVIII в. оказались самыми богатыми странами Европы. Напротив, страны, где сохранила господствующее положение католическая церковь – Италия, Испания, Австрия, Польша, отставали в хозяйственном развитии и долго оставались беднее протестантских стран.
Безусловно, современный западный человек отличается от "пуританина" XVIII в. Между тем, историческое наследие прочно вошло в его образ жизни, в основе которого – жесткий индивидуализм, индивидуальная свобода, опора только на самого себя и счастье, понимаемое как достижение материального благополучия, богатства.
Таким образом, направление развития западного общества также было задано определенной духовной установкой. Как видно, она существенно отличается от российской социальной традиции. Возникает закономерный вопрос: как влияет на ход реформ привнесение на российскую почву западной духовности, является ли такое сочетание плодотворным? Эта дилемма не ускользает от внимания российских политиков и экономистов. Как на страницах научных журналов, так и в открытой печати ведутся многочисленные дискуссии, высказываются оригинальные, нередко противоречивые мнения.
На наш взгляд, выход в сложившейся ситуации состоит не в отрицании важной роли материальных стимулов, частной собственности, индивидуализма и других атрибутов «экономического общества» и «экономического человека», а в учете в процессе преобразований особенностей российской традиции, понимании своеобразия духовной установки «русского пути».
Таким образом, исходным экономическим противоречием следует считать противоречие между производством и потребностями. Свойственное всем экономическим системам на всех исторических этапах, именно оно является источником развития общества. Исходность этого противоречия заключается в самой сущности человеческой природы. При этом потребность выступает как мотив и причина, а производство как действие и следствие. При всей многообразности мотивов человеческой деятельности все они могут быть отнесены либо к природной (экономической), либо к духовной (неэкономической) доминанте, взаимодействие которых на разных этапах развития в разных обществах во многом определяет структуру и особенности экономической модели. Более того, именно духовная установка задает направление развития экономики. В этой связи реформирование российской экономики должно опираться не только на экономические, но и на духовные основы общества.
Как указывалось ранее, основное экономическое противоречие занимает центральное место в структуре системы экономических противоречий. Именно оно отражает глубинную сущность экономического строя и, разрешаясь, является источником развития экономики. В связи с этим выделение и исследование основного экономического противоречия переходного периода экономики России представляется особенно актуальным.
При выделении основного противоречия экономики переходного периода необходимо в первую очередь определить его ведущие, характерные признаки. Основываясь на представленных ранее работах советских философов и экономистов, можно выделить следующие отличительные черты основного противоречия.
Во-первых, оно должно отражать глубинную сущность переходной экономики, характеризовать ее основную качественную сторону (от сущности «старого» – к сущности «нового»). Во-вторых, это противоречие должно охватывать все основные взаимосвязи, проявляться через всех субъектов экономических отношений. В-третьих, тесно взаимодействовать со всеми другими противоречиями, являться ведущим в данной системе противоречий, а отсюда иметь определяющее влияние на все сферы общественной жизни, обусловливать их развитие. В-четвертых, должно быть только одно основное для соответствующей экономической системы противоречие, которое функционирует с ним вместе. В-пятых, основное противоречие должно отражать основное экономическое отношение.
Поиск основного экономического противоречия может основываться на исследовании каждого из перечисленных признаков. Тем не менее нам представляется, что более продуктивным и целесообразным будет начать с выделения основного производственного отношения.
В соответствии с положениями марксистской теории, основным производственным отношением является отношение собственников средств производства к непосредственным производителям. Такой вывод Маркс делает исходя из исторического анализа последовательно сменяющих друг друга общественно-экономических формаций.
Это положение марксистской теории не является общепризнанным. Современная западная экономическая наука вообще не ставит вопрос о выделении основного экономического отношения, хотя проблемы собственности продолжают оставаться в центре внимания. Распространенная теория прав собственности делает упор на юридическом аспекте, рассматривая права собственности как санкционированные обществом поведенческие отношения между людьми. Действительно, отношения собственности закрепляются и защищаются государством и в этом смысле приобретают форму юридических отношений. Но этот момент нисколько не отрицает того, что юридическая оболочка отношений собственности оказывает влияние на всю систему экономических отношений. Более того, она ее формирует.
Отличие административно-командной и рыночной систем по форме собственности на средства производства является очевидным. Но также очевидно, что собственность не является единственным отличием. Поэтому возникает вопрос: первично ли это отличие? Главное ли оно? Действительно ли именно в собственности заключена сущностная разница «старой» и «новой» систем?
Авторы «Экономикс» К.Р. Макконелл и С.Л. Брю утверждают: «Вообще говоря, индустриально развитые страны мира в основном различаются по двум признакам: 1) по форме собственности на средства производства и 2) по способу, посредством которого координируется и управляется экономическая деятельность». Рассматривая далее главные черты «полярных» моделей экономических систем, они указывают, что чистый капитализм «характеризуется частной собственностью на ресурсы и использованием системы рынков и цен для координации экономической деятельности и управления ею», а командную экономику «характеризуют общественная собственность практически на все материальные ресурсы и коллективное принятие экономических решений посредством централизованного экономического планирования». С этим высказыванием нельзя не согласиться.