Смекни!
smekni.com

Южная Корея (стр. 2 из 3)

Товарные группы 1980 1990 2000 2002
Продовольствие 6,0 3,5 2,4 2,0
текстиль 28,2 21,4 13,8 14,4
обувь 5,0 6,2 1,5 0,3
химия 1,6 3,7 7,0 7,6
металлы 14,5 8,7 5,4 7,5
машины и оборудование, транс­портные средства . 39,3 52,5 49,1
Телекоммуникационные и музы­кальное оборудование 9,6 7,0 5,9
транзисторы 8,2 15,5 14,7
электромашиностроение 22,7 18,5 11,8
автостроение 5,1 8.1 9,2
судостроение 5,6 4,4 6,0

Доля электроники и электротехники увеличилась до 25% экспорта. До середины 80-х годов в его структуре зани­мала важное место бытовая электроника. В последующие годы электронные компании направили усилия на производство те­лекоммуникационного оборудования, средств автоматизации производственных процессов. В 90-е годы произошел переход к вывозу более дорогостоящего оборудования по сравнению с новой техникой. Среди электронных товаров наиболее высокой конкурентоспособностью обладают полупроводники.

В группе транспортных средств помимо судостроения важ­ное место занял вывоз автомобилей и запчастей к ним — свыше 9% всего экспорта.

По отдельным товарам южно-корейские компании заняли
прочные позиции на мировом рынке: золотые изделия —23,3%, суда — 18,6%, транзисторы, электронные лампы — 10,3%, вычислительная техника — 3%. Но эти товары испытывают растущую конкуренцию со стороны других стран.[3]

В структуре импорта основное место занимают промышленное оборудование, сырье и продовольственные товары. Значительная часть промышленных материалов и топлива реэкспор­тируются. Удельный вес сырья и топлива превышает треть им­порта. По ввозу круглого леса, каменного угля, железной руды, хлопка, кукурузы, нефти Южная Корея выступает на мировых рынках вторым — четвертым по величине импортером в мире. Это предопределяет ее высокую зависимость от колебаний цен на сырьевые товары.

Южно-корейские компании закупают за рубежом значительную часть специального оборудования и машин высокой слож­ности. Объем ввоза машин и оборудования достигает 37%ого объема импорта. За счет импорта удовлетворялось до спроса на промышленное оборудование.

В основе конкурентных преимуществ южно-корейских това­ров длительное время находились низкие издержки на рабочую силу, а также прямое и косвенное субсидирование. В экспортных отраслях были наполовину снижены налоги, сняты пошлины. На ввоз сырья и полуфабрикатов, необходимых для производства товаров на экспорт. На осуществление экспортных операций предоставлялись льготные ссуды. С середины 80-х годов значение вышеуказанных факторов снизилось. Только за 1980— 1993 гг. реальная заработная плата в промышленности увеличи­лась в 5,4 раза, а выработка на занятого — в 4,8 раза. Издержки на рабочую силу для чеболов увеличились еще больше в связи с отчислениями на социальные нужды, в частности, на субсиди­рование жилищных расходов рабочих. У южно-корейских экс­портеров понизился ценовой фактор. Усложнение проблем конкуренции, давление предпринимателей заставляют правящие круги изыскивать пути ослабления установок в сфере занятости.

Главными торговыми партнерами Южной Кореи на всех этапах индустриализации выступали Япония и США.[4] Развивающиеся страны АТР сыграли роль поставщиков таких това­ров, как нефть и другое минеральное сырье, рынков сбыта про­мышленных товаров. На долю Японии в 1998 г. приходилось 9,2% южно-корейского экспорта и 18,1% импорта, на долю США соответственно — 17,2 и 21,9%. В связи с укреплением конкурентных позиций южно-корейских компаний на мировых рынках США ужесточили свою внешнеэкономическую политику.

Значение США и Японии несколько снизилось. Укрепляют­ся связи с КНР, странами АСЕАН. На долю КНР приходится 9% южно-корейского экспорта и 1% импорта.

Изменения в товарной структуре внешней торговли нашли отражение в обмене технологией, Главной особенностью гео­графической структуры обмена технологией является то, что основным ее поставщиком выступает Япония, а не США.

Внешнеторговый оборот высоко концентрирован. Четыре крупнейших чебола обеспечивают 25% экспорта страны, кото­рый реализуется через торговые компании.

Внешняя торговля до середины 90-х годов сводилась с дефицитом, чему способствовало увели­чение импорта машин и оборудования. Дефицитность внешней торговли не покрывалась другими операциями, и основным средством поддержания внешнего баланса являлось использова­ние иностранного капитала в различных формах, которые зна­чительно отличались в зависимости от периода хозяйственного развития страны.

