Специфика генезиса экономического сознания состоит в том, что оно формируется позже других видов сознания, а именно тогда, когда субъект включён во все стадии воспроизводства, причём экономическое самосознание формируется прежде, чем экономическое сознание.
Экономические мотивы представляют собой особую категорию мотивов. Обычно выделяют чисто экономический мотив- мотив жадности или мотив экономии. Но в группу экономических правомерно включать все мотивы, имеющие экономическую направленность, а именно относящиеся к накоплению богатства, конкуренции, эгоизму и альтруизму, погоне за прибылями, склонностями к риску и сделкам.
С учётом стадий воспроизводства целесообразно осуществлять следующую классификацию мотивов: на мотивы трудовой деятельности, мотивы потребления и накопления, мотивы инвестирования. Особый интерес представляют такие этико-экономические мотивационные феномены, как зависть, альтруизм, эгоизм. Они должны помогать в объяснении экономического поведения как сравнительно автономной и целостной сферы поведения. Волевые компоненты экономического сознания - это экономические нормы, экономический интерес, экономический поступок, деятельность.
Экономические нормы не выделялись до недавнего времени в самостоятельный вид социальных норм. Однако в этом возникла необходимость, так как механизм использования этих норм в регуляции экономического поведения может в зависимости от их содержания и личностного к ним отношения иметь как стимулирующее, так и тормозящее действие. «Одна из особенностей экономических норм заключается в том, что они, как правило, закрепляются юридически, приобретая статус правовых, и наблюдается соответствующими средствами контроля (санкциями) за их соблюдением».1
Экономический интерес развивается на основе мотива, но под регуляторным воздействием норм. Если рассматривать собственность через призму властно- волевых отношений лица к частной стороне ценности, которой обладают экономические блага, то экономический интерес- это «форма действия власти собственности на волю субъекта хозяйствования и источник хозяйственной активности».2. Поскольку изменения в экономике на макроуровне происходят посредством политической воли, их изучение представляет важнейшую проблему на стыке с политической психологией.
В период реформирования происходят преобразования в экономическом сознании. Они противоречивы; с постоянным ростом экономической грамотности часто сочетаются неадекватные варианты экономического поведения, спровоцированные инертностью, доверчивостью, ориентацией на быстрый и не подкреплённый усилиями успех, на риск без расчёта; с важными сдвигами в мотивационно-волевом блоке в сторону активности сочетается избыточная автономность от нравственного сознания. Однако, несмотря на подобные издержки кризисного периода, эволюционирующее экономическое сознание значительной части россиян приобрело новые позитивные качества, в частности, появилась предприимчивость.
3. Экономико-психологическая адаптация.
Экономико-психологическая адаптация является частью социальной адаптации, представляет собой адаптацию субъекта хозяйствования к изменяющимся экономическим условиям и проявляется в бедности или материальном благополучии, то есть в экономическом статусе и качестве жизни человека, в его ожиданиях и отношениях к экономическим реформам, рынку, деньгам, она связана с системой ценностей, экономическими мотивами, экономическими нормами и интересами.
В контексте экономико-психологической адаптации ключевой является концепция « качества жизни». В западной психологии это понятие часто отождествляется с понятием счастья и является показателем эффективной адаптации.
Итогом взаимодействия всех компонентов благосостояния является экономико-финансовая свобода выбора. Из-за дефицитов в некоторых звеньях структуры (задолженности государства по зарплате) или дисбалансов, например, в звене вклад- отдача, труд- доход (нет зависимости оплаты от квалификации, усилий, способностей), свобода выбора становится реализуемой.
Очень тесно примыкает к проблеме качества жизни и материального благополучия проблема бедности. В экономической психологии запада она рассматривается как самостоятельная проблема. Существуют различные теоретические подходы к бедности. При анализе отношения к бедности выделяют три группы детерминант бедности: индивидуалистические (ответственность за бедность возлагается на поведение и черты личности бедных), структуральные (ответственность возлагается на экстремистское общество и экономические силы) и фаталистические (причина бедности - судьба).
