лиров в подтверждение того, что они действительно сдали на хранение
такие-то суммы денег.
Так, записки превратились в банкноты - заменители золотых денег, крупные операции с которыми из-за веса золота были очень неудобными, а сами хранители денег в связи с этим обнаружили самою главную выгоду, которую они в результате этого получили: банкнот под проценты можно выдавать значительно больше, чем обеспечено золотом, хранящимся в сейфах, т.к. очень мало вероятно, чтобы все клиенты, имеющие банкноты, одновременно потребовали бы обменять их на золото.
Чисто внешнее рассмотрение этой реальной истории создания банковской системы может привести к выводу, что причиной возникновения банков было неудобство связанное с использованием золотых денег в крупных денежных операциях. К сожалению, в теории экономики очень часто видимое принимается за реальное, прежде всего потому, что практическая экономика всегда опережала теоретические изыскания ученых.
Так случилось и в случае с возникновением банковской системы в денежном обращении. Объективные потребности экономики в мощном накопительном устройстве стали обслуживаться финансовыми посредниками с помощью методов финансирования, которые возникли до появления этих финансовых посредников, но которые были практически проверены и давали хорошую отдачу, т.е. высокую прибыль.
И, конечно, самым выдающимся механизмом, который создали финансовые посредники стал механизм базналичного расчета между участниками экономических процессов и прежде всего между производителями во многоступенчатой экономике.
Институт финансовых посредников возник в недрах рыночных структур, как их развитие и дополнение торговых посредников, а потому по своему положению в системе денежного оборота должен оперировать с оборотными средствами, несущими информацию о доходах. Вот почему появление здесь безналичных денег означало тот качественный переход в системе денежного обращения, когда деньги разделились на два самостоятельных типа - реальные деньги, существующие на конкретных носителях информации, действующих в торговом обороте как средство платежа, и вертуальные деньги, как информация об информации, возможная благодаря возможности сжатия информации, передаваемая между производителями второго уровня без движения реальных денег.
Это было выдающееся событие в системе денежного обращения, которое позволило ускорить оборот денежных средств, ускорив тем самым движение ресурсов в механизме распределения ресурсов, а значит ускорить развитие всех экономических процессов в обществе, создать мощный реальный механизм для накопления информации о прибавочной стоимости, обеспечив тем самым возможность появления "первоначального капитала", т.е. оборотных средств для финансирования новых производств.
При этом в качестве основного рычага и одновременно критерия накопления прибавочной стоимости новые финансовые посредники избрали, сами того не подозревая, самый великолепный способ экономической оценки деятельности производителей второго уровня - банковский процент.
Конечно же, новые финансовые посредники просто подражали "старым ювелирам", действуя по принципу: даешь деньги в кредит - бери максимально возможный процент за пользование этим кредитом.
А оборотные средства теперь были у финансовых посредников, т.е. лежали в банках, хотя распоряжались ими производители второго уровня, получая эти оборотные средства в качестве кредита.
Откуда производители второго уровня могли брать дополнительные деньги для оплаты процента за кредит? Только из прибыли. А прибыль получалась благодаря реализации прибавочной стоимости. Необходимость повышения прибавочной стоимости заставляла производителей второго уровня повышать рентабельность производств, а значит все больше использовать внешние источники энергообеспечения и внедрять в производство информационные методы повышения производительности труда.
Так как деньги брались под процент, исходя из уровня рентабельности, процент стал "носителем" и показателем роста прибавочной стоимости в экономике.
Древнее изобретение ростовщиков, за которое их нещадно ругали многие поколения людей, в новых экономических условиях стало при нормальном развитии экономики показателем экономического развития общества.
Однако банковский процент не является источников накопления прибавочной стоимости, он только фиксирует уровень прибавочной стоимости.