Важную роль занимал ссудный капитал. Во время индустриа­лизации, особенно в 60-е годы при осуществлении экспортно-ориентированной политики, основное место, занимали государ­ственные займы. С конца 70-х годов доля государственных зай­мов значительно сократилась. .

Широкое привлечение ссудного капитала привело к резкому росту внешней задолженности, но норма обслуживания долга держалась на приемлемом уровне — 15—16%. В 90-е годы абсолютные и относительные показатели внешней задолженности возросли в результате финансовой либерализации, упразднившей различные ограничения на иностранные заимствования. Ее объем в 1997 г. превысил 158 млрд. долл. при высокой кратко­срочной компоненте — 2/3, что явилось одной из причин фи­нансового кризиса 1997 г.

С 70-х годов возрастающую роль во внешнеэкономических отношениях стало играть движение прямых капиталовложений. По совокупному объему иностранных прямых капиталовложе­ний (20,5 млрд. долл. в 1999 г.) страна уступает ряду восточно-азиатских и юго-восточных стран. По относительным показате­лям иностранные инвестиции также уступают названным выше странам. В 1971—1980 гг. среднегодовой приток иностранных прямых капиталовложений составлял 1,34% валовых инвестиций в основной капитал страны, в 1981—1990гг. — 0,54, в 1991— 1998 гг.-3,2%.

Повышение уровня экономического и социального развития превратило Южную Корею во второй половине 80-х годов в но­вого экспортера капитала. Подобное изменение означает ради­кальную трансформацию ее позиций и значения в международ­ных экономических отношениях и в мировом хозяйстве в це­лом, особенно в экономике АТР. Капитал стал вывозиться еще в конце 60-х годов, но это были эпизодические сделки. За 1966—1981 гг. кумулятивная сумма прямых инвестиций состави­ла только 209 млн. долл., с 1981 по 1989 г.г., достигла 1,7 млрд, а в 1998 г. — уже 21,5 млрд.долл., или 0,5% мирового объем ИПК. Основными рынками приложения капитала выступают страны ЮВА.

Заметное место в системе международных экономических отношений страны занимают строительные услуги и миграция рабочей силы. В начале 80-х годов доходы от зарубежных строи­тельных подрядов составили 40% всех поступлений от невиди­мой торговли. Основным районом приложения рабочих рук бы­ли страны Ближнего и Среднего Востока, прежде всего Саудов­ская Аравия. В тот период страна вышла на второе место в мире после США по стоимости осуществленных зарубежных проек­тов — 6,1% контрактов.

Участие Южной Кореи в интеграционных процессах становится стратегическим направлением ее нынешней внешнеэкономической политики. Определив перспективные тенденции развития торгово-экономических отношений в восточно-азиатском регионе, Южная Корея, с выгодой для себя использует благоприятные экономические возможности и накопленный мощный экономический потенциал, исполняя в ходе проведения региональных консультаций важные посреднические функции. Между тем, политические выгоды не являются самоцелью. Для Южной Кореи гораздо важнее решить свои экономические проблемы. Следуя курсу на глобализацию и проводя либерализацию внешнеэкономической сферы, Сеул «открывает» экономику, стремясь в том числе побудить к модернизации и предпринимательские структуры. От того, в какой мере Южной Корее удастся выдержать сбалансированность проводимой внешнеэкономической политики, во многом будет зависеть успех проводимого в стране экономического курса.

На рисунке 2 представлены данные о внешней торговле страны в 1990-2000г.г.

Рис.2. Динамика внешней торговли Южной Кореи

Средства и механизмы обеспечения внешнеэкономических интересов Юной Кореи:

1. Таможенные тарифы. Защита внутреннего рынка Южной Кореи с помощью тарифных ограничений распространяется главным образом, на сельскохозяйственную продукцию. Пошлины на прочие товары имеют устойчивую тенденцию к понижению

2. Количественные ограничения (в том числе «добровольные») экспорта. С конца 90-х г.г. Южная Корея пытается как можно меньше использовать добровольные ограничения экспорта, стремясь добиться от внешних партнеров подтверждения претензий к южнокорейским производителям юридическими средствами.

3. Технические и административные барьеры. По мере отказа от количественного ограничения импорта, в Южной Корее все больше значения придается соблюдению импортерами процедурных вопросов, а также соответствия ввозимых товаров внутренним нормам и стандартам. Возросла роль санитарного и ветеринарного контроля, проверки и сертификации пересекающих границу товаров.

4. Валютный курс. Девальвация воны в 1997-1998 г.г. позитивно отразилась на южно-корейском экспорте, однако, ее воздействие на было недостаточно продолжительным и не столь сильным как ожидалось. Кроме того, основные причины колебания валютного курса были связаны с изменениями экономической конъюнктуры.