Такое положение не может и не должно считаться нормальным. Даже в современных западных государствах, где гедонистические ценности потребительской морали являются сегодня приоритетными в процессе трансформации деятельности государства, не оспаривается тот факт, что идеология либерализма не должна являться единственной духовной парадигмой современного мира.
Примером тому является постепенная трансформация философии экзистенциализма – одной из ведущих философских доктрин второй половины ХХ в. Изначально провозгласив наивысшей человеческой ценностью личную свободу индивида, различные философские направления внутри экзистенциального подхода с течением времени пришли к необходимому уточнению,что смысл человеческой жизни состоит вовсе не в освобождениииндивида от влияния общества, а в социальном служении ему.Работы Э. Фромма и В. Франкла дополнительно акцентироваливнимание на персональной ответственности каждого человекаперед самим собой и обществом за осуществление уникального смысла своей жизни.[341] Подобные изменения проложили дорогу основам корпоративной этики и позволили даже говорить о замене традиционного экзистенционализма идеологической концепцией сервизма (от английского «serve» – служить).[342] В отличие от либерализма, сервизм видит главной ценностью жизни человека в служении обществу, в подчинении своего индивидуального развития, личной свободы и счастья интересам государства, благополучия общества или других социальных институтов. Именно так человек реализует свое общественное предназначение и достигает высшей точки своего личного развития как существо общественное. Лучшим подтверждением правоты своей концепции приверженцы сервизма считают многочисленные факты совершенно искренней и бескорыстной благотворительной деятельности со стороны людей, достигших вершин финансового успеха.
Очевидно, что основные идеи сервизма по своему духу как нельзя более близки идеям, прежде всего, государственной службы, требующей от индивида самоотверженности, бескорыстия и подчинения личной выгоды общественным ценностям. Сегодня, конечно, никто не собирается прямо следовать идеям Платона, считавшего, что в идеальном государстве воины (стражи) должны вести аскетический образ жизни, не прикасаться к золоту и серебру, не иметь собственности и т.п.[343] Однако идеология правоохранительной деятельности, несомненно, зиждется именно на общественно-альтруистических ценностях. Правоохранители, действуя, по сути, в интересах народа (налогоплательщиков), в отличие от предпринимателей не имеют морального права руководствоваться соображениями максимальной прибыли, поскольку работают ради общественного блага. Поэтому и в сознании сотрудников правоохранительных органов, независимо от вида государственного режима, всячески должна развиваться, прежде всего, просоциальная, а не прагматическая, эгоцентрическая направленность.
Проблема заключается в том, сумеет ли государство в идеологической сфере поддерживать паритет между идеями сервизма и либерально-гедонистическими ценностями? На практике решение данной проблемы лежит в рамках создания системы социальной защиты (льготные кредиты, пенсионное обеспечение, бесплатное обучение, дополнительные пособия) и материальной поддержки государственных служащих, обеспечивающей их моральное удовлетворение работой и препятствующей оттоку кадров в негосударственный сектор экономики. В общественном сознании при этом активно поддерживается идея, согласно которой одинаковым уважением должны пользоваться как успешные бизнесмены, так и честные бескомпромиссные государственные служащие, в том числе и полицейские.
Сегодня успехами в этой области могут похвастать далеко не все развитые индустриальные страны. И положение дел в украинском обществе, с учетом сказанного, выглядит пока не в пользу государственных институтов. Противопоставляя идею служенияобществу идее личного обогащения и свободы, органы внутренних дел в настоящее время изначально проигрывают, поскольку безупречное выполнение долга в большинстве своем не подкрепляется ни достаточными материальными благами, ни ощутимым уважением со стороны общества.
Именно поэтому, по мнению автора, процесс противодействия общераспространенной либерально-потребительской идеологии и принципов сервизма, на которых зиждется суть правоохранительной деятельности, следует выделить в качестве основного криминогенного фактора, действующего в социально-психологической сфере.
Органы внутренних дел в условиях отсутствия государственной идеологии сталкиваются не только с отсутствием четкой системы нравственных критериев, на которые должны опираться сотрудники при решении неоднозначных служебных ситуаций.Немалую роль в создании и развитии ситуаций нарушения сотрудниками требований закона играет негативное общественное мнение о правоохранительных органах. Частично это объясняется недостатками самой правоохранительной системы и личными качествами отдельных сотрудников, многочисленными фактами злоупотреблений, ставших предметом общественного внимания.
