Среди проблем политической экономии, которые следует осмыслить в свете новых реалий, одно из центральных мест занимает выяснение природы и сущности капитализма как социально-экономической системы. Как известно, условия возникновения капитализма – это: а) частная собственность на средства производства; б) наемный труд; в) система эксплуатации. А для этого необходимо наличие двух противоположных собственников. С одной стороны, собственника денег, средств производства и жизненных средств, которое желает их приумножить путем предпринимательства, с другой стороны, собственника лишь рабочей силы, свободного лично, но лишенного любых средств производства и средств существование. Поэтому, чтобы жить, он стремится продать свою способность к работе (рабочую силу).
Эти два контрагента не являются прежде всего исторически заданными, они появляются в результате дифференциации товаропроизводителей, их имущественного расслоения. Происходит это как следствие действия законов рынка, прежде всего закона стоимости, а ускоряется в процессе так называемого первоначального накопления капитала. Суть процесса первоначального накопления капитала состоит, с одной стороны, в обособлении непосредственных производителей от средств производства и преобразовании их у нанимаемых работников, а с другого – в преобразовании экспроприированных средств производства в первоначальный капитал, который сосредоточивается в руках немногих членов общества. “Первоначальным” этот процесс называется потому, что он образовывает предысторию капитала и соответствующего нему способа производства. Исторически он происходил в Европе в 15-18 ст. и осуществлялся разными методами: обезземеливание крестьян, ростовщичество, ограбление туземного населения, монополия на торговлю колониальными товарами, мануфактурное производство, система протекционизма национальному предпринимательству, торговые войны.
Таким образом, в процессе первоначального накопления капитала, с одной стороны, формируется капитал, с другого – свободная рабочая сила.
Основной категорией капиталистической системы есть капитал. В будничной жизни капиталом называют деньги. Но это не совсем так. Деньги сами по себе не является капиталом. Выполняя свои обычные функции, они выступают лишь в роли общего эквивалента, опосредствуя меновые отношения людей (Т – Д – Т). Тем не менее, при определенных условиях деньги становятся капиталом. Что это при условии.
Исторические предпосылки возникновения капитала – это товарное производство и развитый товарно-денежной оборот. Иначе говоря, на определенном этапе развития производительных сил простое товарное производство приобретает черты предпринимательского характера. При этих условиях товаропроизводитель начинает продавать свой товар не ради того, чтобы купить другой товар, удовлетворить свои потребности в потреблении, а с целью пустить деньги снова в оборот. Итак, формула простого товарного обращения Т – Д – Т (продажа ради купли) заменяется принципиально другой формулой: Д– Т – Д (купля ради продажи). В этой формуле исходным и конечным пунктами выступают деньги, а товар сыграет роль посредника. Но движение Д – Т – Д было бы бессмысленным, если бы Д начальные и Д конечные были бы количественно одинаковыми. Сущность этого движения состоит в приросте Д, в превращении в Д´, то есть в Д + ∆Д, где ∆Д означает деньги, которые возросли. Самая же формула приобретает такой вид:
Д – Т – Д´(общая формула капитала).
Таким образом, деньги становятся капиталом лишь тогда, если пускаются в оборот только с целью получения суммы большей, чем первоначально вложенная. Прирост денег, что получают в конце этого движения (∆Д), называется добавочной стоимостью. Добавочная стоимость – это излишек над первоначально авансированной суммой денег (Д´ – Д = ∆Д). А первоначальная сумма денег, которая принесла добавочную стоимость, превратилась в капитал. Итак, капитал – это стоимость, которая приносит добавочную стоимость. Или это само возрастающая стоимость.
Социально-экономическая сущность капитала, его структура
Понятие “капитал” (от лат. Capitalis – главный) довольно распространенное как в политической экономии, так и в хозяйственной практике. Поэтому от правильного его понимания в значительной мере зависит научная оценка направлений эволюции экономических систем стран Запада, а также социально-экономических процессов, которые происходят в современной Украине. По поводу экономического содержания этого понятия в течение всей истории политэкономии вплоть до сегодняшнего дня ведется беспрерывная полемика.
