Смекни!
smekni.com

Антимонопольная политика государств цели, проблемы, механизм реализации (стр. 2 из 7)


2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ

ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВ

2.1. Способы определения степени монополизации рынка

Все исследования рынка с точки зрения его монополизации должны дать ответ на несколько общих вопросов, и в первую очередь: кого собственно можно считать монополистом, какой долей на рынке должны обладать производитель или группа производителей, чтобы иметь возможность регулировать этот рынок, навязывать потребителям свои условия реализации?

Западные экономисты начали интенсивно разрабатывать названные выше вопросы примерно четверть века назад, что было связано с активизацией государственного регулирования рынка, с усилением контроля над процессами концентрации экономической власти как в Европе, так и в Америке. Прямым следствием этого стали участившиеся судебные процессы против фирм, занимавших монопольное или доминирующее положение на тех или иных рынках и использовавших его в корыстных целях. Именно такие судебные процессы вызвали необходимость количественной определенности монополии, прежде всего для решения чисто практических, прикладных задач правового преследования предприятий-монополистов.

Прежде всего, при оценке реального положения и возможностей предприятия возникала проблема вычленения рассматриваемого рынка. Самым общим, системообразующим свойством товарных, рыночных отношений была и остается конкуренция. Поэтому естественно, что при вычленении рынка должны были учитываться все конкуренты данного конкретного предприятия, подозреваемого в монополистических действиях. Такой рынок, в пределах которого для данного предприятия складываются действительные отношения конкуренции и монополии, стали обозначать термином «релевантный».

Итак, конкурентами предприятия, производящего определенную продукцию, в первую очередь являются все производители этой продукции. Здесь должны приниматься во внимание не только объемы продаж, но и неиспользуемые мощности, производство для собственного потребления. Однако учитывать лишь это было бы неверно. Часто, с точки зрения потребителя, вместо данной рассматриваемой продукции в качестве ее заменителя может использоваться совершенно иная продукция, например, пластмассы вместо металлов. Тогда производители той и другой продукции будут конкурировать друг с другом за удовлетворение одной и той же потребности примерно одинакового круга потребителей, то есть объективно окажутся включенными в один рынок.

С другой стороны, в современных условиях при усиливающейся диверсификации производства, внедрение гибких технологий на одних и тех же мощностях может изготавливаться достаточно разнородная продукция. Для производителя появляется возможность в известных пределах изменить свою специализацию, быстро переключиться на производство технологически близкой продукции другого назначения, с иными потребительскими свойствами. Между предприятиями с близкой технологией, таким образом, тоже складываются отношения конкуренции.

Если суммировать сказанное, то получится, что к одному рынку должны относиться предприятия – производители всех товаров, которые могут выпус­каться на одних и тех же производственных мощностях без больших затрат на переналадку оборудования или демонстрируют, с точки зрения потребителя, возможности достаточно узкой взаимозаменяемости. Эта формула, по сути, ха­рактеризует технологические границы релевантного рынка.

Кроме технологических, релевантный рынок имеет также определенные географические границы. Производство многих видов продукции (например, стройматериалов) преимущественно ориентировано на удовлетворение потребностей местного – локального или регионального – рынка. В то же время для подшипников или автомобилей релевантным будет национальный рынок. Вообще, как правило, географические границы рынка тем шире, чем выше стоимость продукции и чем сложнее ее производство (компьютеры). С другой стороны, они сужаются в случае труднотранспортируемой (цемент) и быстропортящейся (свежие овощи) продукции.

Наконец, еще одной существенной характеристикой релевантного рынка является то, насколько свободен доступ на данный рынок для других, «посторонних» предприятий. Пренебрежение этим обстоятельством может приводить к грубым ошибкам.

Таким образом, определение релевантного рынка сводится к нахождению его технологических и географических границ, а также должно учитывать возможности доступа к рынку. Это общее, абстрактно-теоретическое решение проблемы, с которым никто не спорил уже в начале 60-х годов. На практике, однако, оно оказывается недостаточным. В частности, здесь остается открытым вопрос о том, в какой степени при ограничении релевантного рынка должны учитываться товары заменители или наличные технологически близкие мощности. Иначе говоря – насколько должны включаться в релевантный рынок потенциальные конкуренты. То есть становится необходимой разработка определенных количественных критериев, но уже на новом уровне. Сама по себе эта задача является достаточно сложной. В хозяйственной и правовой практике развитых капиталистических стран единые критерии до сих пор не выработаны. Тем не менее, сейчас существует ряд принципов и методов, которые так или иначе используются при выделении релевантного рынка во всех странах. Обобщив их, можно сказать, что в релевантный рынок должны включатся, во-первых, все реальные конкуренты, производящие как данную исследуемую продукцию, так и товары с высоким краткосрочным замещением. Во-вторых, к релевантному рынку относятся те потенциальные конкуренты и те мощности, которые в течение года без значительных дополнительных затрат могут быть переориентированы на производство рассматриваемой продукции или ее близких заменителей.

