Смекни!
smekni.com

Современный инвестиционный процесс и его опосредование ценными бумагами (стр. 6 из 24)

Вместе с тем проявляется недостаток в серьезных исследованиях, касающихся сущности ценных бумаг в целом и акций в частности, специфики функций акций на современном этапе развития рыночных отношений в Российской Федерации.

Выше уже приводилась общая характеристика ценных бумаг. Акции по своим характеристикам несомненно являются ценными бумагами. С социально-экономической точки зрения акция, наряду с другими ценными бумагами, является носителем потребительной и меновой стоимости. Потребительная стоимость акции заключается в ее способности приносить доход. В этом смысле акция является инвестиционным товаром. Ей присущи все качества инвестиционного товара: массовость, стандартность, взаимозаменяемость, неопределенность и непредсказуемость изменения цены. Однако, только акции "доводят эти качества до высокой степени универсальности".[43] Акция по сути замещает собой любой другой инвестиционный товар. Инвестору достаточно вложить свои средства в акции, не вдаваясь в подробности развития производства, конъюнктуры товарных рынков и т. п. В присущей ей универсальности заключается отличительная особенность акции по отношению ко всем другим инвестиционным товарам. Акция, как универсальный инвестиционный товар, занимает промежуточное положение между другими инвестиционными товарами (реальными активами), степень универсальности которых ниже, чем у акции, и деньгами - товарами с наивысшей степенью универсальности.

Как ценная бумага акция выделяется из всех других видов ценных бумаг тем, что она опосредует отношения совладения действительного капитала. Акция выступает титулом, свидетельством, собственности на реальный капитал, является свидетельством участия в капитале фирмы. "Право членства, - подчеркивает М. М. Агарков, - составляет существенную часть содержания акции."[44] Эта же черта выделяется в действующих на территории Российской Федерации Основах гражданского законодательства Союза ССР и республик: "Акция - ценная бумага, удостоверяющая право ее держателя (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении делами акционерного общества и на часть имущества, остающегося после его ликвидации."[45] Данное положение разделяют многие исследователи, рассматривающие сущность акций.[46] Однако, не все исследователи единодушны в этом вопросе. Еще в начале века известный русский юрист и экономист Л. И. Петражицкий отказывал акции в ее праве на участие ее держателя в предприятии. "Акция есть не удостоверение или воплощение (формальное corpus права) участия в предприятии, - писал Л. И. Петражицкий, - а самостоятельная ценная бумага, столь же отличная по существу своему, по родовым своим признакам от документа участия в предприятии, как и облигация (и другие процентные бумаги). Акция есть процентная бумага наравне с облигацией или т. п. Интересным и важным здесь для нас является то видовое хозяйственное различие между этими двумя видами процентных бумаг, что акция является процентной бумагой с неопределенными и колеблющимися: 1) процентными и 2) капитальными, 1) положительными и 2) отрицательными премиями.

Или мы можем характеризовать акцию как доходную бумагу с колеблющимся от 0 до +n (неизвестная величина без определенной границы вверх) капиталом и доходом. Напротив, облигация есть ценная бумага с фиксированным доходом и капиталом."[47] Таким образом, Л. И. Петражицкий полностью отказывал акции в том, что эта бумага дает ее держателю право на участие, сводя ее к простым процентным бумагам.*) Однако, думается, что это мнение крайнее. Такое положение дел действительно имеет место, когда речь идет о небольшом пакете акций. Действительно, ведь чтобы формально участвовать в управлении делами акционерного общества, входить в Совет директоров, необходимо иметь достаточный для этого, либо контрольный, пакет акций. Контрольным пакетом акций американской корпорации "Кока-Кола", например, является пакет, составляющий немногим более одного процента от величины уставного капитала компании. Чтобы иметь своего представителя в Совете директоров акционерного общества "Кировский завод", одному из петербургских инвестиционных фондов оказалось достаточным держать в своем портфеле пакет акций, составляющий немногим более четырех процентов от величины уставного капитала общества (правда, стоимость этого пакета на момент покупки составила немногим менее 1 млрд. рублей). Для мелкого же инвестора, владеющего несколькими акциями, эти акции действительно представляются простыми процентными бумагами, ничем не отличающимися от облигаций или других долговых бумаг, правда, долги по акциям не всегда возвращаются. В этом смысле верно высказывание Л. И. Петражицкого: "В этой особенности акций, то есть в капитальной и доходной зыбкости их, нет по законам права никакого privilegium ни lucrativum, ни odiosum для акционеров по сравнению с прочими владельцами доходных бумаг, в том числе с облигационерами. Положительным доходным и капитальным премиям, связанным с акциями, противостоят отрицательные премии, колебаниям вверх - колебания вниз."[48]

