Антициклическая и антиинфляционная политика государства призвана смягчить отрицательные последствия.
3. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ В РОССИИ
3.1 Типы, факторы экономического роста в России.
Экономический рост в России длится уже 4-й год. Рассматривая короткие временные участки можно заметить не только замедление, но и спады в развитии. Но в целом, за все годы реформ это самый длительный цикл экономического подъема. И хочется заметить – это рост совсем другого качества, чем до кризиса. Если до 1998 года он обеспечивался за счет привлечения кредитов из-за границы, за счет построения «пирамиды» ГКО и неоправданно завышенного курса рубля, то сейчас подъем вызван совсем другими факторами. Мне кажется, столь устойчивыйподъем отечественной экономики оказался возможнымне только благодаря факторам, которые будут рассмотрены ниже, но и потому, что в стране сформировался и пришел к управлению бизнесом совершенно новый класс людей. Сейчас к менеджерам, получающим в управление компанию, предъявляются требования, которые в начале реформ были совершенно необязательны. Наверное, должны были пройти эти 8-10 лет, чтобы люди в нашей стране стали думать другими категориями. Сознание людей с каждым днем меняется. Все меньше людей надеются на государство, на какую-то помощь со стороны и все больше на собственные силы. Люди заражаются предпринимательским духом. И только сейчас к нынешним собственникам предприятий в России приходит понимание, как должен управляться современный бизнес, какие для этого нужны технологии, схемы, менеджеры наконец. И тут оказалось, что в стране ощущается острая нехватка управленцев высшего звена, способных привести предприятие к современным общепринятым в мире стандартам работы, управления, развития. И как считают наблюдатели, этот фактор на сегодняшний день является одним из серьезнейших препятствий на пути дальнейшего роста российской экономики.
Итак, рост начался осенью 1998 года, практически сразу после знаменитого кризиса и делится на три разных периода:
1-й период. Осень 1998 года - осень 1999 года. Основная причина роста – импортзамещение. При этом роста потребления не было, скорее, потребление сокращалось.
2-й период. Осень 1999 года – осень 2000 года. Основная причина роста – инвестиции в экспортные отрасли, прежде всего в ТЭК. Однако уже к концу двухтысячного года темп роста этих инвестиций принципиально снизился, и рост промышленного производства практически прекратился.
3-й период. С осени 2000 года – осень 2001 года. Рост доходов населения и, соответственно, рост спроса стали важнейшим стимулятором экономического подъема.
Динамика основных макроэкономических показателей (АК&M)
Другими словами фактором роста в первый период стала переориентация спроса с импортных товаров на отечественные из-за сильного обесценивания рубля. Девальвация и небывало высокие цены на нефть дали очень сильный импульс промышленности.
Но надо отдать должное отечественному бизнесу благоприятная конъюнктура не была проедена, а использована максимально. Явные признаки инвестиционного оживления наметились еще в конце 1998 года. Начиная с четвертого квартала 1999 года темпы роста инвестиций в реальные активы значительно опережают динамику ВВП страны и выступают главным фактором хозяйственного подъема. В 1999 году динамика инвестиций в основной капитал достигла 4,5%, тогда как валовой продукт вырос только на 3%. В первом квартале 2000 года инвестиции возросли на 15,4% (к соответствующему периоду прошлого года), а во втором – на 19%. Официально регистрируемые темпы прироста инвестиций в нефтедобыче достигли в годовой оценке 80-90%. Инвестиции добывающих отраслей вызывают мощный мультикативный эффект разогрева внутреннего производственно-технического спроса и оживления деловой активности в экономике, так как производственно-инвестиционный потенциал ТЭК традиционно ориентируется не на импорт, а на внутренние инвестресурсы, что приводит к ускоренному росту выпуска смежных машиностроительных производств.
Ну и фактором подъема третьего периода стал рост доходов населения и соответственно рост спроса и товарооборота. В 2001 году заработная плата увеличивалась со средним темпом 2,1% в месяц, что почти в втрое опережает динамику ВВП. Два других источника роста конечного спроса – доходы предприятий и приток капитала из-за рубежа к этому времени стали недостаточно велики и неустойчивы. Для того чтобы рост оплаты труда стал источником стабильного промышленного подъема, необходимы как минимум два условия. Во-первых, должна расти производительность труда, иначе рост зарплат приведет к снижению рентабельности и конкурентоспособности предприятий и закроет возможности для инвестиций. Во-вторых, необходима интенсивная модернизация потребительских отраслей, так как резервные мощности, которые могут быть задействованы при переходе к выпуску новой продукции, не превышают 10% незагруженных мощностей. Реализация этих условий предполагает развертывание инвестиций именно в отраслях, ориентированных на внутренний рынок. Пока же этот процесс практически не заметен. Если в экспортном секторе инвестиции выросли на 18,2%, то во внутренне ориентированном – сократились на 8%.
