Смекни!
smekni.com

Социальная политика (стр. 2 из 4)

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью (обычно используется показатель обеспеченность в расчете на 100 семей). Немаловажное значение для оценки уровня жизни имеют показатели структуры потребления (например, какова доля в структуре потребления продуктов питания наиболее биологически ценных продуктов).

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь точку отсчета. Таковой является “потребительская корзина”, включающая набор благ и услуг, обеспечивающий определённый уровень потребления. В этой связи выделяют “минимальный уровень потребления” и “рациональный уровень потребления”. Под первым понимают такой потребительский набор, уменьшение которого ставит потребителя за грань обеспечения нормальных условий его существования. Именно здесь проходит так называемая “черта бедности”. При этом не следует путать “минимальный уровень потребления” с “физическим уровнем потребления”, ниже которого человек просто не может существовать физически. Доля населения, находящегося за “чертой бедности”, является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень жизни в данной стране.

“Рациональный уровень потребления” отражает количество и структуру потребления, наиболее благоприятную для индивида. Соответственное значение для оценки уровня жизни имеет статистика, приближенная к такому потребителю.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных для количественных оценок показателей, как условия и безопасность труда, состояние Среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и т. п. Здесь требуется интегральные социологические оценки, имеющие скорее качественную, чем количественную определённость.

Необходимо также отметить, что оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать “черту бедности”. То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Это подтверждает печальный опыт “внедрения” европейской или американской цивилизации в быт и культуру малых народов Севера. Таким образом, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

В этом плане заметим, что Россия еще по крайней мере десятилетие будет находиться в достаточно сложном положении, когда социальные ожидания населения существенно завышены по сравнению с экономическими возможностями общества. Отсюда велика опасность острых социальных конфликтов. Поэтому выбор направлений и механизмов реализации социальной политики для России имеет сейчас особо важное значение.

Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения.

Глава II. Социальная защита населения

Понятие "социальная защита" впер­вые использовали американские зако­нодатели в тексте закона, принятого в 1935 г. В нем давалось правовое обос­нование нового для США института обязательного страхования на случай старости, смерти, инвалидности и без­работицы.

Данный термин органически впи­сался в понятийный аппарат ученых и практиков, так как просто и доходчиво выражал сущность поддержки соци­ально уязвимых слоев населения.

В дальнейшем рамки этой дефини­ции значительно расширились, чему способствовала, в том числе и разра­ботка конвенций и рекомендаций Международной организации труда, Всемирной организации здравоохра­нения, Международной ассоциации социального обеспечения, посвящен­ных социальному страхованию и соци­альной помощи, гарантированию ми­нимальных доходов работающим при наступлении нетрудоспособности, а также условиям и охране труда, зара­ботной плате.

Широкое применение междуна­родным сообществом категории "соци­альная защита" во многом обусловле­но кардинальными изменениями, про­изошедшими в социальной политике западных стран в 30-50-х годах.

У нас термин "социальная защита" стал употребляться относительно не­давно, с началом рыночной трансфор­мации: потребность в его использова­нии возникла, когда появилась настоя­тельная необходимость помощи граж­данам, не способным материально се­бя обеспечить.

При этом зачастую используют про­изводный термин от "социальной за­щиты", а именно - "социальная защи­щенность". Их различие состоит в соот­несении действия и состояния:

для "социальной защиты" ключе­вым служит характер намерений (госу­дарства, общественных структур и лич­ности) по реализации социальной по­литики или мер по самозащите;

для "социальной защищенности" смысловая нагрузка воплощается в оп­ределении состояния, в котором нахо­дится защищаемая личность или соци­альная группа (инвалиды, безработ­ные, пенсионеры и т.д.).

Сложилось три методологических подхода к трактовке данной категории: политэкономический, методологичес­кий и инструменталистский.

Так, по мнению Б.Ракитского, соци­альная защищенность в широком смыс­ле представляет собой такой обществен­ный порядок, в рамках которого объек­ты могут отстаивать свои интересы.

