Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решению государственного органа или органа местного самоуправления. Размер уставного фонда такого предприятия не может быть менее суммы, определенной законом. До государственной регистрации уставный фонд такого предприятия должен быть полностью оплачен собственником. Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие).
Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления, создается по решению Правительства Российской Федерации на базе федеральной собственности. Такое предприятие называется федеральным казенным предприятием. Права владения, пользования и распоряжения имуществом казенное предприятие осуществляет в рамках закона и в соответствии с заданиями собственника. Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Российской Федерации.[7]
Таким образом, гражданское законодательство России придало разным видам отечественной предпринимательской деятельности правовую форму. Это означает, что государство защищает равенство участников предпринимательской деятельности, неприкосновенность собственности, свободу договора, гражданские права. Вместе с тем отечественное гражданское законодательство построено в соответствии с нормами международного права. Все это способствует развитию предпринимательства в России в цивилизованной форме.
Для успешного развития предпринимательства в России важное значение приобретает реализация его инвестиционной функции. Предпринимательские структуры должны быть в состоянии обеспечить мобилизацию всех ресурсов, необходимых для осуществления своей деятельности, технического перевооружения и расширения производства. Они должны обеспечить рациональное использование ресурсов, быстрое движение капитала, реинвестирование прибыли.
Оживление инвестиционной деятельности - это основное условие выхода России из нынешнего кризиса и создания предпосылок для устойчивого экономического роста. Между тем, в течение всего периода рыночных реформ, «инвестиционный климат» в стране оставался крайне неблагоприятным. Прежде всего, происходило значительное уменьшение объема инвестиций и их доли в ВВП, Так, например, величина капиталовложений за счет всех источников финансирования по отношению. К 1991 голу снизилась в 1992-м - на 40%; в 1993-м - на 12%; а в 1994-м - на 26%. В 1995-м инвестиции, по предварительным данным, сократились примерно на 10-12%. Абсолютная эффективность инвестиций не только снизилась, но за время рыночных реформ оказалась отрицательной: вкладываемым ресурсам соответствовало паление объема производства товаров и услуг.
Свертывание инвестиционной деятельности, а также значительное сокращение участия государства в структурной и технологической перестройке народного хозяйства, стали причиной деградации производственного аппарата. Износ основных фондов в экономике составляет в среднем около 60%, В ряде отраслей этот показатель - 70- 75%, то есть, вплотную приблизился к порогу, за которым начинается самопроизвольное физическое разрушение производственного потенциала
Лишенное возможности обновления народное хозяйство резко снизило свою эффективность и попало в спираль суженного воспроизводства. Между тем, потенциальные средства для осуществления инвестиций в стране есть. Потенциальный инвестиционный фонд в 1992-94 гг. составлял 43-65% от ВВП, превышая общий объем реальных капвложений в 3.0-3 9 раза. Важнейшими источниками фонда являлись амортизационные отчисления и чистые накопления, на долю которых приходилось 81-84% всех потенциальных инвестиционных ресурсов.
В последние годы значительно возросли сбережения населения. В 1994 -м они составляли 14% потенциального инвестиционного фонда. У населения находится не менее 60-70 триллионов рублей и 20-25 миллиардов долларов США, По доле сбережений населения Россия вошла в первую пятерку стран мира: они достигают 22-24%. доходов семейных бюджетов. Кроме того, на счетах предприятий и банков находится до 30 миллиардов долларов. Однако значительная часть потенциальных инвестиционных ресурсов использовалась не по назначению: в частности, на увеличение заработной платы, покупку иностранной валюты и др. Поэтому принципиальное значение для экономики России имеет в настоящее время не только проблема роста инвестиций и повышения их эффективности, но и задача трансформации накоплений в инвестиции. Процесс формирования условий для инвестирования связан со многими макроэкономическими факторами, с механизмом государственного регулирования экономики. К числу таких факторов относятся инфляция; спад производство; высокие риски, связанные с отставанием институциональных преобразований; слабость правовой базы; неразвитость рынка капитала, что препятствует его внутриотраслевому и межотраслевому перераспределению; неопределенность прав собственности и т.д.. Преодоление этих негативных явлений требует усиления роли государства в экономике, проведения глубоких системных преобразований.
