Однако, кроме общественных знаний в виде орудий труда в технологическом цикле производства используются и другие знания. Это знания о предмете труда и способах его обработки, в результате которой он трансформируется в продукт труда.
На первом и втором этапах развития орудий труда эти знания могут использоваться только при посредстве человека как системы управления на первом уровне экономического управления. Это находит свое отражение в величине абсолютной прибавочной стоимости в виде ее составляющей Соб.
Однако, в составе прибавочного продукта стоимость Соб вдруг исчезает, что может показаться странным.
На самом деле это объясняется тем, что человек в технологическом цикле выступает просто как промежуточное звено, осуществляющее перекодирование вторичной информации, созданной в научно-технической сфере для данного технологического цикла, в первичную информацию управления работой орудие труда, т.е. он не создает какой-то новой информации, а следовательно и новой стоимости, а тем более прибавочной стоимости с точки зрения использования его как источника информации. Его стоимостной вклад в создание стоимости продукта труда определяется только Св. Именно поэтому так безболезненно с экономической точки зрения происходит замена человека АСУ на третьем этапе развития орудий труда.
Однако, знания о предмете труда, как и технологические знания, используемые в процессе труда входят в состав тех знаний, стоимость которых определяет как абсолютную прибавочную стоимость, так и абсолютную общественную прибыль.
О том, как сказывается использование этих знаний в сфере воспроизводства легче всего проследить именно на том далеком периоде трудовой деятельности людей, когда они не использовали внешних источников энергии, а значит и не существовало относительной прибавочной стоимости.
Хотя мы понимаем, что в тот далеки период товарные отношения в обществе еще отсутствовали, господствовало в основном натуральное хозяйство, а зачаточный обмен тоже носил натуральный характер, теоретически мы можем представить товарную экономику без использования средств внешнего энергообеспечения, при этом она должна подчиняться всем ранее приведенным стоимостным закономерностям за исключением относительной прибавочной стоимости, которой еще не существовало, а относительная стоимость была равна просто трудовому вкладу людей (Сотн = Св).
При организации товарообмена в таком обществе суммарная заработная плата тоже равна трудовому вкладу, т.е.
ЗП = Св , где Св - суммарный трудовой вклад участвующих в труде людей, а следовательно и суммарная цена изготовленных в обществе продуктов равна суммарному трудовому вкладу
Ц = ЗП = Св (5-16).
Однако, труд, стоимость которого уже составляла Ст = Св + Соб в результате использования общественных знаний приносит абсолютную прибавочную стоимость
Саб = Соб + Сзн ,
в результате реализации которой общество получало дополнительный продукт равный Св = Сзн .
Но так как использование знаний в тот период не изменило продолжительности труда людей, и они продолжали трудиться от зари до зари, то их трудовой вклад, а следовательно и "заработная плата" оставались неизменными, но за счет Св в результате труда общество получило дополнительный продукт стоимостью
Св = Сзн = Ц 95-17), т.е.
получило суммарный продукт стоимостью (в этом случае стоимость и цена совпадают)
Ц = Ц + Ц (5-18), где
Ц - суммарная цена продуктов труда без использования в процессе труда знаний (величина, конечно же, гипотетическая, т.к. без знаний не бывает труда и общества);
Ц - суммарная цена продуктов труда с учетом использования знаний; Ц - абсолютный прибавочный продукт.
Если бы в таком обществе в результате купли-продажи на третьем уровне управления все производители второго уровня реализовали бы изготовленную товарную продукцию, то т.к. Ц=ЗП они получили бы ЗА = Ц, что может быть достигнуто только, если товары стоимостью Ц будут обменены на ЗП, которая образовалась каким-то образом вне сферы общественного воспроизводства. В принципе, они просто могли без всякого обмена раздать дополнительно полученную товарную продукцию старикам и детям, что по-видимому, и делали наши далекие предки.
Однако, в современном обществе механизм распределения абсолютной прибавочной стоимости гораздо сложнее. Многовековой опыт развития цивилизации на нашей планете показывает, что распределение абсолютной прибавочной стоимости, которая как мы увидим, во многом предопределяет общественное развитие вообще, не может быть осуществлено без вмешательства государства, и одной из важнейших причин возникновения государственности на Земле, на всех ее континентах, явилась необходимость государственного управления экономикой и прежде всего путем распределения абсолютной прибавочной стоимости.
