Смекни!
smekni.com

Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством 2 (стр. 1 из 4)

Содержание

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Связь между потребностями и деятельностью………………….4

1.1. Потребности первобытного человека………………………….4

1.2. Характер деятельности человека……………………………….7

1.3. Пирамида потребностей по А.Маслоу…………………………8

Глава 2. Общественное производство……………………………………..11

2.1. Структура общественного производства……………………...11

2.2. Факторы общественного производства………………………..13

Глава 3. Философско-экономическая характеристика труда как основы общественного производства……………………………………………………..16

3.1. Труд как комплексное социально-экономическое и духовно-нравственное образование………………………………………………………...16

3.2. Труд как экономическое благо…………………………………17

Заключение…………………………………………………………………..21

Список использованной литературы……………………………………....23

Введение

Тема моей работы «Потребности как движущая сила экономики и их взаимосвязь с общественным производством». Актуальность данной темы обусловлена тем, что хозяйственная жизнь любого общества основана на необходимости удовлетворять потребности людей. Потребности общества определяются необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития. К ним относятся потребности производственные, в государственном управлении, обеспечении конституционных гарантий членам общества, охранения окружающей среды, обороне и т. п.

Целью работы является выявление общих закономерностей экономической организации общества, координации выбора в зависимости от потребностей, связи между самими потребностями и общественным производством и характеристики труда как основы общественного производства.

В соответствии с целью задачами работы являются: рассмотрение потребностей первобытного человека, деятельности человека при покупке товара, изучение пирамиды потребностей по А.Маслоу, изучение структуры общественного производства и факторов общественного производства, раскрытие сущности труда как комплексного социально-экономического и духовного образования и труда как экономического блага.

Разработанность темы исследования обусловлена работами: Маршалла А., Маркса К., Соловьёва Б.А., Генкина Б.М., Здравомыслова А.Г., Иохина В.Я., Райзберга Б.А., Радаева В.В., Станковской И. К., Стрелец И. А., Барановой Л.Я., Левина А.И., Маслоу А.

Исследовательская работа состоит из введения, трех глав, содержащих семь параграфов, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1. Связь между потребностями и деятельностью

1.1. Потребности первобытного человека

Потребностям и желаниям человека несть числа, виды их очень разнообразны, но возможности их удовлетворения обычно ограничены. У первобытного человека фактически было не намного больше потребностей, чем у животного, но каждая последующая ступень в его развитии расширяла круг его потребностей и одновременно увеличивала разнообразие способов их удовлетворения. Он желает получить не только большее количество вещей, которые он привык потреблять, но и те же вещи лучшего качества; он хочет иметь больший выбор вещей, которые станут удовлетворять возникающие у него новые потребности.

Так, хотя и животное, и дикарь обнаруживают свои предпочтения в выборе лакомств, никто из них особенно не заботится о разнообразии как о таковом. Однако по мере того как человек поднимается выше по ступеням цивилизации, по мере того как развивается его ум и даже его животные страсти начинают соединяться с умственной деятельностью. Первым крупным шагом в этом направлении явилось овладение искусством добывать огонь: постепенно человек привыкает к употреблению многих различных видов пищи и питья, приготовленных разнообразными способами, а вскоре однообразие начинает его раздражать, и он считает для себя тяжёлым испытанием, когда случай вынуждает его в течение долгого времени питаться исключительно одним или двумя видами пищи.

Здесь мы присоединимся к замечанию Сениора о том, что, «сколь бы ни было велико стремление человека к разнообразию, оно не выдерживает сравнения с его жаждой привлечь к себе внимание, с чувством, которое – если учесть, что оно носит всеобщий и вечный характер, что оно обуревает всех людей во все времена, что оно приходит к нам уже в колыбели и не покидает нас до могилы, - можно объявить самой могущественной из человеческих страстей». Эту великую полуправду можно прекрасно проиллюстрировать, сравнивая страсть к отборной и разнообразной пище со страстью к изысканной и разнообразной одежде.