На этой базе становятся возможными расчеты долей тех или иных конкретных предприятий. Но и здесь с течением времени произошли существенные изменения. Активизация антимонопольного регулирования породила большой интерес к исследованию процессов концентрации. Помимо анализа общих взаимосвязей с научно-техническим прогрессом и эффективностью производства, для реального противодействия монополистическим тенденциям нужна была объективная количественная оценка уровня динамики концентрации, а это, в свою очередь, потребовало разработки соответствующих показателей. Во многих странах государственная администрация, отвечающая за исполнение антимонопольных законов, осуществляет постоянный мониторинг рынков, доступ на которые затруднен, рассчитывает и публикует коэффициенты рыночной концентрации. Конечно, количественные показатели концентрации довольно условные, так как связь между размерной структурой рынка и поведением предприятий – их ценами, выпуском продукции, рентабельностью – далеко не всегда прямая. Тем не менее, в некоторых странах законы устанавливают пороговые значения долей рынка, по которым определяется доминирующее положение поставщиков. В каждой стране эти значения свои. Например, в Японии доминирующим считается положение, при котором либо доля одного крупнейшего поставщика превышает 50 %, либо доля двух крупнейших поставщиков превышает 75 %. В Великобритании и Франции доминирующим считается предприятие, если его доля на рынке составляет только 25 % товарного рынка, в России – более 35 %.

Доли фиксированного числа предприятий имеют, однако, один существенный недостаток. Этот показатель дискретный. Он характеризует не всю совокупность предприятий на рынке и ее структуру, а лишь позиции крупнейших производителей. В последние годы рыночная концентрация, т.е. степень преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм, определяется с помощью коэффициента концентрации (CR) и индекса Хиршмана-Херфиндаля (HHI).

Коэффициент концентрации представляет собой сумму долей (в процентах) 3-х (CR-3), 4-х (CR-4), 7-и (CR-7), 20-и (CR-20) или другого принятого количества крупнейших компаний на рынке данного товара. Для оценки степени монополизации рынка на практике чаще используется трехпороговая оценочная шкала Бейна. В соответствии с ней выделяются 4 типа рынка.

1) Высококонцентрированные олигополии, где CR-4 выше 65% и CR-8 выше 85%;

2) Умеренно концентрированные олигополии при 50%<CR-4<65% и 70%<CR-8<85 %;

3) Низкоконцентрированные олигополии при 35 %<CR-4<50% и 45%< CR-8 <70%;

4) Неконцентрированный рынок при CR-4<35% и CR-8<45%.

Индекс Хиршмана-Херфиндаля (HHI) рассчитывается по формуле [8, c.157]:

(2.1)

где А – доля i-ой компании на рынке определенного товара, в %;

n – количество компаний на рассматриваемом рынке.

Из формулы видно, что, по существу индекс представляет собой сумму квадратов удельных весов всех предприятий, действующих на рынке. Значения индекса могут изменяться от 0 (при полной деконцентрации производства и распылении его на множество мелких предприятий) до 10000 (в случае абсолютной монополии). При HHI от 1000 до 1800 антиконкурентной считается каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов. При коэффициенте отрасли более 1800 – сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Хиршмана-Херфиндаля меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.

Чтобы нагляднее представить себе, как те или иные значения HHI соотносятся с числом фирм на рынке и долями крупнейших производителей, можно использовать таблицу 2.1.

Таблица 2.1

Соотношение HHI и долей фиксированного числа фирм [18, c. 33]

Значение HHI

Минимально

возможное число фирм на рынке

При неограниченном произвольном числе фирм максимально возможная доля (в %)

1-го

2-х

3-х

4-х

крупнейших производителей

500

20

22

31

39

44

1000

10

31

44

54

63

1800

6

42

60

72

85

3000

4

54

75

95

100

5000

2

70

100

100

100

Таблица 2.1 показывает, что безопасный, с точки зрения монополизации, рынок предполагает наличие 10 и более конкурирующих фирм, причем доля крупнейших из них не может превышать 31 %, двух крупнейших – 44 %, трех – 54 % и четырех – 63 %. Естественно, что данные значения не абсолютны. При их практическом использовании должны учитываться специфические условия конкретных рынков.