Командировочные расходы, почтово-телеграфные и иные расходы, понесенные агентом при выполнении им агентских функций, могут быть компенсированы принципалом, но надо также учитывать, что по законодательству многих стран случай, когда принципал принимает на себя большую часть таких расходов агента, позволяет трактовать последнего как служащего принципала.
Во всех странах законом или обычаем делового оборота запрещается любая деятельность агента по продвижению им товаров, конкурирующими с товарами принципала.
Вместе с тем зарубежная практика идет по пути ограничения во времени и пространстве оговорки о неконкуренции после истечения срока действия контракта. Сторонам следует особо проработать вопрос, связанный с правом агента на вознаграждение, если действие такого запрета не прекращается и по истечении срока контракта[30].
Зарубежная практика допускает совмещение в одном договоре сторонами сразу нескольких функций, которые исходя из юридической чистоты договора (на российский лад) надо было бы оформить двумя-тремя самостоятельными договорами. Дело в том, что в ряде случаев агент осуществляет деятельность дистрибьютора в отношении тех же товаров и для того же принципала, приобретая у него товары, которые он затем перепродает как свои.
При этом сложившаяся практика требует, чтобы дистрибьюторская деятельность агента носила эпизодический характер и была второстепенной по отношению к агентской, если она оформляется агентским договором. При этом все, что связано с дистрибьюторской деятельностью, должно оформляться отдельными пунктами и по правилам составления дистрибьюторского контракта, так как агент, действующий как дистрибьютор, может столкнуться с применением законодательства о конкуренции, которое распространяется на:
агентов-дистрибьюторов;
агентов-собственников крупных складов товаров, являющихся предметом контракта;
агентов, организующих, осуществляющих или обеспечивающих за свой счет бесплатное техническое обслуживание клиентуры (распространяется и на случай, когда они должны делать это согласно договору);
агентов, которые могут определять или определяют цены или условия сделки[31].
Агент может выступать и в роли консигнатора. В этом случае надо обратить внимание на следующие моменты:
право консигнанта-принципала (собственника товара) забрать весь товар или его часть;
право агента возвратить непроданные товары.
Товар, переданный на консигнацию, должен быть застрахован. Стороны совместно определяют тип страхового полиса и решают, кто из них осуществляет оплату страховых премий. Надо также решить вопросы, касающиеся оплаты других консигнационных расходов (на передачу имущества, поддержание запаса, консервирование товара и т. п.). Подлежат согласованию условия продажи переданных на консигнацию товаров; последствия возможного изменения цены, условий продажи товара в кредит; порядок передачи принципалу причитающихся ему сумм.
В агентском договоре надо также предусмотреть обязанность агента-консигнатора в установленном порядке направить принципалу-консигнанту заверенную инвентарную опись имеющихся на складе товаров. Как правило, закладываются в договор пункты, предусматривающие:
порядок пополнения запаса товаров;
правила хранения товара;
право принципала в любое время проверить свои товары, находящиеся у агента.
Обычай делового оборота требует (если договором не предусмотрено иное), чтобы агент в обязательном порядке предоставлял принципалу все локальные нормативные правовые акты, связанные с их совместной деятельностью.
В агентском договоре чаще всего предусматривается обязанность агента и после прекращения контракта не разглашать сведений, составляющих коммерческую тайну[32].
Согласно зарубежному законодательству агент считается все же независимым, так как самостоятельно организует свою деятельность. По общему правилу он вправе, минуя принципала, приглашать субагентов, которым он выплачивает вознаграждение и несет за них ответственность.
Институт субагентуры известен и Гражданскому кодексу РФ[33] (ст. 1009 ГК РФ). В России, если только иное не предусмотрено агентским договором, агент также вправе заключать субагентские договоры, оставаясь ответственным перед принципалом за их действия. Более того, ГК РФ допускает, что в агентском договоре может быть прямо предусмотрена обязанность агента заключить один или оговоренное число субагентских договоров как с указанием, так и без указания конкретных условий.
Поскольку субагент и принципал не находятся в договорных отношениях, то ГК РФ запрещает субагенту заключать с третьими лицами сделки от имени принципала, кроме случая передоверия[34].
