Смекни!
smekni.com

Парадакс Леонтьева (стр. 1 из 2)

Содержание

Парадокс Леонтьева. Теория жизненного цикла товара. 3

Список использованных источников. 8

Парадокс Леонтьева. Теория жизненного цикла товара

Парадокс Леонтьева (англ. Leontief'sparadox) — наблюдение, опровергнувшее теорию Хекшера-Олина при анализе внешней торговли США за 1947 год. Разрешение парадокса Леонтьева состоит в том, что корректное исследование требует не двухфакторной, а многофакторной модели внешней торговли.

Парадокс Леонтьева относится к одному из явлений в международной торговле США и рассматривается с точки зрения анализа исторически развивающихся теорий международной торговли, как движения товаров и капиталов[2].

Основной формой международных экономических отношений является международная торговля. Сущность и роль внешней торговли объясняют многочисленные экономические теории. Их цель состоит в определении наиболее эффективных путей расширения внешней торговли и превращения ее в действенный фактор социально-экономического развития. Теоретические выводы и рекомендации учитываются правительственными органами и частными компаниями при разработке внешнеторговой тактики и стратегии. Основополагающие теории международной торговли были разработаны в эпоху становления мирового рынка и мирового хозяйства. Но они не утратили своей значимости и в современных условиях, ибо в них даются ответы на вечные вопросы, связанные с внешней торговлей: что и где продавать и покупать.

Прежде всего надо иметь в виду, что существует два способа осуществления торговых отношений между странами: в условиях свободного перемещения товаров (свободной торговли) и в условиях ограничений, вводимых правительственными органами для защиты прежде своего национального производителя и экспортера от иностранной конкуренции, т.е. протекционизма. Это важно иметь ввиду, потому что теории внешней торговли в разной степени обосновывают необходимость свободной торговли или протекционизма.

Василий Леонтьев, американский экономист русского происхождения, осуществил расчеты, использовав статистику по американской внешней торговле за 1947 г., для проверки правильности теории соотношения факторов производства Хекшера-Олина. результаты его расчётов противоречили основным положениям теории. Оказалось, что капиталонасыщенные США, которые, согласно теории, должны экспортировать капиталоемкие товары и импортировать трудонасыщеные; на практике, напротив, экспортировали товары трудоемкие, а импортировали капиталоемкие товары. Повторные расчеты Леонтьева и других исследователей товарной структуры США дали такие же результаты[4].

Расчеты показали, что и Япония в 1950-х гг., будучи явно трудоизбыточной страной, экспортировала капиталоемкие товары. Индия экспортировала в США капиталоемкие товары. Расчеты, сделанные в 1987 г. по 12 факторам производства для 27 стран, показали, что в 30 случаях из 100 торговля шла в противоположном от теории Хекшера-Олина направлении.

Парадокс Леонтьева формулируется следующим образом: трудонасыщенные страны экспортируют капиталоемкую продукцию, капиталонасыщенные – трудоемкую. Это объясняется тем, что в США применяется дорогой высококвалифицированный труд, доля которого в издержках производства превышает расходы на капитал. Высококвалифицированную рабочую силу с высокими затратами на подготовку можно рассматривать как капитал.

В странах, поставляющих свою продукцию в США, дефицитный капитал настолько дорог, что в издержках производства его доля превышает долю дешевого труда и сырья. В американском экспорте преобладает трудоемкая продукция, поскольку применяется высококвалифицированный труд. Импорт США производится низко квалифицированной рабочей силой. В результате экспорт является более трудоемким, чем импорт.

Таким образом, подход Леонтьева сочетает решение сложных проблем экономического равновесия с упрощенными допущениями статического анализа. Как отметил Р. Голдсмит, анализ по схеме «затраты-выпуск» представляет собой разумную аппроксимацию к вальрасовским уравнениям, если последним придать динамический характер. Однако главная трудность их применения заключается в своевременности получения данных, т. к. в этом случае таблицы Леонтьева превращаются в малопродуктивную историческую статистику.

Отдельную проблему модели Леонтьева составляет предположение о фиксированных структурных коэффициентах, предполагающих постоянную доходность.

Парадокс Леонтьева (парадокс внешней торговли США) – Леонтьев решил проверить выводы классической теории сравнительных преимуществ Рикардо и теоремы Хекшера-Олина о том, что страны, участвуя в международной торговле, стремятся экспортировать товары, в производстве которых интенсивно используются избыточные для них факторы, и импортировать товары, в производстве которых эти факторы используются менее интенсивно. Считалось, что в экономике США капитал в большей степени избыточен, чем у ее торговых партнеров, а труд, наоборот, относительно дефицитен.

Леонтьев получил соотношение величин основного капитала и численности рабочих в экспортных и импортозамещающих отраслях США за 1947 г.

