Почему же в обществе распространяется страх безработицы? Власти предпринимают поспешные действия, потому что эксперты внушили им страх социальных последствий. Однако безработные – очень аморфная часть населения. Чтобы их организовать, нужны политические силы, но в России их нет. Работающие митинговать не пойдут. Те, кто подпадает под увольнения, могут. Но для этого увольнения должны быть массовыми, что в России не практикуется – даже в периоды кризиса, поскольку нет необходимости: работодатель может и так ухудшить условия труда, что рабочие сами уйдут. За последние десять лет сократилось само поле для массовых увольнений: в докризисную эпоху на предприятиях было занято 60 млн. чел., сейчас – 40 млн.
Правительство посылает противоречивые сигналы. Повышение МРОТа отсекает от социальной напряженности самых низкооплачиваемых, повышение зарплаты бюджетников сохраняет конкуренцию бизнесу, повышение пособия по безработице стимулирует ее официальные показатели, усиление прокурорского надзора за выплатой зарплаты провоцирует увольнения. Но первый итог идет адаптация: вынужденные отпуска, снижение и задержки зарплаты. Российская Модель пока сохраняется.
А что может подтолкнуть к другой реакции рынка труда на этот кризис? В 90-е была бешеная инфляция, в сотни процентов, сейчас – десятки процентов в год. То есть, возможности сокращения зарплаты за счет инфляции заблокированы[30].
Еще один момент: считается, что раньше директора заботились о людях, а нынешние руководители готовы в кризис увольнять всех. Резко сузился масштаб крупных и средних предприятий, больше стало малых, которые являются сателлитами крупных. Гиганты, стремясь «остаться на плаву», будут закрывать малые предприятия, в результате чего появятся безработные. Но в 90-е был излшек работников, сейчас в кризис вошли с дефицитом работников. Произошли структурные изменения: занятых в промышленном секторе было 40%, сейчас – менее 30. Появится экспорт безработицы за счет сокращения мигрантов в торговле. Большая часть занятых будет адаптироваться за счет меньшего производственного сектора.
Чем сильнее запугано общество страхами безработицы, тем меньше она будет – запуганные люди будут соглашаться на худшие условия труда и зарплату. Эксперты считают, что все так и будет. Государство готово вступать в торг с предприятиями за показатели по безработице. Чем больше заявит работодатель о грядущих увольнениях, тем больше он выторгует у государства и регионов. Правительство ориентировано на зажим всех процессов, реструктуризация будет затруднена. Скорее всего, пойдет промежуточный сценарий: 1% снижения ВВП будет снижать занятость на 0,5%[31]. Ценовая подстройка будет доминировать, Таким образом, Российская Модель сохранится и продолжит действовать.
Итак, я рассмотрела возможную модель российского рынка труда, в том числе и ее функционирование в условиях кризиса. Теперь я бы хотела обозначить влияние мирового финансового кризиса на рынок труда России.
2.2. Кризис и его влияние на рынок труда.
Рынок труда в России имеет свои традиционные особенности в кризисные периоды. Это подтвердил 1998 год, и сейчас доказывает 2009. Вместо тотального сокращения штата российские работодатели урезают заработные платы сотрудникам, а также всевозможные бонусы и соц. пакеты, стараясь при этом сохранить как можно больше рабочих мест и удержать команду эффективных специалистов.
Сегодняшний кризис характеризуется широко описанным в экономической литературе «эффектом кругов по воде», ведь первыми под удар попадали всего несколько отраслей экономики, а затем падение спроса в них распространилось и на смежные сферы. Так кризисные явления постепенно поражали всё новые и новые сегменты рынка[32].
Наблюдаемое резкое падение курса рубля провоцирует снижение покупательной способности населения на фоне роста тарифов ЖКХ и инфляции. В итоге компании сталкиваются с общим сокращением спроса практически на любую продукцию и услуги.