С ростом прибавочной стоимости, а следовательно и благосостояния населения, часть этой прибавочной стоимости распределяется между потребителями первого уровня, составляя значительную часть заработной платы. При этом имеется в виду не только относительная прибавочная стоимость, которая распределяется в большей своей части как заработная плата производителей первого уровня, но и абсолютная прибавочная стоимость, которая резко возрастает в постиндустриальный период экономического развития. Это, в свою очередь, обеспечивает рост сбережения, накопления денежных средств у населения, используемых прежде всего для приобретения товаров длительного пользования. Сберегаемая часть заработной платы образует норму сбережения, которая например, в конце восьмидесятых годов нашего столетия составляла в США 5-6 %, в Великобритании, ФРГ, Франции - 8-14 %, а в Японии - около 20 %.
Эти сбережения населения также стали накапливать финансовые посредники, привлекая эти средства путем выплат срочных процентов по вкладам населения, которые получаются посредниками за счет использования этих вкладов для кредитования производителей второго уровня.
Все сказанное предопределило развитие денежного обращения, в результате которого в составе посреднических институтов рынка появилась банковская система, под которой мы будем понимать все множество существующих сегодня финансовых посредников.
В США, например, где экономические процессы в самоуправляемой моделе экономики протекали наиболее динамично к числу этих институтов относятся коммерческие банки, ссудно-сберегательные ассоциации, страховые компании, сберегательные банки, финансовые компании, инвестиционные компании, кредитные союзы, частные и государственные пенсионные фонды, взаимные фонды денежного рынка.
Однако множество названий не определяет множества функций, т.к. все они выполняют одну и ту же роль - накопление прибавочной стоимости общественного труда.
При этом накопление денег производителей-потребителей первого уровня процесс такой же объективно необходимый для нормальной работы экономической системы, как и процесс накопления оборотных средств.
Сохранившиеся до сих пор названия некоторых американских банков, такие как "Пятицентовый Сберегательный Банк Линна", штат Массачусет, или "Десятицентовый Сберегательный Банк Буклина", штат Нью-Йорк, говорят о том, что процесс создания современной банковской системы шел одновременно "сверху и снизу", а значит был насущной проблемой для экономики в целом.
Однако смешение двух разных типов денег в одной накопительной системе без понимания их различия породило и негативные процессы в экономике.
Дело в том, что реальные деньги в форме заработной платы, всегда связаны с потребительскими товарами, а оборотные деньги - с имеющимися ресурсами. Первые должны обслуживать только торговый оборот, а их накопление всегда означает накопление товаров на рынке. Вторые - обслуживают распределение ресурсов, а их накопление означает расширение возможностей экономики государства по увеличению потребительских товаров, но только в том случае, если эти ресурсы увязаны системой распределения доходов, Например, можно увеличить производство металла в стране, но, если этот металл не будет потребляться, а значит не увязан в систему распределения доходов, то это приведет только к непроизводительным затратам труда и вызовет негативные экономические последствия.
Вертуальные оборотные средства нельзя использовать на приобретение потребительских товаров, их можно использовать только для авансирования заработной платы в сфере производства, т.е. кредитовать под конкретный товар, который будет создан в процессе общественного труда. Именно об этих деньгах говорил Д.Кейнс, когда называл их "хитроумным средством связи между настоящим и будущим".
Накопленные реальные деньги в форме заработной платы - это отложенный спрос, накопленные товары, и эти средства не только можно, но и необходимо инвестировать для предотвращения затоваривания, которое нарушает уравнение товарного баланса и может привести к кризису перепроизводства.
Для того, чтобы лучше понять те изменения в системе денежного обращения, которые произошли в результате возникновения банковской системы рассмотрим модель экономической системы, представленной на рис N 6-7.
На этой модели представлена гипотетическая экономическая система, состоящая из трех производителей, т.е. из трех производителей второго уровня и множества производителей первого уровня в составе каждой системы производства, множество которых обозначено множеством точек в механизмах формирования заработной платы и ценообразования.
При этом на модели для упрощения картины многоступенчатой экономики представлен только первый торговый оборот, а механизм распределения ресурсов не отображен и не рассматривается. Соответственно не развернут в "дереве доходов" и механизм распределения доходов, в котором фигурируют только доходы конечного производителя товаров.
Каждый из субъектов экономики в принципе может иметь свою накопительную систему.
Где: Н - накопительная система производителей - потребителей первого уровня, которая означает, что часть денег может оставаться у них в личных сбережениях вне банков.