К важнейшим характеристикам термина "социальная защита" относят: виды и организационно-правовые формы социальной защиты, категории граждан, которым оказывается социальная помощь или которые охвачены социальным страхованием. Данный методологический подход опирается на позиции МОТ, рассматривающие национальные системы социальной защиты как комбинацию различных институтов социального страхования и социальной помощи.

Методологически вопрос о формах и механизмах социальной защиты достаточно детально проработан западными учеными. Так, к формам социальной защиты относят: личные виды социального страхования (пенсионное, медицинское, от несчастных случаев на производстве, от безработицы); социальную помощь в видеразличных видов вспомоществования; национальные системы охраны труда; помощь государства в получении образования; системы социальной защиты на уровне предприятий.

Обобщив трактовки категории "социальная защита", можно дать следующее определение данного по­нятия: социальная защита охватывает комплекс отношений, сущностных свя­зей и интересов социальных субъектов (работников и работодателей), обще­ственных организаций и государства, связанных с минимизацией влияния факторов, снижающих качество жиз­ни (в том числе и трудовой).

К факторам, нарушающим нор­мальный ход трудовой жизни и снижа­ющим социальный статус работников, относятся риски повреждения здоро­вья и утраты трудоспособности (болез­ни, несчастные случаи, старость), недо­статочная профессиональная квалифи­кация или неблагоприятная ситуация на рынке труда, приводящие к утрате места работы. Для отдельного работни­ка данные риски носят вероятностно-случайный характер, а для совокупно­го - объективно-массовый.

Социальная защита работников вклю­чает в себя следующие направления:

- создание условий для занятости населения трудовой деятельностью, позволяющей работникам зарабаты­вать средства для жизни в объемах, до­статочных для достойного существова­ния;

- обеспечение безопасных условий труда для работников и доступа граж­дан к национальным системам здраво­охранения, реабилитации и професси­онального образования;

- обеспечение работников и членов их семей прожиточным минимумом материальных средств в случаях безра­ботицы, потери или резкого сокраще­ния дохода из-за болезни, рождения ребенка, несчастного случая в быту, производственной травмы или профес­сионального заболевания, инвалиднос­ти, старости, утраты кормильца.

Теоретико-методологическое обос­нование доктрины социальной защиты и ее законодательное выражение зави­сят от трех групп факторов - политичес­ких, экономических и социальных. формирующих пространство жизнедея­тельности людей. Политические факто­ры охватывают идеологию, законода­тельство, институциональную структуру государства и общества. Экономичес­кие (материально-вещественные) фак­торы определяют уровень материаль­ного благосостояния страны и ее насе­ления. Социальные факторы (социаль­но-психологические, морально-этичес­кие, религиозные компоненты жизне­деятельности) - степень гармонизации отношений между государством, обще­ством и индивидом.

Следует отметить, что эти три группы факторов развиваются по своим собст­венным законам, поэтому требуется по­стоянный поиск компромиссов для сня­тия возникающих между ними противо­речий. Известно, например, что в осно­ве экономического и социального пове­дения субъектов трудовых отношений лежат различные интересы. Если эконо­мическое поведение диктуется принци­пом личной выгоды, а критериями ус­пеха выступают прибыль и богатство, то в основе социального - морально-эти­ческие нормы. Ориентация на социаль­ные критерии означает, что в системе координат общественного развития всякая экономическая деятельность, направленная на реализацию личных целей, должна укладываться в рамки морали, т.е. естественного права. Доб­ровольно на практике это соблюдается крайне редко. Естественное право реа­лизует свои принципы только в тех слу­чаях, если оно воплощается (формали­зуется) в позитивное право, т.е. в закон. В этом и заключается политическая функция государства: в нахождении ба­ланса интересов между различными классами и слоями общества по поводу сложившихся необходимых норм соци­альной защиты, закреплении их в фор­ме законов и контроле за исполнением последних. Именно они образуют "рам­ки", в которых реализуются интересы различных субъектов.