Условия проверки были таковы: если верны выводы теоремы Хекшера≈Олина, а капитал в США действительно избыточен, то с учетом вклада всех отраслей показатель затрат капитала в расчете на одного рабочего (капиталовооруженность – Кх/Lх) в стандартном наборе товаров, экспортируемых из США, должен быть выше, чем аналогичный показатель (Km/Lm) импортозамещающей продукции.

Парадоксальные результаты, полученные Леонтьевым: оказалось, что в 1947 г. США продавали остальным странам трудоемкие товары в обмен на относительно капиталоемкие. Ключевой параметр (Kx/Lx)/(Km/Lm) составил 0,77, тогда как, согласно теории Хешера-Олина, он должен быть больше 1.

Леонтьев и другие экономисты по-всякому подступались к этой проблеме. Метод неоднократно проверялся и был признан в основном правильным. Не возникало сомнений относительно избыточности капитала в США по сравнению с другими странами.

Наиболее плодотворным решением парадокса оказалось более детальное дробление при анализе факторов капитала и труда с учетом их различных видов. Исследования показали, что промышленный капитал отнюдь не самый избыточный фактор производства в США. Первое место здесь принадлежит обрабатываемой земле (т.е. капиталу, вложенному в землю) и научно-техническим кадрам. И действительно, США выступают чистым экспортером товаров, в которых интенсивно используются эти факторы производства, что согласуется с теоремой Хекшера-Олина.

В зависимости от технологии производства один и тот же товар может быть трудоемким в трудоизбыточной стране и капиталоемким в капиталоизбыточной стране, что может произойти в условиях большой эластичночти взаимозаменяемости факторов производства. Например, рис в США капиталоемкий, ибо он выращен с применением передовой дорогой техники, во Вьетнаме рис трудоемкий, в его производстве применяется в основном ручной труд.

Теория «жизненного цикла продукта» была с удовлетворением встречена многими экономистами. Ее создатели смогли довольно убедительно объяснить ряд фактов, о которые споткнулась неоклассическая концепция сравнительных преимуществ. Как производство Соединенными Штатами трудоемкой продукции на экспорт (парадокс Леонтьева), так и рост масштабов внешней торговли за счет интенсификации обмена между развитыми странами (имеющими меньшие различия между собой, чем различия в экономических структурах развитых и развивающихся стран) входит в разительное противоречие со схемой Хекшера—Олина, но соответствует линии рассуждений теоретиков «жизненного цикла».

Затруднения неоклассической теории сравнительных преимуществ стимулировали появление новых подходов к проблеме международного разделения труда. На основе одного из них была построена концепция «жизненного цикла продукта». Разработкой этой теории занимались такие экономисты, как М. Познер, Г. Хуфбаужр, Л. Уэллс и другие, а первое систематическое изложение ее появилось в 1966 г. в статье видного американского ученого Р. Верона «Международные инвестиции и международная торговля в свете цикла жизни продукта».

Непосредственным толчком к созданию теории послужили результаты анализа экспортной структуры США. Выяснилось, что происходят изменения набора отраслей, составляющих основу конкурентоспособности страны на мировом рынке. В начале XX в. к ним относились текстильная и лесотехническая промышленности, черная металлургия, машиностроение. К концу 30-х гг. набор и порядок отраслей изменился (на первое место вышло машиностроение, в число ведущих экспортных отраслей вошла пищевая промышленность), а в начале 60-х гг. в число главных экспортных отраслей Соединенных Штатов входили: производство средств транспорта, инструментов, химических товаров, электрооборудования и других машин. Встал вопрос: каковы закономерности динамики экспортной структуры, что заставляет одни отрасли выдвигаться на первый план, а другие — сходить со сцены? Дальнейший анализ послевоенной структуры внешней торговли выявил прямую зависимость между значимостью отрасли в экспорте и уровнем производимых в ней научно-исследовательских работ. Так называемые наукоемкие отрасли вырываются вперед и определяют конкурентную мощь страны в современном мировом хозяйстве.

Введение в оборот понятия «наукоемкость» потребовало пересмотра традиционных представлений о факторах производства. Наукоемкий продукт — не что иное, как разновидность продукта трудоёмкого. Ведь высший уровень оплаты труда многочисленного (до 50% всех наемных работников) научно-инженерного персонала и наличие значительного числа высоко-квалифицированных«рабочих обусловливают высокий уровень затрат на рабочую силу в общих затратах на производство наукоемких товаров. Причем вклад каждой из большого числа прослоек наемного персонала, видимо, не одинаков на различных стадиях производственного процесса. Следовательно, устоявшееся и зафиксированное в теории Хекшера—Олина представление о трудовом факторе как о гомогенной массе, оказывается неприемлемым. Исходя из этого авторы концепции «жизненного цикла продукта» дифференцируют труд по различных категориям — высококвалифицированный труд ученых и инженеров, труд по управлению, неквалифицированный труд и т. д. Модель, таким образом, из двухфакторной преобразуется в многофакторную, где наряду с капиталом «работает» целый ряд разновидностей труда.