Смекни!
smekni.com

Ситуация риска и неопределенности в экономике (стр. 2 из 6)

Допустим, что доход от облигаций будет равен 30 тыс. рублей. При этом на облигации может вы­пасть выигрыш в сумме 200 тыс. рублей, а веро­ятность такого исхода событий составляет одну тысячную. В случае же покупки акций доход по­требителя составит 15 тыс. рублей при неблаго­приятных для фирмы обстоятельствах и 120 тыс. рублей, если дела пойдут хорошо. При этом шансы благоприятного и не благоприятного исхода дел на данной фирме соотносятся друг с другое как 0,6:0,4.

Сведем в таблицу данные о возможных ва­риантах размещения сбережений потребителя на рынке ценных бумаг (см. табл. 8.1.1). Эти данные позволяют определить величину ожидаемого среднего дохода. В случае приобретения облигаций он составит (30-0,999) + (200-0,001) = 29,97 + 0,2 = 30,017 тыс. рублей, а при покупке акций (15 • 0,4) + (120 • 0,6) = 6 + 72=78 тыс. рублей.

Понятно, что действительный доход будет отличаться от ожидаемого среднего дохода. Чем больше величина отклонения действительного дохода от среднего ожидаемого, тем больше риск, и наоборот.

Варианты размещения сбережений на рынке ценных бумаг.

Варианты
Вариант № 1 Вариант № 2
ДОХОД Вероятность Доход вероятность
Покупка Облигаций 30 0,999 200 0,001
Покупка акций 15 0,4 120 0,6

Количественно меру отклонения принято определять с помощью двух тесно связанных, но отличающихся друг от друга показателей — дисперсии и среднего квадратичного отклонения.

Дисперсия — это среднее значение квадрата отклонений действительного результата от ожидаемого. Заметим, что возведение в степень необходимо для того, чтобы не получить отрицательное значение показателя. В нашем примере величина дисперсии при покупке облигаций составит

(30 – 30,17)2 • 0,999 + (200 – 30,17)2 • 0,001 = 288,35,

а в случае приобретения акций

(15- 78)2 • 0,4 + (120 - 78)2 • 0,6=2646.

Если из полученных значений дисперсии извлечь квадратный корень, то получим второй показатель, характеризующий меру отклонения действительного результата от ожидаемого, который называется средним квадратичным отклонением. В нашем уловном примере среднее квадратичное отклонение при покупке облигаций составит 53,7 а в случае приобретения акций — 51,4.

1.3 Выбор в условиях неопределенности

Если потребитель в своих действиях руководствуется гипотезой рационального поведения и последовательно стремится при размещении своих сбережений к минимуму риска, то он выберет покупку акций (пример из 1.2.), так как в этом случае он получи+т больший доход с меньшим риском. Когда оценка риска произведена, то принятие решения зависит от личностных качеств человека и обстоятельств, в которых он находится. Так, отме­чено, что люди охотнее решаются на рискованные действия когда последние связаны с потерями. В случае же приобретений люди становятся более консервативными, они проявляют меньше стрем­ление рисковать.

Тем не менее, по отношению к риску людей принято объединять в несколько групп. Прежде всего, это люди не расположенные к риску. Опыт сви­детельствует, что антипатия к риску — наиболее распространенное в обществе отношение к риску. Как правило, большинство людей стремится обезопасить себя от всевозможных рискованных ситуаций. С этой целью, например, люди заключают договоры страхования жизни и здоровья, домовладений, автомобилей и другого имущества.

Вывод о преобладании в обществе антипатии к риску можно получить на основе кривой общей по­лезности. Отложим по вертикальной оси полезность, измеренную в неких условных единицах — ютилах, а по вертикальной — сумму сбережений в миллионах рублей (см. рис.1). В нашем примере накопления в 1 миллион рублей дадут потребителю 14 ютилов по­лезности. Если накопления удвоятся то величина полезности составит 22, т.е. возрастет на 8 ютилов. При утроении суммы сбережений полезность будет равна 28 ютилам, т.е. увеличится на 6 ютилов. Следовательно, увеличение сбережений на одну и ту же величину будет приносить потребителю все меньшее количество ютилов полезности. В этом проявляется принцип убывающей предельной по­лезности.