Значительно меньше внимания учёными уделялось проблемам психологии богатства. Помимо исследований отношения к богатым и этики богатства предпринимались попытки выявить личностные проблемы, связанные с богатством. Так, внезапные изменения благосостояния (выигрыш, наследование) часто связаны с деструктивными последствиями в отношении социальной идентификации, с проблемами перехода к другим ценностям, интересам, нормам и моделям поведения. Адаптация к богатству нередко сопровождается обострением личностных проблем в связи с изменением образа жизни (финансовая безопасность, увеличение времени досуга).
Очевидно, что психология бедности более актуальна, чем психология богатства. Становится всё больше людей, испытывающих экономическую депривацию (лишения) в различных формах. В зависимости от жизненных ресурсов (здоровье, возраст, пол, образование и др.) и индивидуально- психологических особенностей одни люди оказываются более приспособленными к переменам и требованиям нового экономического уклада, а другие - менее приспособленными.
4. Национальная психология рынка труда.
1. Восточный рынок труда.
Отношение к труду, богатству, деньгам и т.д. определяется общей экономической направленностью восточных верований и религий. Основной упор делается на степень эмоциональной зависимости и привязанности к этим факторам. Согласно восточным убеждениям, сильная привязанность тормозит развитие духа, что входит в противоречие с экзистенциональной целью существования человека. В восточной культуре нет агрессивного неприятия материальных предметов, так как в них не содержится никакой «субстанции соблазна». Если человек исключил желание обладать чем-то, то само обладание уже не опасно и не вредит совершенству. При этом материальное благополучие рассматривается как естественная награда за праведность.
Согласно концепции «праведного богатства», основным принципом является идея перераспределения благ. Поэтому центр тяжести экономической концепции в восточных странах падает на механизм распределения, а не производства. Попытки же оправдания частной собственности, как правило, неудачны.
С западной точки зрения восточный рынок труда выглядит иррациональным, поскольку его участники не приветствуют в западном понимании принцип «нарастающего производства благ». На Востоке процветает производство необходимых изделий при поддержании баланса межличностных отношений, сдерживающих индивидуальные накопления. Нерационально много производить, ибо блага индивида и общества не мыслятся в категории «успеха». Единственной целью является не личностное достоинство индивидуума, а способность обменивать материальное на другие ценности - власть, связи, влияние. Предпринимательство, в отличие от западного, также не имеет особой ценности, ибо эта деятельность не только очень суетна, но и связана с производством товара и получением прибыли, которая, возможно, будет вкладываться в расширение ненужного производства. Это может нарушить гармоническое равновесие в социуме, а, следовательно, во Вселенной. Такая мысль невыносима для восточного менталитета.
2. Западный рынок труда.
В настоящее время Запад- это страны с хорошо налаженными рыночными отношениями, где на страже всех атрибутов рынка - частной собственности, денег, производства, трудовых отношений и т. д.- стоит Закон, являющийся основным регулятором общественных отношений. Это резко отличает Запад от России и Востока.
Механизм рынка труда на Западе весьма рационален, известны правила игры, а участники чётко им следуют, так как за несоблюдением Закона следит бюрократия и своевременно наказывает. Так, для защиты своих прав работники имеют профессиональные союзы, работодатели- союзы предпринимателей, а государство- закон, специальные биржи труда и программы по борьбе с безработицей. Механизм работает уже примерно полтора столетия. Каждая часть выполняет свою функцию, то есть, «машина» имеет рационально-правовую тенденцию. Перенос западной модели на российский или восточный рынок труда кажется практически невозможным из-за несовпадения социокультурных факторов разных регионов.
На Западе предпринимательский труд почётен и стоит по шкале значимости не ниже врачебного или юридического, тем самым человек стимулируется к труду на себя. Один из фундаментальных принципов отношения к работе - делать как можно лучше, добиваясь максимального результата с минимальными затратами.
Основой западной работы является максимальное использование силы сотрудников, исключение праздного времяпровождения и невозможность использования рабочего времени и средств работы в личных целях.