К признакам объективной стороны должностного (дисциплинарного) проступка прежде всего, относится само противоправное деяние, посягающее на служебную дисциплину. Оно может быть выражено в форме, как действия, так и бездействия. Круг таких деяний весьма широк и неоднороден, что является одной из причин отсутствия в дисциплинарном законодательстве единой, целостной системы составов проступка.
Субъектами должностного (дисциплинарного) проступка в сфере муниципальной службы правоотношений признаются муниципальные служащие.
Субъективной стороной должностного (дисциплинарного) проступка является совокупность признаков, характеризующих психическое отношение правонарушителя к своему противоправному деянию и к возможным вредным последствиям. Прежде всего, в качестве такого признака выступает вина. Статья 192 ТК РФ прямо указывает на наличие вины работника в качестве обязательного признака дисциплинарного проступка. В зависимости от формы вины должностные (дисциплинарные) проступки классифицируются как умышленные (совершенные с прямым и косвенным умыслом) и неосторожные (явившиеся результатом самонадеянности или небрежности). Умышленным является такое поведение служащего, когда он сознает противоправный характер своего поведения, предвидит его вредные последствия и желает или сознательно допускает их наступление либо относится к ним безразлично. Неосторожность имеет место, если служащий не предвидит вредных последствий своего поведения, однако он мог и должен был предвидеть их наступление.
Должностной (дисциплинарный) проступок имеет формальный состав, то есть для привлечения служащего к дисциплинарной ответственности достаточно самого факта нарушения служебной дисциплины, даже если вредные последствия этого нарушения отсутствуют.
Конкретные виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на муниципальных служащих, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации либо муниципальными правовыми актами. Эти документы чаще всего предусматривают возможность наложения на муниципальных служащих тех же видов дисциплинарных взысканий, что и ст. 192 Трудового кодекса РФ (замечание, выговора, увольнение по соответствующим основаниям), либо дополняют их взысканиями, ранее предусматривавшимися Федеральным законом от 31 июля 1995 г. №119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» (утратил силу) строгим выговором и предупреждением о неполном служебном соответствии.
В статье 24 Регламента Иркутской городской Думы1 определяется дисциплинарный проступок следующим образом: отсутствие депутата городской Думы на заседаниях городской Думы в течение трех заседаний подряд без уважительных причин, невыполнение депутатом поручений городской Думы (в том числе ее комиссий, рабочих групп), мэра города, депутата-координатора, неучастие в более половины заседаний комиссий, рабочих групп без уважительных причин, за неучастие в работе городской Думы к депутату могут быть применены следующие меры воздействия: лишение права на возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатской деятельности на срок до трех месяцев; информирование избирателей через средства массовой информации о неучастии депутата в работе городской Думы.
В статье 10 Закона Сахалинской области от 15 декабря 2000 г. №233 «О статусе депутата представительного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Сахалинской области» предусматривается, что в случае неучастия выборного лица местного самоуправления в работе выборного органа местного самоуправления без уважительных причин либо умышленного уклонения от исполнения полномочий выборного лица местного самоуправления в иной форме соответствующий выборный орган местного самоуправления вправе довести до сведения избирателей объективную информацию о его деятельности, в том числе через средства массовой информации.
В соответствии со статьей 32 Регламента Новосибирского городского Совета1 депутат может быть выведен из состава комиссии решением городского Совета по представлению комиссии за три и более пропусков плановых заседаний без уважительной причины в течение трех месяцев.
Уважительными причинами являются: болезнь, отпуск, командировка.
На основании статьи 31 Устава города Красноярска2 полномочия депутата досрочно прекращаются в случае уклонения депутата от выполнения депутатских обязанностей, выразившегося в систематическом отсутствии без уважительных причин на заседаниях городского Совета, его постоянных и временных комиссий, членом которых он избран.
Вопросы дисциплинарной ответственности невыборных должностных лиц органов местного самоуправления регулируются законодательством о муниципальной службе, трудовым законодательством.
Как правило, в законах субъектов Российской Федерации о муниципальной службе на муниципального служащего за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей могут налагаться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение. Дисциплинарное взыскание налагается лицом или органом, назначившим муниципального служащего на должность.
Из практики Верховного Суда Российской Федерации. Положение о возможности применения к муниципальным служащим дисциплинарного взыскания в виде предупреждения о неполном служебном соответствии противоречит пункту «к» статьи 72, пунктам 2,5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, Кодексу законов о труде Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно которым трудовое законодательство, к числу которого относится установление видов дисциплинарных взысканий, находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, по предметам совместного ведения принимаются федеральные законы, указанного вида дисциплинарного взыскания федеральным законодательством не предусмотрено1.
В связи с вышеназванной позицией Верховного Суда РФ интересно напомнить позицию Конституционного Суда Российской Федерации. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, федеральный законодатель вправе, учитывая специфику профессиональной деятельности муниципальных служащих, не только предусмотреть для муниципальных служащих гарантии правовой и социальной защищенности, во многом аналогичные тем, какими пользуются государственные служащие, но и распространить на них установленные законодательством о государственной службе требования к замещению соответствующих должностей1. Получается, что федеральный законодатель может проводить определенную параллель между государственной службой и муниципальной, а региональный нет.
Так, п. 2 ст. 15 Закона Ярославской области «О государственной службе Ярославской области» содержит указание о возможности наложения на государственного служащего Ярославской области дисциплинарного взыскания за неисполнение государственных служащих ограничений, связанных с государственной службой (Приложение 6).
На основании анализа статьи 11 Белгородской области от 11 октября 1996 г. №81 Закона «О муниципальной службе в Белгородской области»2 (в ред. от 5 июня 2001 г.) можно сделать вывод, что должностной проступок – это неисполнение и ненадлежащее исполнение служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий. За несоблюдение установленных настоящим законом ограничений, связанных с муниципальной службой, на муниципального служащего могут налагаться дисциплинарные взыскания.
Устанавливаются следующие виды взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии. Такой же подход закреплен в Пензенской области.
В статье 12 Закона Томской области от 7 декабря 1995 г. №227 «О муниципальной службе в Томской области» (в ред. от 18 марта 2003 г.) закрепляется, что дисциплинарный проступок – это неисполнение или ненадлежащее исполнением служащим возложенных на него обязанностей, нарушение трудовой дисциплины, превышение им должностных полномочий, несоблюдение установленных областным законом ограничений, связанных с муниципальной службой. Устанавливаются следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, увольнение со службы. Такие же виды дисциплинарных взысканий предусмотрены в Тверской области.
Из практики Верховного Суда Российской Федерации. Наложение на муниципального служащего дисциплинарного взыскания за несоблюдение им установленных действующим законодательством ограничений является в своем правом содержании уточнением одних из общих обязанностей муниципального служащего и не должны расцениваться как дополнительное, не предусмотренное Федеральным законом, основание дисциплинарной ответственности1.
Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни служащего, пребывания в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. Кроме того, дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки – позднее двух лет со дня его совершения. Дисциплинарное взыскание применяется к служащему на основании соответствующего приказа (распоряжения) должностного лица, наделенного правом привлекать к дисциплинарной ответственности.