Смекни!
smekni.com

Договор аренды (стр. 11 из 13)


деятельности, в частности инвестиционной <*>.

Важно также разграничивать договор финансовой аренды (лизинга) и правоотношение по финансовой аренде (лизингу) - лизинговое правоотношение, возникающее в результате приобретения лизингодателем имущества у продавца в соответствии с указаниями лизингополучателя и последующей передачи имущества в лизинг. Основанием возникновения названного правоотношения служит не один юридический факт, а их совокупность: договор аренды (лизинга), договор купли-продажи лизингового имущества, правовые акты, устанавливающие, в частности, порядок предоставления государственных гарантий, ускоренную амортизацию основных средств, льготы по налогообложению и другие основания. Как видим, договор финансовой аренды (лизинга) - лишь одно из оснований возникновения лизингового правоотношения.

Согласно ГК по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей (ст. 665 ГК).

Договор финансовой аренды (лизинга) возмездный, взаимный (синаллагматический), консенсуальный.

2. Правовое регулирование договора финансовой аренды (лизинга) осуществляется Конвенцией УНИДРУА о международном финансовом лизинге 1988 г. (Оттавской конвенцией) <*>, положениями § 6 гл. 34 ГК об этом виде договора, общими положениями ГК о договоре аренды и лишь

--------------------------------

<*> Следует заметить, что понятия "лизинг", "договор лизинга" и "лизинговая деятельность" разграничиваются и в Законе "О финансовой аренде (лизинге)" (см. ст. 2). Вместе с тем в последующем в тексте Закона нередко допускается смешение указанных понятий либо неверное их употребление (см. ст. 4, 15 и др.).


затем, исходя из ст. 625 ГК, - нормами Федерального закона "О финансовой аренде (лизинге)". ГК не предусматривает возможность субсидиарного применения к договору лизинга специальных правил, регламентирующих отдельные виды договора аренды, предметом которых является имущество, способное выступать и в качестве предмета договора лизинга. Это означает, в частности, что при сдаче в лизинг предприятия либо здания или сооружения отношения сторон не регламентируются нормами § 4 гл. 34 ГК "Аренда зданий и сооружений" либо § 5 "Аренда предприятия". Лизинговые отношения регламентируются также указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ <**>.

Возможно выделение следующих квалифицирующих признаков договора финансовой аренды (лизинга): особые, именно финансовые, цели приобретения арендодателем (лизингодателем) имущества у продавца (третьего лица); активная роль арендатора во взаимоотношениях продавца предмета договора финансовой аренды и арендодателя; приобретение

--------------------------------

<*> Для России Конвенция вступила в силу с 1 января 1999 г. Согласно Федеральному закону от 8 февраля 1998 г. "О присоединении Российской Федерации к Конвенции УНИДРУА и международном финансовом лизинге" (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 787) вместо п. 3 ст. 8 Конвенции будут применяться нормы российского законодательства // СЗ РФ. 1999. N 32. Ст. 4040. Кроме Конвенции УНИДРУА действует Конвенция о межгосударственном лизинге, подписанная 25 ноября 1998 г. государствами, ранее входившими в состав СССР. Она не вступила в силу. Текст Конвенции официально опубликован не был.

<**> См., например: Постановление Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. N 1020 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на осуществление финансовой аренды (лизинга)" // СЗ РФ. 1998. N 36. Ст. 4520; 2002. N 23. Ст. 2187.


предмета договора арендодателем у продавца после заключения договора финансовой аренды; передача его продавцом непосредственно арендатору, передача имущества арендатору для предпринимательских целей.

Об особых, именно финансовых, целях приобретения арендодателем имущества у продавца свидетельствует то, что имущество в его натуральной форме не нужно арендодателю. Оно приобретается им исключительно с целью вложения временно свободных либо специально привлеченных для этого денежных средств и систематического получения прибыли от последующей сдачи имущества в аренду (т.е. с целью инвестирования). Лизинговые платежи, по сути, будут формой извлечения дохода на вложенный капитал.

Об активной роли арендатора во взаимоотношениях продавца имущества и арендодателя, именно благодаря наличию договора финансовой аренды, свидетельствует следующее. Арендодатель, как правило, лишен права выбора вида имущества, передаваемого по договору финансовой аренды, и его продавца (изготовителя). В ст. 665 ГК установлена презумпция, согласно которой арендатор сам, не полагаясь на опыт арендодателя, определяет в договоре финансовой аренды имущество, подлежащее в последующем передаче в аренду, его качественные, количественные и иные характеристики. Им же определяется и продавец имущества. При этом арендодатель приобретает у продавца имущество, передаваемое в лизинг, после заключения договора во исполнение его условий. В том случае, когда договором предусмотрено, что выбор продавца и вида имущества осуществляется арендодателем, имущество приобретается арендодателем все равно после заключения договора и во исполнение его условий.

