Смекни!
smekni.com

Социальная политика государства в переходной экономике (стр. 4 из 15)

Но также имеются и отличия, одно дело, когда нуждающийся получает помощь за счет других лиц, и совсем другое дело, когда для него осязаема зависимость размеров помощи в зависимости его вклада в общественный фонд. Во втором случае стимулируется индивидуальное накопление, а в первом - иждивенчество. Поэтому там, где страхование и социальная помощь пересекаются, предпочтение надо отдавать страхованию. Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подход:

- помощь всем покупателям выплачивается в одинаковом размере;

- помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность;

- размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

- величина помощи зависит от потребностей получателя.

Одинаковый размер помощи для всех получателей - наиболее простой в организационном отношении вариант. Этот способ оказывается, однако непригодным, если речь идет о возмещении утраченного заработка, т.к. размер потери дохода сильно колеблется у различных получателей. Кроме того, одинаковая помощь может понизить мотивацию к труду. В пользу учета индивидуальной обеспеченности при установлении величины социальной помощи говорит и то, что таким способом эффективно используются средства соцобеспечения и исключаются случаи необоснованных переплат. Ввиду финансирования из бюджета все системы социального обеспечения, в основе которых лежит этот принцип, в высокой степени зависят от финансового положения государства. Все три принципа организации социальной обеспеченности занимают в странах с рыночной экономикой свое определенное место. Система социальной обеспеченности способна действовать с максимальной отдачей только при взаимодействии страхования, помощи и попечительства. Характерной чертой попечительства является финансирование за счет налогов. Однако если значительная часть системы социального обеспечения построена по принципу попечительства, то это может приводить к перегрузке государственных финансов.

Существенное значение имеет вопрос величины утраченного дохода и социальной помощи. Основных критериев здесь два:

- социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

- социальные пособия не должны отвлекать людей от труда и культивировать иждивенческие отношения;

Первый критерий определяет минимальную, а второй - максимальную границу социальных пособий.

К примеру, в России пособие по безработице может выплачиваться в пределах 12 месяцев (3 мес. - 75%, след. 4 мес. - 60%, в дальнейшем - 45%), по истечении года - минимальная заработная плата. 1

В сегодняшних условиях такая система порождает антистимулы: выгоднее не работать, чем работать.

Проблема антистимулов весьма остра при оказании социальной помощи. Задача такой помощи состоит в поднятии уровня доходов малообеспеченных и неимущих до минимально приемлемого уровня. В данном же случае происходит поддержание минимальных доходов на определенном уровне.

Если минимальное пособие достаточно велико, то оно может решить проблему бедности отдельных лиц. Однако это не означает решения проблем семейной бедности. Поэтому, в социальной помощи необходимо выделить семейные пособия, пособия по малообеспеченности и социальное обслуживание.

В настоящее время в России ответственность за социальную защиту в случае крайней малообеспеченности несут местные власти, т.к. они могут лучше определить масштабы потребности в социальной помощи. Для этого Госкомстатом ежемесячно определяется стоимость потребительской корзины в целях расчета базового денежного пособия.

Необходимо развивать социальное обслуживание незащищенных слоев населения. Для непосредственной организации социальной помощи важны местные социальные программы, которые очень различаются по областям и даже по районам в пределах одной области. Вместе с тем, все большее значение приобретает вопрос о создании единой системы социальной защиты, соединяющей интересы государства, работодателей и граждан. В данной системе форм преобладает участие государства и работодателей.

2. Социальная политика в переходной экономике

2.1. Социальная политика в переходной экономике

В переходной экономике будет значительно возрастать армия безработных, ухудшаться уверенность в завтрашнем дне и т.д. Это требует от государства проведения активной социальной политики.

Социальная политика в переходной экономике - это комплекс социально-экономических мер государства предприятий, организаций, местных органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные черты переходной экономики как особенного ее состояния по сравнению с состоянием той или другой, но определенной ступени обусловлены в целом характером из­менений в этот период. Важнейшая для социальной сферы черта - характерная неустойчивость пере­ходной экономики. Дело в том, что во всякой системе в про­цессе ее функционирования постоянно происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство ре­ализации цели, свойственной данной экономике, средство при­ведения ее именно в устойчивое, равновесное состояние.

