Безусловно, одним из самых эффективных механизмов экологизации потребления является ценообразование. В настоящее время многие экологически чистые продукты стоят дороже обычных продуктов. Но в случае включения экологических издержек в цену товаров с целью интернализации экологических внешних эффектов соотношение поменяется, и более дорогими станут товары, не отвечающие нормам экологической безопасности. Есть все основания полагать, что в скором времени именно так и будет. Но даже в случае, если этого не произойдет, все равно есть большая вероятность того, что процесс экологизации потребления будет развиваться, проявляясь во все новых формах. Например, большинство людей, даже не слишком озабоченных экологическими проблемами, станут покупать "экологически чистые" товары хотя бы только потому, что это товары более высокого класса.
XI. Эффективным инструментом интернализации внешних эффектов может стать создание рынка негаресурсов.
Под негаресурсами предлагается понимать потенциальные ресурсы, формирующиеся в результате совершенствования процессов обращения с конечной продукцией за счет рационализации ее потребления, а также с исходными ресурсами за счет оптимизации отдельных стадий производственного и логистического циклов.
Негаресурсы принципиально отличаются от ресурсов, сбереженных в результате развития производственного комбинирования на основе комплексного использования сырья или утилизации отходов. Если рационализация природопользования в ресурсном цикле идет в направлении от добывающих производств к конечному потребителю, ограничиваясь преимущественно начальными стадиями цикла, то образование негаресурсов начинается в сфере обращения и развивается в обратном направлении, то есть от потребителя к исходному ресурсу.
Процесс формирования негаресурсов происходит, главным образом, в сфере обращения. Они "производятся" благодаря совершенствованию процессов обращения с конечной продукцией, происходящему, в первую очередь, в результате рационализации потребления. Кроме того, негаресурсы могут формироваться в результате улучшения условий переработки, транспортировки и хранения продукции, то есть за счет оптимизации отдельных стадий производственного и логистического циклов.
Формирование негаресурсов за счет оптимизации отдельных стадий производственного, логистического и потребительского циклов можно рассматривать в качестве одного из эффективных инструментов интернализации экологических внешних эффектов.
Как уже отмечалось, интернализации экологических внешних эффектов в значительной степени способствует применение ресурсно-циклового подхода в природопользовании. Модели ресурсных циклов играют ключевую роль при разработке региональных программ экологизации производства. Исходной операцией построения модели ресурсных циклов является подробная дифференциация всего технологического тракта, связанного с последовательной переработкой основного эксплуатируемого ресурса. При разработке моделей ресурсных циклов представляется целесообразным учитывать те стадии превращения и перемещения ресурсов, на которых могут "производиться" негаресурсы. Это позволит значительно повысить эффективность управления внешними эффектами. С этой целью необходимо включать в модели ресурсных циклов и отдельные звенья логистической и потребительской сферы.
Управление экстерналиями посредством "производства" негаресурсов, как и все остальные институциональные инструменты интернализации внешних эффектов, основываются, прежде всего, на совершенствовании процессов организации и управления природопользованием.
Если проблемой являются транспортные "пробки", то ее решением может стать не только улучшение дорог и электронное управление движением - технологическое (традиционное) решение, но и сокращение числа поездок и автомобилей, то есть "производство" негапоездок и негаавтомобилей - организационное (институциональное) решение. Здесь имеется в виду, что сокращение поездок должно производиться не за счет ущемления экономических или личных интересов субъектов (например, когда в результате отмены поездки срываются деловые переговоры), а за счет совершенствования организации процесса (например, смены видов транспорта, использования дистанционных средств коммуникации, изменения места встречи и т.п.).
Аналогично, если проблемой является снижение или устранение экологических внешних эффектов, сопровождающих, например, производство электроэнергии, то оптимальным решением этой проблемы при определенных обстоятельствах может стать не установка фильтров, улавливающих СО2, и не использование альтернативных источников - технологическое решение, а "производство" негаватт-часов электроэнергии (т.е. ее сбережение) за счет изменения условий ее использования (утепления зданий, изменения технологий или режима производственных процессов и т.п.); при этом возможно создание рынка, на котором будут продаваться сэкономленные энергия и часть квоты на выбросы - организационное решение.