Допустим, что обладая 2 млн. рублей, наш по­требитель решил сыграть в «орлянку»»: при вы­падении «орла» сумма его сбережений увеличится на 1 млн. рублей, а при «решке» — настолько же уменьшится. Вероятность выигрыша при такой игре равна вероятности проигрыша, а математическое ожидание равно нулю. Однако совсем иным будет оценка этой игры в единицах полезности: выигрыш даст потребителю 6 ютилов, а при проигрыше он потеряет 8 ютилов. Математическое ожидание составит 0,5-6 + 0,5-( - 8) = 3 - 4= - 1 ютил.

Рациональный потребитель в такой игре участвовать не будет, он предпочтет держать свои деньги при себе, а не вкладывать их в игру, где шанс выиграть определенную сумму денег в точности равен шансу ее проиграть. Ему не нравится та неопределенность, которая связана с этой игрой. Он будет отдавать предпочтение более надежным способам вложения денег, где ценность результата меньше, но меньше и множественность вероятных результатов.

Следовательно, в рамках теории рационального поведения потребителя, индивидуум получает стойкую нерасположенность к риску почти во всех случаях. Люди не расположенные к риску составляют наиболее распространенную, но не единственную группу людей, различающихся между собой по своему отношению к риску. Практика показывает, что всегда имеются люди, охотно идущие на риск, люди, которым нравится рисковать. Не будь таких людей, общество испытывало бы большие трудности в проведении, например, лотерей, организации аукционных торгов, внедрении технических нов­шеств, развитии мелкого предпринимательства.

Статистика по развитым странам рыночной экономики говорит о том, что там ежегодно создается почти столько же мелких и мельчайших фирм, сколько и прекращают свою деятельность. Неудачи в бизнесе одних фирм отнюдь не пугают других. Рост мелких и мельчайших фирм нередко отмечается даже в условиях неблагоприятной экономической конъ­юнктуры.

Человек, расположенный к риску, отдает пред­почтение рискованным вариантам с ожидаемым значением по сравнению с вполне определенным вариантом свободным от риска при одном и том же математическом ожидании результатов. Что лежит в основе поведения людей, предпочитающих риск? Экономистами выдвинуто ряд гипотез, содержащих возможные объяснения причин такого поведения. В частности, кривая функции полезности может иметь иную конфигурацию, чем на рис. 1 Например, если эта кривая имеет выпуклые и вогнутые сегменты, то это объясняет склонность потребителя к риско­ванным предприятиям. Отдельные люди могут переоценивать вероятность выигрыша и, даже просто испытывать удовольствие от самого процесса азартной игры.

И, наконец, существует группа людей, проявля­ющих безразличие к риску. Для людей, образующих эту группу, безразлично, что выбрать — определен­ный результат с заданным исходом или ряд риско­ванных вариантов о одним и тем же математическим ожиданием.

Несмотря на разное отношение отдельных людей к риску, экономисты склонны считать, что само наличие фактора риска в сфере экономики способствует развитию и обогащению предпри­нимательской деятельности, подталкивает фирмы к принятию нетрадиционных решений, внедрению инноваций, экономии ресурсов.

1.4 Кривая риска

Наиболее полное представление о риске дает так называемая кривая распределения вероятностей потери или графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающее, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.

Чтобы установить вид типичной кривой вероятности потерь, рассмотрим прибыль как случайную величину и построим вначале кривую распределения вероятностей получения определенного уровня прибыли (рис. 2).

При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты следующие предположения.

1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчетной величине - ПРр. Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальна, соответственно значение ПРр можно считать математическим ожиданием прибыли.

При построении кривой распределения вероятностей получения прибыли приняты следующие предположения.

Вероятность получения прибыли, большей или меньшей по сравнению с расчетной, тем ниже, чем больше такая прибыль отличается от расчетной, т. е. значения вероятностей отклонения от расчетной прибыли монотонно убывают при росте отклонений.

2. Потерями прибыли (DПР) считается ее уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то

DПР=ПРр-ПР .

3. Вероятность исключительно больших (теоретически бесконечных) потерь практически равна нулю, так как потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно).

Конечно принятые допущения в какой-то степени спорны, ибо они действительно могут не соблюдаться для всех видов риска. Но, в общем, они верно отражают общие закономерности изменения предпринимательского риска и базируются на гипотезе, что прибыль как случайная величина подчинена нормальному или близкому к нормальному закону распределения.

Исходя из кривой вероятностей получения прибыли, построим кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую, собственно, и следует называть кривой риска. Фактически это та же кривая, но построенная в другой системе координат (рис. 3).

Выделим на изображенной кривой распределения вероятностей потерь прибыли (дохода) ряд характерных точек.

П е р в а я т о ч к а (DПР=0 и В=Вр) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна, хотя, конечно, меньше единицы.