Совокупность всех отношений, возникающих между субъектами валютных сделок, охватывается общим понятием «валютный рынок». С институциональной точки зрения валютный рынок представляет собой множество крупных коммерческих банков и других финансовых учреждений, связанных друг с другом сложной сетью современных коммуникационных средств связи (от телефонов и телексов до электронных и спутниковых систем), с помощью которых осуществляется торговля валютами. В этом смысле валютный рынок не является конкретным местом сбора продавцов и покупателей валют. На валютном рынке опытные дилеры ( например, сотрудники специального отдела коммерческого банка) сидят на своих рабочих местах и через посредство компьютеров и телефонов связываются с дилерами других банков. На дисплеи компьютеров выведены текущие котировки курсов всех основных валют, по которым различные банки в данный момент торгуют валютой. Любой банк может купить или продать валюту по наилучшему курсу как за свой счёт. Так и по поручению своего клиента.
Дилер банка-покупателя связывается напрямую по телефону с банком-продавцом и заключает сделку. Время совершения сделки, как правило, составляет от нескольких десятков секунд до двух-трёх минут. Подтверждающие сделку документы отсылаются позже, а проводки по банковским счетам осуществляются в течение, как правило, двух рабочих банковских дней. Такая форма организации торговли валютой называется межбанковским валютным рынком. [11,с.140]
Подавляющая часть валютных операций проводится в безналичной форме, т.е. по текущим и срочным банковским счетам, и только незначительная часть рынка приходится на торговлю монетами и обмен наличных денег.
В ряде стран часть межбанковского рынка организационно оформлена в виде валютной биржи.
Современные средства коммуникации позволяют торговать валютой круглые сутки (исключая выходные дни). Например, Западноевропейский банк, имеющий разветвлённую филиальную сеть по всему миру, может торговать долларами в Сингапуре, Франкфурте-на-Майне, Нью-Йорке и Сан-Франциско, перемещая операции из одного часового пояса в другой.
Таким образом, в настоящее время можно говорить о том, что национальные валютные рынки тесно связаны между собой, взаимопереплетены и являются составной частью глобального мирового валютного рынка. [14,с.115]
В настоящее время можно с уверенностью сказать, что валютные курсы являются важным «нервным узлом» всей системы международных экономических отношений, и весь комплекс внутренних и внешних факторов (от долгосрочных экономических до политических и даже психологических), определяющих развитие экономики той или иной страны, влияет на динамику валютных курсов.
В настоящее время невозможно анализировать валютные курсы без детального изучения национальных денежных рынков. Очевидно, что относительное состояние денежных масс отдельных государств влияет на валютные курсы.
Общий спрос на денежных рынках зависит от количества сделок, в которых деньги выполняют функцию средства обращения и платежа. Объём сделок тесно связан с динамикой ВВП той или иной страны. Связь между динамикой ВВП и спросом на деньги играет центральную роль в количественной теории денег. В принципе отсюда вытекает, что курс валюты должен повышаться в стране, где наблюдаются более высокие темпы экономического роста и спроса на различные виды активов. [14,с.120]
2.2. Влияние макроэкономической политики на обменный курс валюты. Инфляция и номинальный обменный курс.
Рассмотрим, используя уравнение платежного баланса:
(I-S) = -NX
Перепишем его как:
S-I = NX(ε)
Равновесный реальный обменный курс устанавливается при равенстве двух частей данного уравнения. Графически это выражается точкой пересечения вертикальной линии (S-I), отражающей предложение национальной валюты в качестве кредитов за границу и функции чистого экспорта (NX), отражающей спрос, предъявляемый иностранцам на национальную валюту:
Как изменится равновесный реальный обменный курс ε*, если правительство данной страны увеличивает государственные расходы или снижает налоги?
Данные изменения в бюджетно-налоговой политике отразится на национальных сбережениях. Их величина снизится. Это изменение вызовет сдвиг кривой (S-I) влево, внутрь, уменьшая предложение леев для зарубежных инвестиций.