Процесс формирования негаресурсов носит сугубо институциональный характер, поскольку сама возможность его осуществления определяется границами совершенствования самых разнообразных общественных институтов (таких, как формы организации экономической деятельности, включая формы организации производства, законодательная база, управленческие структуры, научные знания, нормы поведения социальных групп, обычаи и традиции, стереотипы мышления, массового общественного сознания и пр.).
В основе выявления, формирования и использования негаресурсов лежит инновационный процесс. Так, оптимизация логистических схем и использование дистанционных технологий (интернет, видео-конференции) позволяют значительно уменьшить "потребление" транспортных услуг и таким образом приводят к сокращению таких внешних эффектов (причем, не только экологических), связанных с эксплуатацией транспорта, как превращение топлива в смог, уличные пробки и потеря времени, несчастные случаи, повреждение дорог и мостов, нерациональное землепользование и др. Переход к системе безбумажного офиса позволяет значительно уменьшить объемы заготовки древесины для производства бумаги и книжных шкафов и таким образом приводит к сокращению внешних эффектов, связанных с негативным техногенным воздействием на биоту.
Для стимулирования "производства" негаресурсов нужно превратить их в равноценный исходным ресурсам товар, который может быть куплен или продан на конкурсной основе по ценам, постоянно меняющимся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Иначе говоря, необходимо создать рынок негаресурсов, на котором они могли бы продаваться на конкурентных торгах с применением арбитража, опционов, фьючерсов, хеджирования и других механизмов, используемых на рынках обычных товаров. Такой рынок создаст широкие возможности для получения экономической выгоды от продажи негаресурсов, и, следовательно, станет серьезным стимулом для увеличения объема их "производства".
Для того, чтобы рынок негаресурсов мог эффективно функционировать, необходимо обеспечить соответствующие институциональные условия, основными из которых являются обеспечение свободного доступа экономических субъектов к достоверной информации об альтернативных вариантах получения услуг; исправление ценовых искажений и создание целенаправленной структуры стимулов.
Обеспечение свободного доступа к достоверной информации. Возможность создания (впрочем, как и сама идея) рынка негаресурсов базируется на обоснованном выше тезисе о том, что потребителя в конечном итоге интересуют не товары как таковые, а услуги, которые они обеспечивают. Например, потребителям нужны не сами по себе киловатт-часы, а "конечные услуги", которые обеспечивает электроэнергия. Причем потребители хотят получать эти услуги как можно более удобным и как можно менее дорогостоящим способом. Именно поэтому производство киловатт-часов должно конкурировать со всеми другими способами предоставления одной и той же услуги.
Но до тех пор, пока единственным известным для потребителей способом получения соответствующих услуг будет покупка электроэнергии, они вряд ли будут делать выбор в пользу ее экономии. Поэтому производители электроэнергии будут иметь фактическую монополию в предоставлении конечных услуг потребителям, и спрос на электроэнергию будет очень мало зависеть от ее стоимости (даже если она будет включать в себя оценку экстернального эффекта). Таким образом, экологически недопустимые экономические решения зачастую принимаются в том числе и по причине недостоверной информации (или же полного ее отсутствия) о наличии альтернативных вариантов поведения. Поэтому информированность потребителей о наличии альтернативных вариантов получения услуг является важнейшим институциональным условием, необходимым для стимулирования "производства" негаресурсов и формирования их рынка.
Но для того, чтобы потребители были заинтересованы в получении соответствующей информации, покупаемые ими услуги должны быть достаточно дорогими. В том смысле, что в их стоимость должны включаться экстернальные издержки (хотя бы приблизительная их оценка). Только в этом случае потребители будут требовать, получать и использовать более подробную информацию о возможных альтернативных решениях.
К сожалению, повсеместно распространенные сегодня ценовые искажения не позволяют включать внешние издержки в оплачиваемую потребителями стоимость предоставления соответствующих услуг, поэтому нуждаются в незамедлительном устранении.
Исправление ценовых искажений. Прежде всего, необходимо пересмотреть систему субсидий. В первую очередь нужно отказаться от субсидирования тех сфер экономической деятельности, которые оказывают негативное техногенное воздействие на окружающую среду.