Доходная и капитальная зыбкость акции отличает ее, скажем, от облигации с точки зрения экономической. Однако, доходность и надежность некоторых акций порой бывает даже выше чем у облигаций. На современных Западных рынках обращаются акции солидных стабильно работающих компаний, приносящие крупные доходы их обладателям как в форме дивидендов, так и постоянным ростом курсовой стоимости. Такие акции называются "голубыми фишками". Вложения в такие акции считается наиболее надежным, а доходность гораздо выше даже государственных облигаций. В нашем городе на сегодняшний день к таким можно отнести акции АО "Банк "Санкт-Петербург", или АО "Промышленно-строительный банк".

Формальное же право участия заложено в акции нормативными документами. Реализовать это право можно путем голосования на общем собрании акционеров. Все акции наделены одинаковыми правами: одна акция - один голос. Однако, суть экономической демократии заключается в том, что реализовать свое право акционер может лишь в большинстве. В этом смысле качества акции реализуются при концентрации их в определенное количество. Одна отдельная акция (если она, конечно, не "Золотая") располагает правом участия лишь формально.

С появлением на рынке все большего числа инструментов для рядового инвестора усложняется и процесс инвестирования в ценные бумаги. Доступ к инвестированию в ценные бумаги затруднен для многих рядовых инвесторов. Во-первых, не у всех инвесторов может быть необходимое количество средств. Так, на Нью-Йоркской фондовой бирже инвестор может приобретать ценные бумаги только лотом минимумом в 100 долей по цене $30 за долю. Во-вторых, не каждый мелкий инвестор располагает временем для выбора альтернативных решений, а также необходимыми знаниями. В-третьих, невозможно защитить вложения от риска диверсификацией. Минимальное количество лотов для диверсификации составляет 10 штук. "В то время, как миллионы инвесторов испытывают недостаток (1) капитала для покупки диверсифицированного портфеля, (2) знаний для распоряжения портфелем и (3) времени для занятий этим, предприимчивые менеджеры создали общественные портфели ценных бумаг, в которых инвесторы могут покупать малое или большое количество акций, - пишет Дж.Френсис. - Эти общественные портфели акций получили название инвестиционных компаний и, обычно, существуют в одной из двух форм: (1) открытые инвестиционные компании, называемые обычно взаимными фондами, и (2) закрытые инвестиционные фонды."[49]

Инвестиционные компании подобного типа возникли впервые в Англии в 70-х годах ХIX века. Вначале это были компании по доверительному управлению собственностью своих вкладчиков - трасты (Investment trust). Инвестиционный траст - "это такая компания, которая специально собирает средства у лиц, желающих инвестировать их в ценные бумаги, и соответствующим образом помещает эти средства"[50]. В США и других странах подобные трасты стали появляться еще до первой мировой войны, но широкое распространение получили с 20-х годов ХХ века.

В Америке нормативной базой, определяющей деятельность инвестиционных компаний, явился Закон об инвестиционных компаниях 1940 года (Investment Company Act of 1940), определивший условия деятельности и организационные формы инвестиционных фондов. И именно в США после второй мировой войны инвестиционные фонды достигли колоссального развития. Об этом свидетельствует Таблица 1.

Как видно из таблицы, совокупные активы инвестиционных компаний, включая собственно инвестиционные компании и взаимные фонды, возросли за период с 1945 по 1984 год с $1.3 млрд. до $340.6 млрд., или более чем в 277 раз. Взаимные же фонды за пять лет с 1980 по 1984 год выросли почти в 3 раза с $74.4 млрд. до $213.5 млрд.

Таблица 1

Суммарная стоимость активов финансовых посредников

на конец года ( в млрд долларов )[51]

Годы

Финансовые посредники 1945 1970 1980 1984
Коммерческие банки 160.3 576.2 1702.7 2275.8
Ссудо-сберегательные ассоциации 8.7 176.2 629.8 902.4
Страховые компании 44.8 207.3 476.2 717.5
Сберегательные банки 17.0 79.0 171.6 288.1
Финансовые компании 4.4 64.0 180.1 287.9
Инвестиционные компании 1.3 47.6 58.4 137.1
Кредитные союзы 0.4 18.0 71.7 115.9
Частные пенсионные фонды 2.8 110.4 264.8 436.2
Государственные пенсион. фонды 2.6 60.3 200.4 348.3
Взаимные фонды - - 74.4 213.5
ВСЕГО 242.2 1339.0 3830.1 5722.7

Два года тому назад инвестиционные фонды появились и в нашей стране, получившие право на жизнь Указом Президента Российской Федерации.[52]