Противоборство этих основных сил носит диалектический характер и принимает разнообразные формы - от прямого противостояния до вполне конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества. Транснациональный капитал в своем движении и развитии ориентируется исключительно на собственную выгоду и свободно переливается то в приводящую к жесточайшим кризисам форму спекулятивного капитала, то вдруг становится главной созидательной силой на планете, обеспечивающей научно-технический прогресс.
В тех случаях, когда интересы транснационального капитала объективно совпадают с интересами определенных национальных государств, он может обеспечить им значительные и даже решающие преимущества в межстрановой экономической конкуренции. В передовых странах, входящих в так называемый "золотой миллиард", это двоевластие приняло скорее характер симбиоза. Развитые государства активно поддерживают собственные ТНК, которые в свою очередь обеспечивают сюзеренам поступление налоговых средств от международной деятельности и, что, возможно, более важно, распространение их экономического, а в дальнейшем и политического влияния.
Среди разнообразных мер по поддержке транснационального капитала можно выделить следующие: предоставление государственных гарантий и страхование прямых инвестиций, как например, в США, где действует Государственная корпорация по страхованию и гарантированию инвестиций; поддержка в урегулировании инвестиционных споров и создание специализированных институтов международного арбитража в инвестиционной сфере (Международная конвенция по урегулированию инвестиционных споров подписана 115 странами); создание справедливых и недискриминационных инвестиционных условий как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; исключение двойного налогообложения; административная и дипломатическая поддержка своих международных корпораций при освоении новых иностранных рынков.
Транснациональный капитал чутко откликается на поддержку "своих" государств, обеспечивая их экономическую мощь и экономическую экспансию. Например, за последние несколько лет, действуя через свои корпорации, Германия установила более эффективный контроль над чешской экономикой по сравнению с периодом 30-40-х годов - "мюнхенского сговора" и последующего военного вторжения. В 1990 г. германский концерн "Фольксваген" присоединил чешскую "Шкоду" и с учетом более ранних поглощений "Ауди" и испанской "Сеат" окончательно утвердился как панъевропейская компания. Наверно, нужно только приветствовать, что борьба за рынки перешла из военно-политической в жестокую, но, по крайней мере, бескровную экономическую сферу.
Сложнее складываются отношения ТНК с менее развитыми государствами, в число которых входит и Россия. Здесь интересы крупных международных корпораций зачастую входят в противоречие с национальным капиталом и через него с государством.
Можно выделить следующие основные моменты негативного влияния транснационального капитала на развивающиеся государства:
1. ТНК создают мощную конкуренцию местным компаниям и теснят их на внутреннем рынке, не давая развиться.
2. Свободные перемещения транснационального капитала могут подорвать стабильность национальных валют и создать угрозу для национальной безопасности развивающихся стран.
3. Космополитизм, внутренне присущий транснациональному капиталу, способен подавлять неокрепшую государственность развивающихся стран и насаждать идеологию, противоречащую интересам развития национального бизнеса.
4. Транснациональный капитал, защищая свои интересы, может оказывать мощное политическое давление на принимающие страны в направлении, не всегда совпадающем с их национальными интересами.
Осуществляя в "принимающие" страны прямые инвестиции (около 200 млрд. долл. ежегодно), ТНК нуждаются в гарантиях их сохранности и, исходя из сугубо эгоистических интересов, пытаются всеми доступными им средствами обеспечить в "принимающих" странах стабильную обстановку. Для этого используются вышеупомянутые международные организации, методы информационного давления, а также экономические и даже силовые меры воздействия с использованием военной мощи международных полицейских сил. Кстати, военные конфликты возникают именно в тех местах (Ирак, Босния и т.д.), где по разным причинам транснациональным корпорациям не удалось удержать власть экономическим путем или их интересы были нарушены.
Это огульно критикуемое, но вполне естественное для ТНК поведение, хотя и вызывает постоянное раздражение развивающихся стран, все же имеет несомненно положительные, стабилизирующие черты. Двоевластие национального государства и транснационального капитала в Третьем мире иногда позволяет сдерживать местные деспотии и исподволь насаждать демократические институты.