Особенностью зарубежного законодательства является "непонятное" россиянам правило, "ущемляющее права труженика":
с целью предотвращения любой недобросовестной конкуренции каждая из договаривающихся сторон обязуется не привлекать к работе персонал другой стороны[35].
Экзотическими для россиян пунктами договора выглядят такие обязанности агента, как:
запрет принимать заказы от клиентов, неплатежеспособность которых известна;
указание агенту соответствующими способами проверить платежеспособность клиентов, заказы которых он должен передать принципалу;
рекомендация, согласно которой суммы, полученные агентом для принципала, должны храниться на отдельном банковском счете[36].
В агентском договоре может быть использован такой инструмент, известный по договору комиссии, как делькредере. Принимая на себя делькредере, агент гарантирует принципалу получение полного (или частичного) платежа от клиента. В договоре надо четко оговорить объем и суть гарантируемых операций и, по возможности, способы получения гарантированных сумм. Одновременно должны быть определены условия, при которых долг рассматривается как безнадежный. В законодательстве всех стран наметилась тенденция, которая заключается в том, что сторона по договору (дистрибьютор, дилер, коммерческий представитель, агент и т. п.) обязана без промедления информировать контрагента о любом нарушении его прав, касающихся товарных знаков и иных специальных обозначений[37].
Вместе с тем при предоставлении агенту, например, права на использование товарного знака, принадлежащего принципалу, рекомендуется ввести в контракт пункт: "Ни одно из содержащихся в контракте положений не может быть истолковано как предоставляющее агенту:
право использовать товарный знак в качестве наименования какой-либо фирмы;
право использовать товарный знак для товаров иных, чем договорные товары;
право по истечении срока действия контракта использовать товарный знак в отношении всех других товаров или для любой иной цели".
К сожалению, российское коммерческое, предпринимательское, договорное право не знает расхожего за рубежом термина "объем продаж" в его самой распространенной форме — "минимальный объем продаж". Если агент не выполнит согласованный сторонами минимум продаж, то его ожидают неприятные последствия в виде расторжения контракта, сокращения территории или утраты исключительных прав.
В соответствии с агентским договором принципал обязан уплатить агенту вознаграждение в размере и в порядке, установленных в агентском договоре[38].
Ст. 1006 ГК регулирует вопросы, связанные с агентским вознаграждением. Законодатель, защищая интересы агента, устанавливает следующее. Если в договоре не предусмотрен размер вознаграждения и он не может быть определен исходя из условия договора, то вознаграждение уплачивается по правилам п. 3 ст. 424 ГК РФ "исполнение договора должно быть оплачено по цене, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги".
Однако, как показывает практика, в договоре чаще всего не прорабатываются вопросы, связанные с порядком выплаты вознаграждения. В этом случае в соответствии со ст. 1006 ГК РФ принципал обязан уплатить вознаграждение в течение недели с момента представления ему агентом отчета, если из существа договора или обычаев делового оборота не вытекает иной порядок уплаты вознаграждения.
Иное может быть заложено в п. 3 ст. 1008 ГК РФ, предоставляющей право принципалу, имеющему возражения по отчету агента, сообщить о них последнему в течение 30 дней со дня получения отчета, если сторонами не установлен иной срок. В противном случае отчет считается принятым.
Следовательно, во избежание разночтения указанных статей ГК РФ в агентском договоре, по мнению В. Н. Белова, следует установить:
дату (наступление события) предоставления агентом отчета принципалу;
максимальный срок для проверки отчета принципалом;
дату выплаты вознаграждения агенту[39].
Зарубежный опыт свидетельствует, что размер и способ исчисления вознаграждения должны быть тщательно проработаны в контракте особенно когда агент получает "сумму-нетто" (сумму, очищенную от непредвиденных, расходов, налогов, сборов, пошлин и т. п.).
Размер вознаграждения зависит от активности агента в ходе выполнения договора. Одно дело, найти контрагента для принципала и иное — помогать принципалу на последующих стадиях исполнения договора. Законодательством ряда стран (чаще контрактом) устанавливается право агента на получение вознаграждения с любых контрактов, заключенных на его территории, независимо от степени его участия. И в зарубежной практике слабо проработан вопрос, связанный с распределением вознаграждения между несколькими агентами, способствовавшими заключению конкретного контракта.