Реальные условия и задачи переходной экономики тре­буют более конкретного анализа и ответа на вопросы: необ­ходима ли такая ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка» процессов саморегулирования на подобную ориентацию эко­номики.Первая задача социальной ориентации экономики — достижение благосостоя­ния человека. Под благосостоянием, как отмечалось, понимается такой уровень удовлетворения ути­литарных потребностей, который создает необходимые пред­посылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рас­сматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее бо­гатыми, или (что точнее для переходной экономики) наибо­лее бедными слоями населения.

Реальное потребление как одно из слагаемых социальной ориентации экономики, следует подчеркнуть, что задачей является не просто максимизация, а достижение рационального уровня реального потребления, при котором для лиц, способных к квалифицированному труду и творческой деятельности, бу­дет обеспечено утилитарное потребление товаров и услуг, создающее необходимые предпосылки для использования их инновационного потенциала, а для еще и уже не трудоспо­собных членов общества гарантированы потребление, позво­ляющее достичь (сохранить) этот уровень.Эта характеристика сразу же указывает на необходи­мость преодоления огромной дифференциации в уровне ре­ального потребления утилитарных благ и услуг. Это требует создания относительно равных стартовых возможностей для широких слоев населения при одновременном решении задач социальной защиты для тех, кто уже или еще не трудоспособен. Другое дело, что определенный уровень дифференциации безусловно должен сохраняться для стимулирования квалифицированного, эффективного творческого труда. Но этот уровень не должен превышать определенных размеров - например, размеров, которые сегодня характерны для социально-ориентированной рыночной экономики, реализующей со­циал-демократические доктрины. Возможно ли решение этой задачи в условиях современ­ного социально-экономического кризиса - это другой вопрос, вопрос конкретной социально-экономической тактики в це­лом, выбора времени для ее решения, в частности и т. д. Важно, что эта задача должна решаться. Более того, не только уровень, но и качество, а также структура потребле­ния играют огромную роль в достижении благосостояния, обеспечении социальной ориентации экономики. Развитие социальной ориентации экономики предполагает необходимость постепенного сдвига от высокого удель­ного веса продуктов питания к повышающемуся удельному весу технически сложных товаров народного потребления. Подводя итог анализу утилитарного потребления, как одного из слагаемых социальной ориентации переходной эко­номики, нужно еще раз подчеркнуть, что перед переходной экономикой стоит задача создания таких экономических от­ношений и механизмов, которые практически ориентировали бы все уровни хозяйствования не только на наращивание объемов производства благ и услуг, но и, прежде всего, на достижение определенного уровня потребления при норматив­ных характеристиках дифференциации и гарантиях мини­мального уровня реального потребления, на продвижение к прогрессивной структуре реального потребления товаров и услуг, оптимальной модели потребления.

Социальная ориентация переходной экономики на развитие человека отнюдь не исчерпывается решением задачи достижения благосостоя­ния. Человек - это сложное общественное существо, значи­тельное время он проводит в процессе не потребления, а тру­да. Превращение трудовой деятельности в сферу развития человека, а не в сферу, в которой у человека отчуждаются все его основные личностные характеристики, - такова вто­рая важнейшая задача ''экономики для человека''. Во-первых, решение задачи охраны труда и создание до­стойных человека условий трудовой деятельности. Опыт многих современных корпораций показывает, что затраты на охрану и формирование необходимых условий труда, его эстетизацию являются не столько потерями, вычетом из эко­номической эффективности, сколько, напротив, факторами, обеспечивающими рост трудовой деятельности. Во-вторых, преодоление отчуждения творческих функций труда от работника. Простейшими формами преодоления и отчуждения человека от целеполагания в труде, является его привлечение к участию в управлении, различные формы самоуправления: от кружка качества до модели самоуправляющего предприятия. Без развития творческой компоненты труда решение задачи социальной ориентации экономики может осуществляться лишь в крайне ограниченных масштабах.