По этой причине замеры общественного мнения достаточно последовательно демонстрируют эволюцию недоверия различных категорий населения к возможности соблюдения законности органами внутренних дел. Только в период с 1993 по 1996 гг., индекс представления населения о коррумпированности милиции вырос в 1,5–2 раза (табл. 29)[344]
Таблица 29
Результаты опроса населения о степени коррумпированности милиции
Социальные группы | Уверены, что от милиции можно откупиться в случае совершения любого преступления | |
1993 г. | 1996 г. | |
Рабочий | 28 | 42 |
Работник сельского хозяйства | 27 | 36 |
Служащий с высшим образованием | 21 | 35 |
Служащий без высшего образования | 18 | 41 |
Предприниматель | 29 | 51 |
Учащийся | 27 | 35 |
Пенсионер | 18 | 26 |
Служащий правоохранительных органов | 19 | 23 |
Безработный | 0 | 34 |
Многочисленные социологические исследования ученых Национального университета внутренних дел отмечают также невысокий уровень доверия к милиции со стороны населения. В среднем, доверие к сотрудникам ОВД испытывают только 27% респондентов, в то время как 47% опрошенных милиции не доверяют. При встрече с сотрудниками правоохранительных органов граждане испытывают, прежде всего, настороженность (43% респондентов) и недоверие (43%). Положительные эмоции доверия и уважения в отношении сотрудников ОВД встречаются только у 9-12% опрошенных.[345]
В общественном сознании милиция представляется крепкой силовой и организованной бюрократичной структурой, которая одновременно отягчена корыстолюбием, волокитой, закрыта и черства в отношении рядовых граждан. И если в Германии полиция занимает второе место по авторитету среди населения, то по данным МВД Украины, милиция в иерархии авторитетов занимает предпоследнее 18 место.[346] Даже ведомственные замеры общественного мнения, проведенные МВД Украины отмечают, что 62% респондентов уверены в распространенности среди милиционеров взяточничества и коррупции.[347]
Сами сотрудники ОВД также отмечают отчужденное и негативное отношение к ним со стороны граждан, находящихся вне сферы их служебной деятельности. В собственных исследованиях автора на этот факт указали практически все опрошенные сотрудники ОВД. Большая часть из них (60,3%), сталкивается во внерабочее время с негативным отношением граждан 1–2 раза в месяц. Для 28,2% респондентов это имеет место 1–2 раза в неделю и 11,5% сотрудников встречаются с таким отношением каждый день.
С другой стороны, нельзя не учитывать тот факт, что одновременно с процессом либерализации общественного сознания на рынке культурных ценностей активно завоевывала свое место криминальная субкультура, популяризуя противозаконные способы обогащения и эффективность жизненной карьеры с опорой на «понятия», а не на букву закона. Результатом такой экспансии явилось повышение уровня терпимости населения к асоциальным нормам поведения. Исследователи также отмечают тот факт, что среди населения стала пользоваться популярностью дружба если не с «вором в законе», то с каким-либо преступным «авторитетом». Разбой и грабеж в отношении состоятельных граждан начал восприниматься значительной частью населения не как преступление, а как своего рода«справедливое возмездие» за высокое социальное положение.[348]
Трансформация ценностно-трудовых ориентаций молодежи также привела к падению престижности государственной и воинской службы, повышению степени отчуждениямежду милицией и гражданами. Подобной трансформации способствует то обстоятельство, что полученное образование сегодня вовсе не служит гарантом подъема по социальной лестнице и не обеспечивает перехода в вышележащий социальный слой, являясь лишь условием для занятия определенного положения. Такие ценности, как вознаграждение за труд, признание, престиж, компетенция и ответственность наполняются новым содержанием. Поэтому предпочтение отдается профессиям, предполагающим быстрый успех и обогащение – бизнесу, менеджменту, прикладной экономике, юриспруденции, выдвинувшимся на передний план в силу экономической трансформации. Одновременно стали престижными профессии, вообще не предполагающие систематического обучения – персональная охрана, стрип-шоу, коммерция любого масштаба.