Основополагающей целью денежной политики является помощь экономике в обеспечении стабильности цен, полной занятости и росте реального объема производства. Однако, текущая денежно-кредитная политика ориентируется на более конкретные и доступные цели, которые включают в себя тактические цели, достижимые путем проведения каждодневных последовательных операций на открытом рынке ценных бумаг, и промежуточные цели, регулирующие значения ключевых переменных в экономической системе на годичных (и более этого) временных интервалах
Денежно-кредитная политика является лишь одним из элементов экономической политики. Следовательно, её стратегические цели являются частью глобальной стратегии, которая определяется высшими органами страны. Как элемент системы денежно-кредитная политика лишь способствует достижению установленной общей цели. Сама по себе она не в состоянии привести к желаемым результатам.
Разработка стратегии денежно-кредитной политики предполагает два этапа: определение её основной конечной цели; определение промежуточной цели и полномочий, которые могут быть делегированы монетарным властям. Цели денежно-кредитной политики, воспринимаемые как её стратегия, поддаются классификации: по границам действия -внутренние и внешние, по времени действия - промежуточные и конечные. Разграничение внутренних и внешних, промежуточных и конечных целей не должно восприниматься как абсолютное их противопоставление. На самом деле существует лишь общая денежно-кредитная политика, предполагающая наличие тесных связей между ними, в значительной степени взаимообуславливаемых и взаимозависимых.
Экономическая политика должна установить для себя определенную иерархию целей. Если борьба с инфляцией или утверждение на внешних рынках выбираются в качестве приоритетных целей, то только за счет отказа от высоких темпов роста или полной занятости. Одновременное достижение всех целей невозможно. Среди конечных целей существует одна, ответственность за реализацию которой лежит на центральном банке: борьба с инфляцией для сохранения внутренней и внешней стоимости национальной валюты. Эта задача решается в основном путем развития рыночных механизмов финансирования инвестиций, основывающихся преимущественно на увеличении сбережений стабильного характера, а не на эмиссии денежных активов. Денежно-кредитная политика не может бороться с неденежными причинами инфляции. Структурные и социологические факторы должны устраняться другими средствами экономической политики (политикой доходов, политикой промышленно-торговых структур ).
Для того чтобы денежно-кредитная политика была эффективной, должны быть сформулированы два аспекта её функции: сама промежуточная цель; признак, показывающий, что проводимая политика соответствует преследуемой цели. Стратегия денежно-кредитной политики может выражаться в двух категориях количественных целей: количестве денег и объеме кредитов. В различных странах отмечается многообразие промежуточных целей. Большинство развитых стран обращаются к целям количественных изменений денежной массы. Круг составляющих понятие "денежная масса" чрезвычайно широк: от непосредственных платежных средств до более широких агрегатов, включающих ликвидные или краткосрочные размещения денег. Целесообразнее принять кредитную цель или иногда денежную цель совмещать с нею. Реализация кредитных целей оказывается тем проще, чем значительнее задолженность экономических агентов перед банками как основным источником финансирования экономики.
Наряду с конечными и промежуточными целями денежно-кредитная политика может преследовать также и селективные цели, заключающиеся в ориентации кредитного процесса на приоритетные направления. Эти цели в равной степени могут касаться: экономического сектора (жилищное строительство, сельское хозяйство и т.д.); экономической функции (производительные капиталовложения, экспорт и т.д.); экономического агента (мелкие и средние предприятия, кооперативы, предприятия, находящиеся в затруднительных ситуациях); конкретной продукции (автомобили, бытовая техника, зерновые культуры и т.д.); видов кредитов (инвалютные авансы).
Либерализация внешнеэкономической деятельности, валютных обменов и движения капиталов, значительное увеличение доли внешней торговли в экономическом балансе страны, развитие международных банковских операций обусловливает все более важную роль внешних аспектов денежно-кредитной политики.
В регулировании платежного баланса с помощью цен особая значимость придается изменениям денежной массы и их влиянию на внутренние цены. Внешний дефицит выражается оттоком денег, что вызывает торможение экономической активности и понижение цен, тогда как страны, имеющие положительное сальдо, переживают расширение производства и рост цен.
Прямое регулирование с помощью денег рассматривает платежный баланс во всей его глобальности и выявляет роль внутренней денежно-кредитной политики, в частности, кредитной политики во внешнем равновесии.
