Смекни!
smekni.com

Детерминация и предупреждение преступности среди персонала органов внутренних дел Украины (стр. 15 из 106)

Бесспорной заслугой Конвенции является решение о создании Комитета против пыток, в обязанности которого вошел надзор засоблюдением изложенных положений странами - участницами, а также проведение конфиденциальных расследований по фактамнарушений прав человека со стороны должностных лиц национальных правоохранительных органов (ст. 17). Ежегодные отчеты Комитета, предоставляемые Генеральной Ассамблее ООН и странам-участницам, является сегодня действенной формой международного контроля за деятельностью правоохранительных органов.

В 1985 г. отдельные положения Конвенции были развиты в новом документе, принятом резолюцией 40/34 Генеральной Ассамблеи ООН и получившем название «Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью».[114] С точки зрения рассматриваемых уголовно-правовых рамок деятельности правоохранительных органов,данный документ не является столь всеобъемлющим, каковым можно считать «Декларацию о полиции» или «Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка». Однако некоторые положения имеют непосредственное отношение к проблеме законности действий работников полиции.

Прежде всего, под термином «жертва» было определено любое лицо, которому был причинен ущерб в результате нарушений национального уголовного законодательства, в т.ч. – в результате преступного злоупотребления властью. В связи с этим определением государствам-участникам предписывается обязательное рас­смотрение вопроса о включении в национальные законы норм,запрещающих злоупотребление властью и предусматривающихмеры защиты для жертв злоупотреблений властью. К таким мерам должно относиться право на реституцию и/или компенсацию, а также предоставление необходимой материальной, медицин­ской, психологической и социальной помощи и поддержки (п.9).

Периодический пересмотр национальных законодательств с целью повышения эффективности мер защиты граждан от возможных злоупотреблений властью также был включен в список обязанностей государств-участников (п.21). Работникам полиции и системы правосудия рекомендуется проходить соответствующую подготовку, обеспечивающую предоставление оперативнойпомощи и понимание нужд граждан, потерпевших от злоупотребления властью (п.16).

В случае, когда гражданин пострадал от незаконных действий должностного лица правоохранительных органов, он имеет право на доступ к механизмам правосудия и скорейшую компенсацию причиненного ему ущерба в соответствии с национальным законодательством. Получение компенсации при этом можетбыть осуществлено с помощью официальных либо неофициальных процедур (посредничество, арбитраж, суды обычного права, местную практику). Главное требование к таким процедурам –оперативность, справедливость, невысокая стоимость и доступ­ность. В обязанности государства по этой причине отдельно вменяется укрепление судебных и административных механизмов,обеспечивающих возмещение ущерба; максимально широкое информирование граждан относительно их прав на всех стадиях судебного рассмотрения; защита граждан от возможных угроз, волокиты и задержек выплаты компенсации.

Компенсация выплачивается, прежде всего, должностным лицом, нарушившим закон и по чьей вине был нанесен ущерб. В случае, когда это невозможно осуществить в полном объеме,материальную ответственность по возмещению ущерба ложится либо на организацию, где работал правонарушитель, либо на государство (пп.11–12).

Несколько позже, в декабре 1988 г., резолюцией 43/173 Генеральной Ассамблеи ООН был утвержден новый документ, непосредственно касающийся правовой регламентации действий полиции в отношении задержанных лиц. Он получил название«Свода Принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме».[115] Целью данного документа являлась защита прав граждан при использовании полицией своих властных полномочий и регулированиедействий полиции в случаях, когда основные права человека могут быть ограничены в интересах следственных и оперативно - розыскных действий. Государствам было рекомендовано запрещать в законодательном порядке любые действия, противоречащие правам и обязанностям, содержащимся в настоящих принципах, налагать за такие действия соответствующие санкции и проводить беспристрастное расследование по жалобам.

Термином «задержанное лицо» были обозначены любые лица, лишенные личной свободы, но еще не осужденные за совершение правонарушения, а термином «заключенное лицо» – любые лица, лишенные личной свободы в результате осуждения за совершение какого - либо правонарушения.