На рис N 5-7 и 5-8 показаны экономическая модель третьего уровня управления и соответствующая ей стоимостная тактограмма для экономики с государственным управлением системой распределения абсолютной общественной прибыли. Из рис N 5-7 мы видим, что на моделе кроме ранее названных накопителей информации управления в виде ЗП у потребителей первого и второго уровня, появились еще два накопителя - накопитель у потребителей третьего уровня, в качестве которого выступают все потребители, участвующие в общественном труде вне сферы воспроизводства, и накопитель государства (Нг), который расположен в цепи следования абсолютной общественной прибыли от производителя второго уровня к потребителям этого уровня. При необходимости этот накопитель распространяется и на поток заработной платы ЗП , особенно, если производители второго уровня различными путями распределяют эту прибыль между потребителями первого уровня.
При этом государство должно авансировать участие в экономической деятельности потребителей третьего уровня(ЗПс), без участия которых в товарообмене получение абсолютной прибыли становится невозможным. Тогда
ЗП = ЗПб + ЗПа + ЗПа + ЗПс (5-19).
Эта удивительная для непосвященных сторона функционирования товарной экономики на третьем уровне управления до сих пор плохо осознается даже опытными экономистами, хотя секрет очень прост: абсолютная прибыль в обществе есть результат высвобождения из сферы общественного воспроизводства для участия в других сферах общественного труда какого-то количества людей, благодаря применению в сфере воспроизводства ранее созданных знаний в виде первичной и вторичной информации. Однако, эта прибыль будет иметь месть тогда и только тогда, когда высвободившиеся работники будет иметь возможность продолжать участвовать в обмене товарами на третьем уровне управления экономикой, ибо созданный прибавочный продукт должен быть обязательно реализован путем купли-продажи.
Это очень хорошо понимал Д.Кейнс, когда писал: "Древний Египет был вдвойне счастлив и, несомненно, был обязан своим сказочным богатством тому, что он располагал двумя такими видами деятельности, как сооружение пирамид и добыча благородных металлов, плоды этой деятельности не могли непосредственно удовлетворить нужды человека и не использовались для потребления, а следовательно, и по мере увеличения изобилия они не утрачивали своей ценности. В средние века строили соборы и служили панихиды. Мы теперь столь тщательно взвешивали каждое решение прежде чем увеличить "финансовое бремя", которое возлагается на потомство при сооружении домов, предназначенных для наших детей и внуков, что у нас нет таких легких способов избавив себя от страданий, причиняемых безработицей".
Правда, полученная в результате реализации абсолютной прибавочной стоимости абсолютная прибыль может быть использована не только для обеспечения экономической деятельности потребителей других сфер общественного труда, но и для развития самой сферы воспроизводства, например, для создания новых промышленных отраслей, как это показано на модели рис N 5-7, где в качестве такой отрасли выступает новая производственная ступень проинвестированная производителями второго уровня в виде четвертой ступени производства с выделением этой отрасли части абсолютной прибыли в виде ЗПк.
Таким образом, абсолютная прибавочная стоимость может являться и источником инвестиций для развития самой сферы общественного воспроизводства. Но может случиться и так, что часть абсолютной прибыли производителями второго уровня, у которых она собирается, будет перераспределена в виде заработной платы, путем соответствующего увеличения ее выше среднего уровня. Такие действия производителя второго уровня в определенных пределах правомерны, т.к. стимулируют повышение производительности труда путем использования информационных методов, о которых мы говорили во второй главе. Значительные отклонения от среднего значения, должны демфироваться государством, для чего и служит государственный накопитель в потоке ЗП , ибо перераспределение абсолютной прибыли в пользу товаропроизводителей ведет к сокращению потребления вне сферы воспроизводства, а следовательно и сокращению самой абсолютной прибыли.
При этом надо различать повышение заработной платы, определяемое ростом общественной относительной прибыли от роста заработной платы за счет общественной абсолютной прибыли.
Рост заработной платы за счет роста относительной прибыли - это рост средней заработной платы, определяемый ростом средней энерговооруженности общественного труда. Это - объективный совершенно необходимый рост ЗП, т.к. он сопровождается ростом производимой относительной стоимости, ростом видимой стоимости труда, а значит и ростом суммарного объема цен. Это происходит прежде всего, в тех случаях, когда в сфере общественного воспроизводства, благодаря освоению новых общественных знаний, появляются новые виды товаров, происходит расширение общественного производства и уравнение товарного баланса требует увеличения средней заработной платы. При этом еще раз подчеркнем, что речь идет не о заработной плате в деньгах, о которых мы в этой главе не говорили, а о стоимостных характеристиках заработной платы, т.е. об объективных показателях результатов общественного труда.