Ставка на фактор запасов денег, связанная с внешним дефицитом, выражается напряжением на рынке капиталов стран с дефицитом; напротив, денежная экспансия имеет место в странах с избытком. Норма процента имеет тенденцию к повышению в первых странах, тогда как во-вторых она ориентирована на понижение. Повышение стоимости денежных займов приводит к частичному снижению спроса на кредиты, что тормозит внутренний спрос и импорт. Кроме того, совокупность движений капиталов в зависимости от разнообразия нормы процента может способствовать быстрому восстановлению равновесия, даже раньше установления равновесия баланса текущих сделок.
4. Денежный рынок России
4.1. Денежные суррогаты и борьба с ними
Характерной чертой жизненного цикла денег как инструмента взаиморасчетов является их постепенная виртуализация — ослабление связи формы и содержания. Если первоначально деньги имели свойства товара, в частности обладали самостоятельной стоимостью, соответствующей их золотому, серебряному или иному носителю, то постепенно эти свойства утрачивались. В начале 70-х годов прошлого века был отменен золотой стандарт, что положило конец связи денег с золотом. С этого момента деньги становятся истинно «бумажными». Последние десятилетия отмечены появлением банковских карт, законодательно оформленных финансовых продуктов, которые, как казалось, должны были сделать неактуальным понятие наличных денег.
Денежные суррогаты — денежные знаки, не предусмотренные законодательством, которые вводятся отдельными предприятиями или иными организациями, а также гражданами самовольно. Причина их появления, в основном нехватка официальных денежных знаков. Например, в 1993—1994 гг. в РФ было отмечено введение Д. с. некоторыми предприятиями ввиду их неплатежеспособности, с одной стороны, и необходимостью рассчитываться с работниками предприятий по заработной плате, с другой стороны. Согласно ст. 27 ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10 июля 2002 г. выпуск на территории РФ запрещается.
Относительно новым подходом являются электронные платежные системы (ЭПС), проблемам развития которых в нашей стране был посвящен круглый стол «Электронные платежи: эффективность и надежность», прошедший в Москве в конце февраля. Судя по высказываниям его участников, уровень доверия россиян к этой инновации относительно невысок и ограничивается преимущественно оплатой мобильной связи (95—97% всего оборота), развитие которой и определяет в основном рост ЭПС. Россияне пока что больше доверяют наличности. По данным ЦБ РФ, менее 15 млн. граждан обладают пластиковыми картами и до 94% операций с ними связано с обналичиванием. Это вполне естественно: деятельность ЭПС не имеет четкой законодательной основы.
Эту деятельность в целом можно охарактеризовать как способ учета перемещения реальных денежных средств. Задачей ЭПС является перемещение денежной суммы от плательщика к получателю. В этом процессе принимают участие законодательно оформленные финансовые институты (например, банки), осуществляя взаимодействие с плательщиками, получателями и решая спорные проблемы, возникающие между ними. Никакой самодеятельности не допускается. Реальные средства перемещаются только между финансовыми институтами или внутри них с помощью стандартных транзакций.
В настоящее время появилось много разновидностей ЭПС. Суть их в том, что, как указано на сайте PayPal (он принадлежит компании eBay), услуги ЭПС основаны на существующей финансовой инфраструктуре банковских счетов и кредитных карт и снабжены собственными службами защиты от мошенничества. Таким образом, эти услуги не нуждаются в дополнительном законодательном обосновании, поскольку при этом не создаются финансовые продукты, выступающие как суррогаты денег.
Несколько иная ситуация складывается в России. Проблемы возникают, когда осуществляется попытка эмиссии виртуальных финансовых продуктов. Например, крупнейшая отечественная платежная система WebMoney предлагает клиентам «титульные знаки» — эквиваленты рублей, долларов и т.д., которые используются в качестве финансового инструмента при осуществлении платежей. Другие компании, например, PayCash, предлагают клиентам осуществить предоплату возможных будущих покупок. Ничего удивительного, что подобные услуги вызывают настороженность у потенциальных крупных клиентов: некоторая компания предлагает клиентам отдать ей без оформления договора свои деньги и взамен предлагает «титульные знаки». Есть о чем задуматься!