Следуя развитию правозащитной логики, Свод существенно сократил широту дискреционных полномочий работников полиции в сфере производства задержаний и арестов подозреваемых. В Принципе 2 специально указывается, что арест, задержание или заключение осуществляются только в строгом соответствии с положениями закона и компетентными должностными лицами или лицами, уполномоченными законом для этой цели. Они также осуществляются в силу постановления или подлежат эффективному контролю судебного или другого органа.

Одновременно устранялись предпосылки к совершению полицейскими должностных правонарушений в отношении задержанных и арестованных лиц в виде более грубого и сурового с ними обращения. В соответствии с положениями Свода, все лица, подвергнутые задержанию или заключению в какой бы то ни было форме, имеют право на гуманное обращение и уважение достоинства, присущего человеческой личности. Не допускается никакое ограничение или умаление каких бы то ни было прав человека в отношении этих лиц (Принцип 1). К задержанным лицам должен применяться режим, соответствующий их статусу неосужденных лиц. В этой связи они всегда, когда это возможно, помещаются отдельно от лиц, находящихся в заключении.

Настоящие принципы устраняют также возможность проявлений расизма и дискриминационной политики, поскольку обязывают национальные правительства применяют их «ко всем лицам в пределах территории любого данного государства без какого бы то ни было различия, как то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии или верования, политических или иныхубеждений, национального, этнического или соци­ального происхождения, имущественного, сословного или иного положения» (Принцип 5).

Переориентация деятельности полиции в большинстве развитых стран на оказание правоохранительной помощи населению и защиту отдельных граждан повлекло понимание законодателями того факта, что ни один гражданин не может быть объектом незаконных действий со стороны полиции, какими бы справедливыми целями во имя правосудия это не диктовалось. Таким образом, в Своде решалась давняя дилемма: нарушать ли закон в интересах правосудия и при этом неизбежно иметь граждан – жертв ошибки, либо соблюдать закон всегда и в отношении всех граждан, но смириться с тем, что часть преступников в силу недоказанности их вины уйдет от справедливого наказания.

В отличие от тоталитарных государств, отдающих предпочтение первой стратегии, ратификация данной резолюциии ООН странами-участницами предполагает полный запрет на пытки, жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания в отношении задержанных или находящихся в заключении лиц. При этом никакие обстоятельства не могут служить оправданием для упомянутых видов обращения или наказания. Термин «жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания» было предложено толковать в наиболее широком контексте как злоупотребления физического или психологического характера, включая содержание задержанного или находящегося в заключении лица в условиях, которые лишают его, временно или постоянно, любого из его природных чувств, таких как зрение, слух, пространственная или временная ориентация.

При производстве ареста сотрудники полиции обязаны сообщить каждому арестованному причины его ареста и без промедлений сообщить любое предъявленное ему обвинение. До сведения задержанного лица или его адвоката, если таковой имеется, без промедлений доводится полная информация о любомпостановлении о задержании, а также о причинах задержания. Надлежащим образом заносятся в протокол: причины ареста; время ареста этого лица и время, когда такое лицо было препровождено в место содержания, а также время первого появления перед судебным или иным органом; фамилии соответствующих должностных лиц правоохранительных органов; точные данные в отношении места содержания. Такие протоколы представляются задержанному или его адвокату, если таковой имеется, в предписанной законом форме (Принципы 10–12). Родственники, опекуны и близкие должны быть без промедления оповещены о местонахождении задержанного. Отсрочка в уведомлении возможна лишь на разумный период, если того требуют исключительныеобстоятельства расследования. Отказ в связи с внешним миром, и в частности с семьей или адвокатом задержанного, не должен превышать нескольких дней.

Любому лицу в момент ареста и в начале задержания/заключения или вскоре после этого доводятся до сведения и разъясняютсяего права и как оно может осуществить эти права. Лицо, котороенедостаточно хорошо понимает или говорит на языке, используемом властями, ответственными за его арест, или задержание,имеет право на скорейшее получение информации о причинахареста на языке, который оно понимает и на получение помощи переводчика (если необходимо – бесплатной). При необходимости ему также предоставляются бесплатные услуги адвоката. Свидания задержанного с адвокатом предоставляются без ограничений и в условиях, позволяющих должностному лицу правоохранительных органов видеть их, но не слышать (Принципы 15–18).