Если иное не предусмотрено договором финансовой аренды, имущество, составляющее предмет этого договора, передается продавцом не покупателю (арендодателю), а непосредственно арендатору в месте нахождения последнего для его предпринимательской деятельности.

Указанные квалифицирующие признаки характеризуют именно финансовый лизинг. В то же время мировой практике кроме финансового известны другие виды лизинга: оперативный, возвратный и др. <*>. При оперативном лизинге предмет лизинга сдается в аренду на короткий срок и может быть передан в аренду неоднократно. Повторная сдача в аренду возможна уже по договору обычной аренды. К отношениям, складывающимся при повторной сдаче в аренду, нормы о финансовой аренде (лизинге) не применяются. В подобных случаях отсутствует один из основных квалифицирующих признаков всякого договора лизинга - приобретение лизингодателем определенного оборудования у конкретного продавца в соответствии с указаниями арендатора. Отсутствует названный признак и при возвратном лизинге. Под возвратным обычно понимается такой лизинг, при котором собственник оборудования или иного лизингового имущества продает его лизинговой компании и одновременно (но уже в качестве арендатора) заключает с той же компанией договор о его долгосрочной аренде <**>.

3. Правовая природа правоотношения по финансовой аренде (лизингового правоотношения). Этот вопрос один из самых дискуссионных в исследованиях, посвященных лизинговым правоотношениям.

--------------------------------

<*> Более подробно см.: Газман В.Д. Финансовый лизинг. Учебное пособие. М., 2003. С. 39 - 65.

<**> Подобные договоры нередко заключаются ограниченными в платежеспособности производителями дорогостоящих технических средств, используемых самим же производителем этих средств. При этом благодаря договору купли-продажи продавец (производитель) получает единовременно цену товара, а благодаря договору аренды использует имущество собственного производства на условиях периодических платежей.


Согласно ГК участники финансовой аренды связаны между собой двумя договорами: договором финансовой аренды (лизинга) между арендодателем и арендатором и договором купли-продажи между арендодателем (покупателем) и продавцом арендуемого имущества.

Широко распространена трактовка таких соглашений как трехсторонней сделки (многостороннего договора) <*>. Основной же аргумент противников подобного взгляда состоит в том, что две самостоятельные двусторонние сделки (купли-продажи и аренды) даже при тесной их связи не могут образовать третью сделку (многостороннюю), сторонами которой являлись бы субъекты двух названных сделок. Кроме того, участники таких договоров не имеют ни одного права или обязанности, которые бы принадлежали одновременно всем участникам, что как раз и характеризует сделку как многостороннюю <**>.

Высказана и промежуточная точка зрения по рассматриваемому вопросу. Так, Т.А. Коннова полагает, что "лизинговые отношения оформляются двумя договорами и включают в себя весь комплекс взаимосвязей, существующих между его участниками: арендатором, арендодателем и продавцом имущества. Договор лизинга имеет двусторонний характер. А лизинг как система отношений между тремя сторонами является трехсторонней сделкой" <*>.

--------------------------------

<*> См.: Решетник И.А. Гражданско-правовое регулирование лизинга в Российской Федерации. Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 1998. С. 7, 9, 21.

<**> См.: Гражданское право. Учебник / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Ч. 2. С. 194.

<*> Коннова Т.А. Договор финансовой аренды (лизинга) // Законодательство. 1998. N 9. С. 17.

Заслуживает внимания и позиция, согласно которой договор лизинга - двусторонняя сделка, в которой имеет место (в соответствии с п. 1 ст. 313 ГК) возложение исполнения части обязанностей на третье лицо. При этом имеется в виду, что обязанность арендодателя по передаче предмета лизинга возлагается на продавца лизингового имущества. Однако положения п. 1 ст. 313 ГК об исполнении обязательства третьим лицом предполагают, что, по общему правилу, исполнение должно все же осуществляться лично должником, т.е. стороной договора. В рассматриваемом нами случае - арендодателем, а не продавцом предмета лизинга. Предоставление же имущества продавцом может быть лишь исключением из общего правила, а не квалифицирующим признаком договора аренды <*>. Но подобный подход исключается правилами ГК о договоре финансовой аренды (договоре лизинга). В п. 1 ст. 668 ГК, как уже отмечалось, закреплена иная презумпция. В соответствии с ней, если иное не предусмотрено договором, имущество, составляющее предмет лизинга, передается арендатору продавцом, т.е. лицом, не являющимся стороной договора лизинга. Кроме того, согласно общим правилам о возложении исполнения обязательства на третье лицо, ответственность перед кредитором за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства все равно несет должник как сторона договора, а не третье лицо. Это правило также не укладывается в конструкцию договора лизинга, поскольку по этому договору имеет место иной порядок ответственности. Согласно ст. 670 ГК лизингополучатель вправе предъявить требование в отношении качества, комплектности имущества и в ряде других случаев непосредственно продавцу. И продавец в таком случае несет ответственность непосредственно перед арендатором.