Та потребность в одежде, которая порождается естественными причинами, различается в разных климатических условиях, в разные времена года, а в небольшой мере и у людей разных профессий. Но в одежде обусловленные обычаем потребности затмевают собой потребности естественного происхождения. Так, на многих ранних стадиях цивилизации специальные законоположения и сложившиеся обычаи строго предписывали членам каждой касты или профессиональной группы особый покрой одежды и размер расходов на неё, который нельзя было превышать, сама суть такого рода предписаний сохраняется до сих пор, хотя она претерпевает быстрые изменения. В Шотландии, например, во времена Адама Смита обычай позволял многим отправляться за пределы страны без обуви и чулок, хотя теперь они уже не придерживаются этого обычая, однако в самой Шотландии многие могут и теперь ходить босиком, тогда, как в Англии этого себе не позволяют. В нынешней Англии принято, чтобы хорошо оплачиваемый рабочий в воскресенье появлялся на людях в чёрном пальто, а в некоторых районах и в цилиндре, хотя ещё недавно это сделало бы его предметом насмешек. Наблюдается постоянное увеличение, как разнообразия, так и роста расходов на то, что обычай требует в качестве минимума, а также на то, что обычай допускает в качестве максимума; стремление выделиться посредством одежды всё шире распространяется в низших слоях английского общества. Между тем в высших слоях, хотя одежда женщин всё ещё отличается разнообразием и дороговизной, одежда мужчин теперь простая и недорогая по сравнению с тем, какой она была в Европе ещё совсем недавно и какой о6на является на Востоке и сегодня.

Жилище удовлетворяет насущную потребность в укрытии от непогоды, но эта потребность играет совсем незначительную роль в эффективном спросе на жильё. Хотя небольшая, но хорошо построенная хижина обеспечивает великолепное укрытие, её духота, неизбежная грязь, отсутствие в ней элементарных условий для соблюдения приличий и спокойной жизни представляют собой великое зло. И дело не столько в том, что она создаёт физические неудобства, сколько в том, что она препятствует развитию способностей человека, ограничивает высшие формы деятельности людей. По мере расширения такого рода деятельности потребность в большей жилой площади становится всё более настоятельной.

Поэтому относительно большое и хорошо оборудованное жилище представляет собой даже для низших социальных слоёв то, что сразу же «требуется для обеспечения производительности», а также то, что составляет самый удобный и наглядный способ выдвижения материальной претензии на престижное место на социальной лестнице. Даже в тех слоях общества, где каждый располагает жилищем, вполне достаточным для осуществления высших форм деятельности, его хотят ещё больше увеличить, почти до неограниченных размеров, в качестве условия для осуществления многих высших форм общественной деятельности.

Сюда относится также распространяющееся среди всех слоёв общества желание осуществлять и совершенствовать деятельность, которая охватывает не только занятия наукой, литературой и искусством ради них самих, но и обусловливает быстрый рост спроса на труд тех, кто занимается ими профессионально. Свободное время используется всё менее и менее как возможность для бездеятельности; наблюдается возрастающее стремление к таким развлечениям, как атлетические состязания и путешествия, которые стимулируют не столько чувственные порывы, сколько энергичную деятельность.

1.2. Характер деятельности человека

Вообще говоря, хотя на ранних стадиях развития человека его деятельность диктовалась его потребностями, в дальнейшем каждый новый шаг вперёд следует считать результатом того, что развитие новых видов деятельности порождает новые потребности, а не того, что новые потребности вызывают к жизни новые виды деятельности.

В этом легко можно убедиться, если отвлечься от здоровых условий жизни, при которых новые виды деятельности возникают постоянно, и понаблюдать за вест-индским негром, использующим свою обретённую свободу и богатство не для получения средств удовлетворения новых потребностей, а для праздного времяпрепровождения, отнюдь не являющегося отдыхом от труда; о том же свидетельствует быстрое сокращение той части английских трудящихся, которая не испытывает ни честолюбия, ни гордости или наслаждения в совершенствовании своих способностей и своего труда, а тратит на выпивку всё, что остаётся от заработной платы после приобретения самого необходимого, чтобы влачить жалкую жизнь.

Наверно поэтому теория потребления составляет научную основу экономической науки. В действительности многое наиболее интересное в науке о потребностях позаимствовано из науки об усилиях и о деятельности. Обе науки дополняют друг друга, одна без другой неполноценна. Но если уж одна из них вправе в большей мере, чем другая, претендовать на объяснение истории человека, будь то её экономический аспект или какой-либо иной, то эта наука о деятельности, а не наука о потребностях. На их правильное соотношение указал Маккуллох, когда, рассматривая «прогрессивную натуру человека», писал: «Удовлетворение потребности или желания – это лишь шаг на пути к какому-либо занятию. На каждой ступени своего развития человеку суждено придумывать и изобретать, браться за новые дела, а завершив их, со свежими силами приниматься за другие» [6, с.37].