Смекни!
smekni.com

Доверительное управление имуществом (стр. 4 из 8)

Наряду, с личным совершением, управляющим действий по управлению чужим имуществом к числу его основных обязанностей относится также предоставление учредителю и выгодоприобретателю отчетовоб их результатах. Порядок и сроки представления отчетов устанавливаются договором. Принятие отчетов без возражений свидетельствует о надлежащем исполнении управляющим своих обязанностей по договору. По окончании срока действия договора управляющий по общему правилу обязан возвратить имущество учредителю.

Со своей стороны, учредитель управления обязан уплатить управляющему вознаграждение(если договор доверительного управления носил возмездный характер), а также компенсировать ему необходимые расходы, понесенные в связи с осуществлением управления. Вознаграждение управляющему может устанавливаться в форме однократно уплачиваемой суммы; периодических, например ежемесячных, выплат; части дохода от управления имуществом и т. п. Важно, что в соответствии со ст. 1023 ГК вознаграждение, как и компенсация необходимых расходов, должно производиться за счет доходов от использования имущества,переданного в управление. Данное правило призвано стимулировать эффективность и доходность управления (ибо при отсутствии доходов управляющий лишается источника своего вознаграждения)[18].

Вотношении переданного в доверительное управление имущества управляющий осуществляет правомочия собственникав пределах, установленных законом и договором, но не получает их от собственника в порядке уступки прав. Собственник-учредитель передает управляющему не свои правомочия, а только возможность их реализации.При этом правомочие распоряжения недвижимым имуществом управляющий может осуществлять только в случаях и в пределах, прямо предусмотренных договором (п. 1 ст. 1020 ГК). Аналогичная по сути ситуация складывается и при управлении имущественными правами. И здесь управляющий получает возможность лишь реализациипринадлежащих управомоченным лицам имущественных прав, которые остаются принадлежащими своим правообладателям.

Иначе говоря, в указанных границах управляющий выступает в роли собственника (или иного правообладателя), хотя и не является им. Ведь он управляет чужим имуществом от собственного имени, но не в своих интересах, а в интересах собственника (управомоченного лица) или назначенного им выгодоприобретателя. В этом смысле положение управляющего имеет известное сходство со статусом агента, который в определенных пределах также реализует некоторые правомочия своего принципала[19].

Однако управляющий чужим имуществом всегда совершает юридические и фактические действия от своего имени(и потому не нуждается в доверенности), но при этом обязательно извещает всех третьих лиц о своем особом положении, указывая, что он действует именно в качестве управляющего чужим имуществом. Такое положение достигается путем пометок«Д.У.» («Доверительный управляющий»), проставляемых после имени или наименования управляющего в письменных сделках и других документах, либо путем информирования третьих лиц в устных сделках или при совершении фактических действий (абз. 1 п. 3 ст. 1012 ГК). Только при этом условии он становится стороной заключенных им сделок именно в качестве доверительного управляющего, что, в свою очередь, дает ему возможность погашать долги по вытекающим из них обязательствам прежде всего за счет переданного в управление имущества (п. 3 ст. 1022 ГК). При несоблюдении данного условия считается, что управляющий совершил сделку в личных целях, а не в интересах управления чужим имуществом, и отвечать по ней перед контрагентом он будет своим личным имуществом, а не имуществом, переданным ему в управление (абз. 2 п. 3 ст. 1012 ГК).

Права, приобретенные доверительным управляющим по совершенным им в этом качестве сделкам, включаются в состав переданного ему в управление имущества, а обязанности исполняются за счет данного имущества. При недостаточности такого имущества для погашения возникших в связи с его управлением обязательств взыскание может быть обращено на личное имущество доверительного управляющего, а если и его не хватит для удовлетворения требований кредиторов – на имущество учредителя, не переданное в доверительное управление (п. 3 ст. 1022 ГК). Такая двухступенчатая система субсидиарной ответственности (ср. ст. 399 ГК) объясняется тем, что именно управляющий, использующий чужое имущество, должен в первую очередь нести ответственность по образовавшимся в связи с этим долгам, а при недостаточности его имущества к субсидиарной ответственности может быть привлечен учредитель, поскольку именно в его интересах управляющим совершались соответствующие сделки[20].

Если управляющий совершает сделки по управлению вверенным ему имуществом с превышением предоставленных ему полномочий или с нарушением установленных для него ограничений, он сам должен нести и все обязанности по таким сделкам (п. 2 ст. 1022, п. 1 ст. 183 ГК). Однако о точном объеме правомочий управляющего не всегда могут и должны знать третьи лица – контрагенты по сделкам, рассчитывавшие на погашение своих требований за счет переданного в управление имущества, а не за счет имущества управляющего. В таких случаях они вправе потребовать удовлетворения своих требований за счет находящегося в управлении имущества (при субсидиарной ответственности управляющего и учредителя, установленной по тем же причинам). Учредитель же при этом получает право на возмещение всех причиненных ему убытков за счет имущества управляющего (в регрессном порядке).

Доверительный управляющий как титульный владелец имущества учредителя вправе использовать для защиты своего владения вещно-правовые иски,в том числе и по отношению к собственнику-учредителю в период действия договора (п. 3 ст. 1020 ГК). Находящееся у него в управлении имущество не может служить объектом взыскания кредиторов учредителя, если только последний не был признан банкротом. В этом случае доверительное управление прекращается, а находившееся в нем имущество включается в конкурсную массу для удовлетворения требований всех кредиторов учредителя.

Учитывая, что доверительный управляющий несет обязанность осуществлять владение, пользование и распоряжение имуществом с включением в состав последнего всех доходов, то представляется закономерным, что именно он должен непосредственно нести и расходы, связанные с доверительным управлением имуществом. Иной подход не соответствовал бы экономическим интересам собственника, который, передав заботы по управлению имуществом третьему лицу, в то же время вынужден был бы нести бремя затрат в связи с управлением этим имуществом.

Обязан ли доверительный управляющий нести также и расходы, связанные с уплатой налоговых платежей? Этот вопрос заслуживает внимания ввиду его особой актуальности на практике. В литературе нет единства мнений по этой проблеме. Так, Р.В. Захарьин полагает, что управляющий обязан уплачивать налоги и сборы, связанные с доверительным управлением имуществом. В обоснование своей позиции он приводит нормы п. 3 ст. 1022 ГК РФ о том, что долги по обязательствам, возникшим в связи с доверительным управлением имуществом, погашаются за счет этого имущества. Д. Гринько также считает, что управляющий должен платить налоги, поскольку имущество находится в его владении, на его обособленном балансе и по нему ведется самостоятельный учет. С точки зрения Л.Ю. Михеевой, все налоги и сборы должен уплачивать собственник, а не доверительный управляющий. Сущность действий последнего состоит только в предоставлении услуги учредителю управления. Поэтому управляющий обязан производить налоговые платежи в бюджет, связанные с получением им вознаграждения и не более того[21].

Доводы авторов, обосновывающих обязанность управляющего уплачивать налоги нормами п. 3 ст. 1022 ГК РФ, представляются несостоятельными. Согласно п. 3 ст. 2 ГК РФ, нормы гражданского законодательства не применяются к имущественным отношениям, основанным на властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым, если иное не предусмотрено законодательством. Поэтому обязанность управляющего оплачивать налоги не может устанавливаться нормами Гражданского кодекса РФ.

Чтобы определить, должен ли управляющий перечислять в бюджет налоги, необходимо обратиться к нормам законодательства о налогах. Анализ содержания ст. 17 Налогового кодекса РФ позволяет сделать вывод, что обязанность уплачивать налоги может возлагаться на налогоплательщиков только Налоговым кодексом РФ. Вместе с тем, в нормах Налогового кодекса РФ не содержится обязанности доверительного управляющего уплачивать налоги, связанные с доверительным управлением имуществом. Исключение составляет уплата доверительным управляющим согласно п. 8 ст. 214.1. НК РФ налогов по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных сделок. Такая позиция отражена в п. 7 Письма Госналогслужбы от 27.10.1998 года № III С-6–02/768, где указывается, что налог на прибыль от операций с имуществом, переданным в доверительное управление, исчисляется и уплачивается учредителем доверительного управления исходя из вида имущества со всей суммы дохода, полученного в рамках доверительного управления, за минусом дохода, полученного в виде дивидендов и процентов по государственным ценным бумагам (по которым налог уплачивается соответственно у источника выплаты или управляющим), и расходов, связанных с получением этого дохода.