Так, меркантилисты, не выходя за границы формулы Д – Т – Д, отождествляли капитал с его денежной формой. Для них капитал – это деньги, а деньги – капитал. Классики политэкономии, как нам уже известно из предшествующих лекций, перенесши свой анализ из сферы обращения в сферу производства, понимали капитал шире. Они отождествляли его с созданным трудом вообще (массой средств производства, средств существования, денег). Подавляющее большинство современных западных экономистов придерживаются той же точки зрения. Разность лишь в том, что современные экономисты значительно расширили круг элементов, которые включаются у понятия капитала. В частности, кроме вещевых факторов, так называемого “физического капитала”, вводится понятие “человеческий капитал”. К последнему относят приобретенные знания, привычки людей и т.п. К капиталу некоторые экономисты относят также время, как фактор производства, которое создает доход, традиционным есть отождествление капитала с деньгами, финансовыми ресурсами.
Итак, современная политическая экономия Запада всесторонне раскрывает материально-вещевое содержание капитала, тесно связывая его с процессом получения дохода. И в этом плане можно говорить об определенной тождественности взглядов на капитал современных западных экономистов и К. Маркса, который относил к нему как средства производства и средства существования, так и определенные суммы товаров, денег и прибавочный труд. То есть все то, что может быть использован в процессе производства добавочной стоимости.
Вместе с тем западным научным работникам присущий односторонний, недиалектический подход к анализу капитала. Они, всесторонне раскрывая материально-вещевую сторону данной категории, принципиально игнорируют ее социально-экономическую природу. То есть действие того ли другого элемента капитала не рассматривается в органической взаимосвязи с отношениями между людьми. Глубинная суть данной категории может быть раскрытая лишь при условии рассмотрения капитала в диалектическом единстве обоих его сторон: материально-вещевой и общественной. Такой подход дает возможность понять, что капитал – это не просто совокупность вещей (средств производства, золотая, готовых товаров и т.п.), а сумма стоимостей, то есть величина общественная. Но не всякая сумма стоимостей есть капиталом. Она становится капиталом лишь если она используется для получения добавочной стоимости.
Но же понятно, что самая по себе стоимость не может создать добавочную стоимость. Для того, чтобы стоимость выросшая, принесла добавочную стоимость, она должна быть использована, как орудие эксплуатации чужой рабочей силы, то есть ее собственник должен вступить в определенные экономические отношения с собственником рабочей силы. Итак, капитал – это не просто сумма стоимостей, а определенное производственное отношение, при котором орудие работы, деньги, товары служат орудиям присвоения части чужого неоплаченного труда. Именно поэтому капитал, как писал К. Маркс, - это не вещь, а определенное общественное, принадлежащее определенной исторической формации общества производственное отношение, которое представлено в вещи и предоставляет этой вещи специфического характера. И такой исторической формацией есть капиталистическая.
Обобщая, следует отметить, что в разных экономических школах капитал трактуется по-разному. Главными есть три направления:
вещевая, или натуралистическая концепция;
денежная, или монетаристская концепция;
теория “человеческого капитала”.
С точки зрения натуралистической концепции капитал – это или средства производства, или готовые товары, которые предназначенные для продажи. С точки зрения монетаристской концепции капитал – это деньги, которые приносят процент. С точки зрения теории “человеческого капитала” в производстве взаимодействуют два сектора: “физический капитал” (средства производства) и “человеческий капитал”. Величины “человеческого капитала” оценивается потенциальным доходом, который он способный приносить. Наиболее глубинное понимание капитала помещается в концепции К. Маркса. Он исследует, с одной стороны, сущность капитала, с другого – конкретные формы его проявления. Деньги, средства производства, товары, по его мнению, сами по себе не является капиталом. Они превращаются в капитал тогда, если используются для присвоения чужого труда. Капитал можно рассматривать как постоянное движение всех его элементов. Только находясь в движении, деньги превращаются в капитал. Капитал – это само возрастающая стоимость.
Исходя из формы участия в создании новой (дополнительной) стоимости, весь авансированный капитал (с + v) делится на две части:
постоянный капитал – это часть капитала, которая превращается в средства производства и в процессе производства не изменяет своей величины. Он сказывается латинской буквой “с” (от лат. constant – постоянный).
переменный капитал – это часть капитала, которая расходуется на куплю рабочей силы и в процессе производства изменяет свою величину (возрастает), то есть создает добавочную стоимость. Он сказывается буквой “v” ( от лат. variable – переменный).
Условием превращения денег в капитал есть преобразование рабочей силы в товар. Последнее стало возможной вследствие: