Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра «Экономика и управление инвестициями и иновациями»
РЕФЕРАТ
по дисциплине: «Экономическая теория»
на тему: «Экономическая теория и философия, их связь. Законы природы и общества, их классификация и применение»
Выполнил:
студент гр. ЗЭУГв – 110
Епсилов С.Ю.
Принял:
Смирнов В.Г.
Владимир 2011
Оглавление
1. О предмете экономики и философии экономики. 2
1.2 Экономический империализм.. 2
2. Меркантилисты и физиократы.2
3. Экономические категории и законы.. 2
3.1 Классическая методология. 2
3.2 Второй методологический подход. 2
4. Основные законы природы и общества с точки зрения материализма. 2
4.1 Материя, её виды и свойства.2
4.2 Закон сохранения энергии и массы.2
4.3 Закон единства и борьбы противоположностей.2
4.4 Основные положения теории противоречий.2
4.5 Живая материя и её отличие от неживой.2
5.1 Философское осмысление проблемы.. 2
5.2 Роль природы в жизни общества.2
Введение.
Как известно, все науки делятся на естественные, т.е. изучающие природу, окружающую человека, и гуманитарные, изучающие человека и общество. Экономику относят к гуманитарным наукам, ибо изучает она человека, его экономическую деятельность и воздействие этой деятельности на общество, а также обратную экономическую связь между обществом и человеком, оказывающую воздействие на его экономическую деятельность. (Например, решение человека выйти продать свой трудовой ресурс, хотя и незначительно, влияет на весь рынок труда -– это пример влияния экономической деятельности одного человека на общество. А примером обратной связи будет, в частности, решение этого человека о смене профессии или повышении квалификации, если он не сможет найти работу.)
Но экономика не является типичной гуманитарной наукой, поскольку, в отличие от других гуманитарных наук изучает не просто человека и не просто взаимоотношения человека и общества. Она изучает человека с точки зрения его отношений с материальным миром, например, экономическая теория рассматривает вопросы потребительского выбора, т.е. вопросы выбора человека между несколькими материальными предметами, которые он сможет использовать в своей личной жизни. С аналогичной точки зрения экономика изучает и общество: экономика рассматривает преобразование обществом природы, создание искусственной среды обитания, а также взаимодействие общества с естественной и созданной природой, а также развитие общества в связи с развитием искусственной среды обитания. Но при этом экономику не интересует, какими способами общество воздействует на среду обитания (этим занимаются технические отрасли знания), но зато ее интересует, как осуществляется выбор между различными способами.
Важным отличием экономики от прочих гуманитарных наук является ее строгость (в смысле математичность). Стоит заметить, что в большинстве своем экономические показатели измеримы, а экономические законы носят количественный характер. Более того, экономика, сталкиваясь с неизмеримыми величинами, стремится избежать этой неизмеримости, найти способ перейти от неизмеримых (качественных) показателей, к показателям, которые можно измерить. Все это объясняется практической направленностью экономики, т.е. необходимостью ее применения человеком в жизни, причем применением, связанным с точным расчетом, например в производственной деятельности, где у человека возникают вопросы вида: «Сколько производить? По какой цене продавать?» Но в то же время общая экономическая теория – наименее строгий раздел экономической науки, ибо она рассматривает, скорее, качественные взаимосвязи.
1. О предмете экономики и философии экономики
Экономическая наука–это система экономических ценностей, придающая смысл поступкам людей. Смысл так называемых политических поступков людей заключен не в экономике, а в политологии. В приведенном выше определении экономической науки при желании слова после запятой – «придающие смысл поступкам людей»[1] – можно опустить. Если речь идет о ценностях, то значит, и о поступках людей. Вне поступков людей ценностей нет. Разумеется, определение экономической науки может быть более или менее пространным. Актуально, в частности, и такое определение экономической науки: это наука, концептуальное содержание которой составляют экономические ценности, концепция прагматической истины, прагматический метод и принципы эффективности и ответственности. Кажется, по поводу необходимости придания определению экономической науки отчетливого концептуально-теоретического содержания сказано достаточно.
Отметим, что специфике экономической науки часто придаются несвойственные ей черты. Это характерно, например, для сторонников так называемого экономического империализма и методологического индивидуализма. «Я пришел к убеждению[2], – подчеркивает Г. Беккер, – что экономический подход является всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведению…». «Главный смысл моих рассуждений заключается в том, что человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдельные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий характер, в другом – нет, в одном мотивируется стабильными предпочтениями, в другом неустойчивыми, в одном приводит к накоплению оптимального объема информации, в другом не приводит». Р. Хейлбронер резко возражает «империалистам» от экономики: «Нет никакой универсальной науки об обществе[3]». Он считает вполне возможным и даже желательным разжалование экономической теории в качестве первой дамы общественных наук в валеты. В отличие от «экономического империализма» методологический индивидуализм, весьма характерный для многих представителей австрийской школы, например Ф. Хайека, придает всему экономическому статус единичного, индивидуального, неповторимого.
Экономический империализм и методологический индивидуализм – это две крайности в понимании метода экономической науки. Г. Беккер, заметив, что прагматический метод характерен не только для экономической науки, превращает его в гуманитарный абсолют. Для этого нет никаких оснований. Прагматический метод в экономике и, например, в политологии – эт в ценностном отношении принципиально разные вещи.
Что касается методологического индивидуализма, то он не в ладах с концептуальным статусом ценностей. Его сторонники видят в них исключительно индивидуальное, а общее просто-напросто игнорируется. В мире ценностей общее и индивидуальное невозможно отделить друг от друга. К тому же приходится учитывать, что в полном соответствии с данными синергетики в действиях экономических агентов наблюдаются так называемые образцовые (аттракторные) линии поведения. Следовательно, реальность экономических явлений такова, что в них индивидуальное в принципе не может приобрести самодовлеющего значения.
Определение предмета экономики позволяет перейти к дефиниции предмета философии экономики. Самое лаконичное его определение гласит: предметом философии экономики является экономическая наука. Недостаточность этого определения состоит в отсутствии в нем должной заостренности, той самой, которая придает философии любой дисциплины жизненность, актуальность. С учетом сказанного и учитывая многовековые наработки в области философии науки, мы предпочитаем такое определение предмета философии экономики. Предметом философии экономики является критика, проблематизация и тематизация экономической науки. Критика нынешнего состояния экономики нацелена на выяснение ее подлинных достижений и избавление от противоречий и изъянов. Проблематизация обнаруживает «болевые точки» и намечает пути их преодоления. Тематизация заостряет внимание на новых путях познавательного поиска.
Основы современной науки экономики были заложены в 15 веке. Первые современные экономисты очень скоро по своим взглядам разделились на два течения: меркантилисты и физиократы.
Первыми учеными экономистами нового времени принято считать научную школу меркантилистов, которая сложилась в XV веке и господствовала еще и два последующих столетия. Меркантилисты выступали против теорий Аристотеля и заявляли[4]: богатством является лишь то, что может быть обращено в деньги. Главной же сферой, где богатство рождается, они считали торговлю, что собственно и определило название этой теории, поскольку «мер канте» по-итальянски означает «торговец, купец». Поначалу меркантилисты полагали, что важнее всего просто добиться оседания в стране как можно большего количества золота и серебра, и проповедовали принцип: «Деньги не должны пересекать границу». Поэтому они предлагали заставить иностранных купцов тратить все вырученные ими за свои товары деньги на покупку товаров, которые уже могут быть вывезены за границу беспрепятственно. Внимая этим призывам, многие страны прямо запретили вывоз золота и серебра за свои рубежи и ввели должности тайных «надзирателей», которые следили за тем, как иностранные купцы тратят выручку от своих продаж.