В этих условиях повышение оплаты труда становится весьма шаткой основой для экономического подъема. Оно снижает инвестиционные возможности трудоемких отраслей, а также стимулирует расширение конкурирующего потребительского импорта. И как следствие промышленный рост в последние месяцы 2001 года формировался главным образом не расширением технологически связанных очагов оживления, а точечным ростом производства отдельных видов продукции. А с октября по январь экономика России отчетливо стагнировала.
Говоря о типе экономического роста, мы приходим к выводу, что он преимущественно экстенсивный. В основном у предприятий (ориентированных на внутренний рынок) пока нет средств ни на замену оборудования для повышения производительности труда, ни даже просто на расширение. Сейчас загружаются ранее простаивавшие мощности. И только единицам удается перейти на более высокий уровень производительности труда, как правило, за счет собственных средств и в меньшей степени используя сторонние инвестиции. Но сейчас, когда девальвационный импульс почти угас, повышаются тарифы естественных монополий и конкуренция со стороны импорта ощущается все острее, компаниям приходится задумываться не о количественном росте, а качественном шаге в своем развитии. Я с полной уверенностью могу сказать, что китайский или малазийский или любой другой подобный путь развития экономики не приемлем для России. Никогда природные ресурсы, а особенно рабочая сила не будут у нас дешевле, чем в Китае. Поэтому отечественным предприятиям ставку нужно делать на выпуск не дешевой, но низкокачественной продукции, а высокотехнологичной, пусть и более дорогой. Только скачек через ступень в технологическом развитии способен приблизить нас к промышленно развитым странам.
3.2 Перспективы экономического роста в России
Суть задачи, которую предстоит решать России, - догоняющая (точнее, опережающая) постиндустриализация.
Решение этой задачи не имеет исторических аналогов. Нет опыта, на который можно опереться. Наиболее развитые страны мира - пионеры постиндустриализации - не решали задачи догоняющего развития. А страны, демонстрировавшие в последние десятилетия чудеса роста (Южная Корея, Тайвань, Китай и др. ) , осуществляли переход от традиционного (аграрного) общества к индустриальному, т. е. решали иные задачи.
Главная особенность развития в условиях постиндустриальных вызовов - резкое сужение временных интервалов, на которые можно ориентироваться при разработке стратегии. Если в индустриальную эпоху можно было наметить приоритеты роста на 30 - 40 лет, а при их достижении благополучно войти в ряды передовых стран (что и сделала в свое время Германия, а потом - Япония и СССР) , то теперь приоритеты меняются быстро. Можно попытаться превзойти весь мир в производстве компьютеров на душу населения, разработать программы производства лучших в мире самолетов и телефонов, но к моменту их осуществления выяснится, что мир ушел далеко вперед. Причем ушел в направлении, о самой возможности которого при разработке программы никто и не догадывался.
Постиндустриальный прорыв предполагает выдвижение на передний план гибкости и адаптивности экономической системы, способности экономических агентов быстро и адекватно реагировать на меняющиеся вызовы времени. Раньше ключевым ориентиром государственной политики была концентрация ресурсов, теперь - адаптивность. Причем "неформальная" адаптивность сейчас куда важнее формальных показателей уровня развития, измеряемого данными о среднедушевом ВВП.
В постиндустриальном обществе доминирующими в ВВП и занятости становятся услуги. Россия уже идет в этом направлении, но движению надо придать целенаправленный и последовательный характер. Стратегия прорыва (а не повтора) должна ориентировать на усиленное развитие сектора услуг, особенно высокотехнологичных.
"Промышленная (или структурная) политика" ни в коем случае не должна ориентироваться ни на "назначение победителей", ни даже на их "выбор". Оба подхода означают консервацию пропорций, а ведь новая экономическая структура у нас только формируются. Гораздо важнее стратегия постоянной корректировки структуры, при которой власть готова гибко защищать политическими (в том числе