В этих условиях работодатели вынуждены резко и быстро сокращать свои расходы. Естественно, и затраты на персонал, так как для многих компаний это является ключевой статьей бюджета. В данной ситуации больше всего страдают «молодые специалисты», так как вакантных мест для них сейчас в подавляющем большинстве организаций нет. А дорогостоящие сотрудники, сокращаемые из одних компаний, вполне могут устроиться к конкурентам за чуть меньшую зарплату, ведь они обладают опытом и навыками, которые рынку интересны даже в кризис[33].
Сейчас существует тенденция: работодатели избавляются от неоправданно дорогих «докризисных» специалистов и тут же на освободившиеся места берут новых, за значительно меньшие деньги, причем мотивированных на продуктивную работу.
Кризис набирает обороты, и эксперты сходятся во мнении, что рынок труда в 2009 году претерпит существенные изменения. Возможно, к концу следующего года рынок кандидата снова превратится в рынок работодателя. По мнению рекрутеров, кризис будет развиваться в несколько этапов, каждый из которых будет иметь свою специфику.
Начало кризиса пришлось на август-ноябрь 2008 года. Компании начали избавляться от «балласта» в виде высокооплачиваемых сотрудников, которые работали не так уж и хорошо, а также работников, не имеющих прямого отношения к производству и получению прибыли. Например, административного персонала, маркетологов, пиарщиков. Рост зарплат, который можно было наблюдать последние два года, остановился[34].
Пока кризис затронул не все сферы. В числе первых пострадавших оказались такие отрасли, как: рынок финансовых услуг, в т.ч. страховщики, инвестиционные и лизинговые компании; строительство, металлургия; телекоммуникации и ИТ; ритейл; автомобильная отрасль; маркетинг, реклама, обучение - тренинги, поиск персонала.
Летом 2009 года сформируется «дно» общемирового кризиса, на рынке труда появится большое количество соискателей как из числа рядовых офисных работников, так и высококвалифицированных.
Кто пострадал от кризиса больше всего? Конечно, «сомнительные», конъюнктурные специалисты, то есть те, кто выбирал себе сферу деятельности не исходя их своих подлинных способностей и интересов, а исходя из того, «где больше платят». Сейчас они страдают из-за такого подхода к работе, поскольку работодатели заинтересованы оставлять только настоящих профессионалов, без которых не обойтись в тяжелое и трудно предсказуемое время[35].
Как будет меняться рынок труда? Слабые компании малого и среднего бизнеса будут ликвидироваться одна за другой, а госкорпорации, напротив, упрочат свое положение на рынке. Крупные и сильные игроки будут скупать тех, кто послабее, а за этим неизбежно последует оптимизация организационных структур.
Как это отразится на рынке труда? Количество уволенных будет расти, а значит, будет расти и конкуренция между кандидатами на вакантные позиции. Это, вероятнее всего, приведет к новой корректировке уровня зарплат. В связи с ростом безработицы увеличится социальная нагрузка на государство. Меньшее количество работающих должны будут обслуживать большее количество пенсионеров, что может привести к увеличению налогового бремени на компании и сотрудников. Размеры пенсий и социальных выплат могут быть заморожены, что приведет к ограничению покупательской способности и замедлению выхода из кризиса.
Особенность текущего кризиса в преломлении рынка труда России заключается в первую очередь в том, что большинство людей привыкли жить хорошо и не были готовы к переменам ни в каком виде. Потребовалось несколько месяцев для того, чтобы начать понимать всю серьезность ситуации, в которой оказалась наша экономика, перестать надеяться на «доброго дядю» и предпринимать какие-то действия. Все привыкли к тому, что работодатели выстраиваются в очередь за кандидатами (по крайней мере, в Москве), а не наоборот, и к постоянному росту заработных плат. Поэтому теперь понимание того, что все изменилось, причем с точностью до наоборот, приходит очень медленно и болезненно.