Это вызывает повышение обменного курса (ε). То есть, лей становится более дорогим. Более дорогим также становятся товары, произведенные внутри страны, по сравнению с иностранными товарами. Это приводит к сокращению экспорта и увеличению импорта:
Аналогичный эффект увеличения реального обменного курса в малой открытой экономике будет наблюдаться и при снижении налогов (I). В этом случае возможен рост инвестиций (I) и кривая (S-I) также сдвинется вправо, хотя величина S может не измениться.
Поскольку экономики всех стран взаимосвязаны и в совокупности представляют одну большую закрытую планетарную экономику, не удивительно, что равновесный реальный обменный курс одной страны особенно мало открытой, реагирует на изменение, происходящие в других странах. Так, например, изменение в бюджетно-налоговой политике "больших" экономик с определенным лагом отразятся на платежном балансе малой открытой экономике. [10,с.98]
Увеличение государственных расходов (G) или снижением налогов (Т) в большой открытой экономике повлечет за собой снижение мировых сбережений. Учитывая, что мировые сбережения равняются мировым инвестициям, которые, в свою очередь, связаны с мировой ставкой процента обратной зависимостью [Sмир= Iмир(r*)], можно утверждать, что мировая ставка процента (r*) возрастет. Это снизит уровень инвестиций в малой открытой экономике. [15,с.209]
Графически это отразится сдвигом кривой (S-I) вправо:
Таким образом, повышение мировой ставки процента приводит к образованию положительного сальдо текущего счета в малой открытой экономике и снижению равновесного значения реального обменного курса. Национальная валюта обесценивается. Отечественные товары становяися дешевле по сравнению с импортными, чистый экспорт увеличивается.
Таким образом, традиционно считается, что обесценение национальной валюты приводит к улучшению платежного баланса. Однако, такоеулучшение, как правило, наступает с некоторым лагом, иногда достигающие значительных временных отрезков. Это связано с тем, что обесценение валюты приводит к повышению импортных цен, выраженных в этой валюте, поскольку иностранные поставщики вынуждены компенсировать неблагоприятные для себя изменения курса
Одним из мощных факторов, в значительной мере способных нейтрализовать воздействие валютного курса, является экономический рост страны, который способен поддерживать на высоком уровне внутренний спрос и обеспечивать, таким образом, не только рост экспорта, но и рост импорта и отечественные товары становятся дешевле, по сравнению с импортными и чистый экспорт увеличивается.
Внешнеторговая политика также оказывает влияние на реальный обменный курс и на состояние платежного баланса. В мире, особенно в странах Западной Европы, в последние годы достаточно отчетливо просматриваются процессы либерализации торговли. Однако, вместе с тем весьма популярными становятся и меры "выборочной" протекционистской политики, в форме квот, определенных ограничений экспорта, не тарифных барьеров, позволяющих защитить отечественные товары от внешней конкуренции и одновременно пополнить государственный бюджет. Последствия протекционистской торговой политики можно отразить с помощью модели, описывающей платежный баланс и реальный обменный курс.
Предположим, что в стране введены квоты или тарифы на импорт. Независимо от значения реального обменного курса, объем импорта уменьшится, за счет чего возрастет чистый экспорт. Графически это выразится сдвигом графика чистого экспорта NX вверх:
В новой точке равновесия, в точке 2, реальный обменный курс повышается, а объем чистого экспорта не изменяется.
Так происходит в силу того, что вслед за ростом реального обменного курса, отечественные товары дорожают по сравнению с импортными, это снижает чистый экспорт, нейтрализуя его первоначальный рост за счет введения ограничений на импорт. В результате объемы внешней торговли уменьшается при росте реального обменного курса.
Однако, протекционистская торговая политика может принести определенную выгоду экономике страны, если она направлена на защиту отечественного производителя, на поддержание "молодых" и пока неконкурентоспособных отраслей национальной экономики; на поддержание продовольственной безопасности по стратегическим продуктам. [8,с.115]
Некоторые эксперты склонны считать, что поведение ЦБ России в отношении обменного курса очень примитивно: он старается не допустить скачков номинального обменного курса. Таким образом, можно думать, что сам номинальный курс выступает в качестве цели денежной политики. Предлагаемый подход позволяет проверить эту гипотезу. Зададим функцию потерь в следующей форме:
ЦБ старается не допустить инфляцию и снизить волатильность номинального обменного курса. Соответствующее структурное ограничение политики получается из системы и записывается в следующем виде: