Смекни!
smekni.com

Общие экономические статьи (стр. 50 из 57)

Что же мешает установить социальный мир на Земле? Как же добиться социальной справедливости и остановить угрозу эскалации зол и злодея­ний?

* * *

Интуитивно все борцы за социальную справедливость всегда ощущали, что в ее основе лежит свобода. именно свобода провозглашена первым идеалом Великой французской революции. Свобода - это отторжение рабс­тва, крепостничества, зависимости одних людей от других. Но возможна ли абсолютная свобода? Человек живет в обществе, зависит от общества, а значит никогда не может быть абсолютно свободен. Он может обрести свободу вне общества, но тогда он перестанет быть человеком.

Понятие свободы - многогранно. Оно включает в себя свободу поли­тическую, экономическую, поведенческую, или нравственную, но ни одна из них не может носить абсолютного характера.

Свобода нравственная, поведенческая всегда ограничена нормами об­щественной морали, выработанными человечеством за время его существо­вания, проверенными тысячелетиями общественной жизни, показавшими, что без соблюдения моральных устоев общество деградирует и вымирает.

Свобода экономическая всегда ограничена необходимостью участия в общественно полезном труде. Это обстоятельство составляет основу эко­номического равенства, без которого экономической свободы не бывает.

Однако и экономической и поведенческая свобода во многом опреде­ляются рамками государственности со всеми ее юридическими, правовыми нормами, т.е. в конечном итоге сводится к политической свободе.

Но есть еще одна сторона свободы человеческой личности - свобода интеллектуальная, свобода мышления. Именно эта сторона свободы людей может и должна носить абсолютный характер. Мышление, интеллектуальная свобода - это то, что создало человека, определяет человека, развивает человека, совершенствует человеческое общество, в том числе его бытие, возвышает человека над животным миром Земли, открывает ему дорогу в Космос.

Интеллектуальная свобода определяет творческую сторону человечес­кого труда, которой наделен человека как созидатель знаний.

Потоки индивидуальных человеческих знаний, сливаясь, образуют мощный Коллективный Разум Человечества. Только развитие Коллективного Человеческого Разума может привести людей к полному освобождению от рабского труда, а каждому человеку гарантировать полную свободу лич­ности.

Что нужно для обеспечения интеллектуальной свободы? Экономическая независимость каждого человека, участвующего в общественном труде и полные политические гарантии интеллектуальной свободы при соблюдении норм морали и нравственности.

Что такое экономическая независимость? Это обеспечение каждому человеку, занятому в общественно необходимом труде уровня жизни, как минимум соответствующего нормальному потреблению, независимо от про­фессии, сферы труда и уровня подготовки к труду.

Таким образом, экономическая свобода - это экономическая незави­симость, при которой обеспечивается интеллектуальная свобода каждого человека. При этом экономическое равенство определяется как равное участие всех членов общества в общественном труде, но не означающее равенство в распределении доходов общества, т.е. равное распределение национального дохода между участниками общественного труда.

Экономическая независимость - это справедливое неравенство в распределении национального дохода общества, при котором учитывается вклад каждого занятого в создании национального дохода и национального богатства государства.

Возникает вопрос: почему же тысячи лет борцы за социальную спра­ведливость в разных странах мира требовали и проповедовали равенство в распределением доходов как обязательное условие социального мира?

* * *

Тысячи лет миллионы людей на Земле жили в условиях бедности и бесправия. Подавляющая часть человечества занималась тяжелым трудом от зари до зари. При низком уровне разделения труда и отсутствии ис­точников внешнего энергообеспечения труд людей мало чем отличался один от другого, был однообразен мало продуктивен. И только горстка прави­телей государств со своим окружением прибывала в достатке, а то и в роскоши, практически не занимаясь физическим трудом, который тогда действительно лежал в основе всего, что воспроизводилось.

Низкий уровень прибавочной стоимости не мог не вызывать у произ­водителей материальных благ протестов и недовольства налогами и побо­рами, которые были необходимы для содержания аппарата структур власти. В этих условиях казалось совершенно справедливым общество, в котором все будут одинаково трудиться и получать одинаковые доходы. На этом и были основаны первые утопические теории социальной справедливости. Первоначально такие теории создавали религии.

Не способные объяснить причины экономического неравенства, бед­ности и нищеты, в которых прибывала большая часть людей, а тем более устранить эти причины, религии занимали позиции примиренчества, нейт­рализации народного недовольства, а потому они бли основаны на поощре­нии и даже возвеличивании бедности. "Легче верблюду пройти через игольное ухо, чем богатому войти в Царство Небесное" - эти слова Иису­са Христа говорят о первоначальном отношении христианства к распреде­лению национального дохода. Раннее христианство явилось практически генератором всех социалистических идей, которые были развиты в даль­нейшем теоретиками социалистического утопизма применительно к своим взглядам на общественные устои. При этом главным требованием социаль­ной справедливости стало требование равенства в распределении доходов.

Структуры власти в государствах, где пробивало себе дорогу хрис­тианство как идеология, первоначально преследовавшие ее сторонников, довольно быстро разобрались с ее необходимостью, возведя христианские религиозные взгляды в ранг государственной социальной политики. Рели­гия стала опорой государства, определяя стабильность социальной обста­новки, внося примирение в общество в условиях несправедливого распре­деление национального дохода.

Однако, перейдя в ранг государственной, религия постепенно стала превращаться в хранителя государственных устоев. Борьба за власть при­вела церковь к борьбе с инокомыслием, а страх за потерю появившегося церковного богатства, сделал эту борьбу кровавой и беспощадной.

Основанный в 1232 году папой Григорием IX трибунал святой инкви­зиции для борьбы с ересями и еретиками навсегда вошел в историю крова­вых ужасов человечества на ряду с фашистскими концлагерями и сталинс­ким гулагом. Список жертв инквизиции составил около 5 млн человек. Цифра огромная для Европы того времени. Но это дикое покушение на сво­боду человеческого интеллекта не остановило и не могло остановить вольнодумства. Никакая идея так мощно и так быстро не укореняется в умах людей, как идея преследуемая сильными мира сего. Забытые церковью идеи социального равенства обрели новых идеологов - социалистов - уто­пистов.

* * *

В 1535 году удар топора на эшафоте лондонского тауэра оборвал жизнь основателя утопического социализма Томаса Мора, который с 1504 по 1522 гг занимал в королевской Англии важнейшие государственные пос­ты - член парламента, управляющий королевской казной, скипер палаты общин, лорд-канцлер. Но его роман "Утопия" (1516) дал название целому направлению общественной мысли, названной утопическим социализмом.

Сегодня можно только гадать о существовании неутопической теории социализма, но нельзя не восхищаться мужеством, доходящим до самопо­жертвования, с которым его идеологи несли идеи утопического социализма в народные массы.

Нельзя не приклонить голову, например, перед изумительной силой духа Томмозо Кампанелла: 29 лет в тюрьме, страшные пытки и издеватель­ства, в том числе на острие треноги, и там, в тюрьме, еле живой, с на­чинающейся гангреной он пишет свой "Город Солнца" - гимн высвобождения человеческого разума.

Это была утопия, но она давала надежду. Надежду на торжество со­циальной справедливости. А потому утопический социализм нашел поддерж­ку у различных людей в разных странах. Предлагаемые ими модели утопи­ческого социализма чем-то отличались друг от друга, но в одном они бы­ли едины: справедливого общества нельзя построить без уничтожения частной собственности, прежде всего на землю, а также на средства про­изводства.

В отличии от раннего христианского социализма утопический социа­лизм требовал изменение существующего строя. Он не уживался с христи­анским смирением и требовал решительных действий. Именно потому неко­торыми из социалистических лозунгов, питавших революционный дух народ­ных масс, использовала буржуазия. Она пришла к власти под социалисти­ческими лозунгами: Свобода, Равенство, Братство.

И она действительно сделала большой шаг вперед по сравнению с фе­одализмом, не говоря уже о рабстве, в завоевании народом политических свобод. Но Равенство и Братство остались за чертой буржуазных преобра­зований и уж, конечно, прежде всего, буржуазия после прихода к власти запретила юридически неприкосновенность частной собственности. Буржуа­зия даже при желании не могла изменить кардинально экономического по­ложения народа, ибо это не позволял объективно низкий уровень общей прибавочной стоимости. "Смена вывесок" не изменила положения народных масс, но позволила ускорить развитие промышленности, создавая предпо­сылки для такого изменения. Но предпосылками нельзя накормить людей, а потому единственной опорой буржуазии в социальной политике продолжала оставаться церковь с ее призывом к смирению и обещанием райской жизни после смерти.

Однако быстро растущий пролетариат не хотел мира. Первая промыш­ленная революция показала огромные возможности в развитии общественных производительных сил, а значит и в росте производства потребительских товаров. Теоретикам социализма казалось, что достаточно отобрать у ка­питалистов фабрики и заводы, уничтожить собственность, чего не сделала буржуазная революция, и материальные блага рекой польются в руки про­летариата. Но нужна была новая идеология, новая религия, которая нейт­рализовала бы, заменила, церковные догма, веками внушавшие народу дух смирения и покорности судьбе.