Определенную роль в существующем «инвестиционном голоде» играет и ошибочная, на наш взгляд, трактовка радикал - реформаторами взаимосвязи потребления, сбережений и инвестиций в условиях глубокого экономического кризиса. Исходя из того, что в нормальной рыночной экономике источником капиталовложений служат сбережения, утверждается, будто чем больше таких сбережений, тем больше инвестиций. Отсюда важнейшая задача - увеличение нормы сбережений для повышения уровня инвестиционной активности. Но подобный вывод неправомерен. Конечно, в стажирующей экономике уровень склонности к потреблению невысок, но его надо стремиться повышать, прежде всего, за счет государственных расходов. У нас же систематические задержки выплат заработка, пенсий, пособий, стипендий и т.п. парализуют этот мощный источник увеличения инвестиционной активности и оживления производства.
Кроме того, в условиях неполной занятости, незагруженности производственных мощностей (уровень загрузки - 30-35%), как это есть в России, рост сбережений уменьшает, а не увеличивает инвестиции. Здесь проявляется так называемый парадокс бережливости», ведь в ситуации неполной занятости увеличение склонности к сбережению означает уменьшение склонности к потреблению. Сокращение же потребительского спроса создает трудности для производителей в реализации своей продукции, приводит к затовариванию. Все это, безусловно, уменьшает возможности для новых инвестиций, означает сокращение производства, рост безработицы, сокращение национального дохода в целом и доходов различных социальных групп. То есть, постулат классической школы, возводящий высокую склонность к сбережениям в добродетель, оборачивается своей противоположностью - страна становится не богаче, а беднее. Другими словами, «если население хочет сберегать больше, чем инвесторы хотят расходовать, то сберегатели потерпят неудачу» - вот что мы имеем в России. И это будет продолжаться до тех пор, пока сбережения беднеющего населения, по крайней мере, его основной массы, не будут приведены в соответствие с инвестиционными планами субъектов рыночной экономики.
Есть еще один существенный фактор, который приводит к тому, что рост сбережений не сопровождается непременным увеличением инвестиций в основной капитал. Этот фактор связан с открытостью нашей экономики, она имеет несбалансированный госбюджет и активный платежный баланс, Влияние их на взаимосвязь между сбережениями и инвестициями состоит в том, что дефицит госбюджета и актив платежного баланса «съедают» накопления, уменьшая тем самым ту их часть, которая остается на внутренние инвестиции.
Можно в известной степени абстрагироваться от госбюджета, поскольку его дефицит не только вытесняет частные капиталовложения, но и своей расходной частью поддерживает совокупный спрос. Что же касается актива платежного баланса, то его влияние однозначно: он уменьшает внутренние инвестиции и экономическую активность. Но это уменьшает внутренние инвестиции, поскольку значительная часть выручки от экспорта остается за пределами страны, хотя и увеличивает инвестиции за рубежом. Правда, такую проблему, пока не следует считать первостепенной. Рычагом выхода экономики из кризиса и разрыва спирали суженного воспроизводства должны послужить крупномасштабные внутренние инвестиции, осуществляемые с помощью государства. Для этого должна быть разработана и реализована система стимулирующих и направляющих мер. Такими должны стать меры по стимулированию совокупного спроса, в частности, восстановление сбережений населения путем выпуска облигаций государственного займа. Для того, чтобы заблокировать «проедание» походов и «эффект бережливости», следует допустить вкладывание сбережений в приобретение жилья и отечественных товаров длительного пользования. Кроме того, следует одновременно расширить государственный спрос через размещение госзаказа на выпуск сложной техники коллективного пользования (с дальнейшей передачей ее в лизинг), предоставить значительные налоговые льготы производственным инвесторам и банкам, кредитующим промышленное строительство, которые компенсировали бы потери прибыли по сравнению с использованием средств в торговле и в финансово-банковском секторе.[8]