В группе развивающихся стран Россия, как всегда, оказалась в положении совершенно особенном. На пороге реформ наша страна, ее научно-технический потенциал и экономика были выше других развивающихся стран. По своим историческим корням, вкладу в мировую цивилизацию, промышленному и интеллектуальному потенциалу Россия должна была бы занять место в группе развитых стран. Однако в результате недостаточно эффективной реструктуризации экономики она по большинству показателей была отброшена в середину списка развивающихся стран. Вместе с отжившими формами забюрократизированной директивной экономики пошли на слом вполне жизнеспособные мощные отраслевые промышленно-финансовые группы. Между тем именно на их базе естественно было бы сформировать новые рыночные институты, подобные транснациональным корпорациям, обеспечивающим процветание и богатство современных передовых стран. Только имея собственные эффективные и конкурентоспособные ТНК, можно на равных войти в мир, который уже стал "миром ТНК".
Сейчас особенно важно найти верный подход во взаимоотношениях российского государства со "своими" и "чужими" ТНК. Анализ современного состояния нашей страны и возможностей управления громадным почти сравнявшимся с ВВП внешним долгом (около 200 млрд. долл., включая приблизительно 50 млрд. долл. долгов частных корпораций и банков) приводит к выводу о том, что одним из основных способов отдачи долга и привлечения транснационального капитала в страну должна стать коммерческая концессия. При этом кредитор получает в счет своей доли долга права на долгосрочные разработки полезных ископаемых в малоосвоенных регионах России.
По оценкам экспертов Отделения экономики РАН, национальные богатства страны оцениваются в 300 трлн. долл., и малой их доли достаточно для успешного погашения долга. Вопрос об иностранных концессиях должен быть проработан и закреплен в законодательном порядке. Необходимо готовить перспективные районы к концессионным разработкам, проводя в них дополнительные геологические исследования и давая широкую информацию об их богатствах. Важно создать конкуренцию кредиторов и других концессионеров за право пользования природными ресурсами регионов страны.
Естественно, основной упор должен быть сделан на отечественные финансово-промышленные группы (ФПГ). Первые шаги в этом направлении уже делаются. Только за последний год, по данным статистики, производство в официально зарегистрированных финансово-промышленных группах выросло в 4 раза, инвестиции в 15 ведущих ФПК возросли на 250%, а экспорт - на 30%, и все это в условиях продолжающейся стагнации производства. Кризис нанес сильнейший удар по всей российской экономике и в первую очередь по ФПГ. Но это не означает, что мы должны отойти от магистрального для всех передовых стран направления развития - поддержки отечественных финансово-промышленных групп в конкурентной борьбе за мировые рынки.
В то же время отношение широких слоев общества к финансовым группам и их руководителям складывается пока в негативном ключе. Виной тому - раздражающие общество способы быстрого обогащения новых магнатов, а также постоянно муссируемые в прессе межкорпоративные, межбанковские, личные войны, да и просто грязные склоки и скандалы. По крайней мере наше общество еще очень далеко от убеждения: «что хорошо для "Дженерал моторз", то хорошо для Америки». Думается, что и у нас должен постепенно привиться прагматический подход к отечественным промышленным группам. Хороши они или плохи, но это и есть современная российская индустрия, и только взлелеяв их, мы сможем пробиться в клуб передовых стран. Конечно, мы не призываем к безумной любви народа к своим ФПГ и финансовым магнатам, но и та, и другая сторона должна понять, что брак по расчету между ними необходим, иначе новая процветающая Россия родиться не сможет.
В современном мире, основанном на двоевластии национальных государств и транснационального капитала, государство российское, по примеру передовых стран, обязано войти в тесный стратегический альянс с отечественными финансовыми группами. Но в отличие от существующей сейчас системы личных уний чиновников и финансовых магнатов, носящих зачастую коррупционный и нелегальный характер, условия этого союза должны быть абсолютно четко сформулированы и закреплены соответствующими документами, в которых были бы определены цели государства в данном альянсе, способы их достижения и правила контроля.