Такое определение экономической системы может быть приемлемым для учебных целей, когда студента вводят в круг изучаемых проблем, но для исследования трансформами систем непригодно.
Чтобы разобраться по существу, надо обратить внимание на составляющие понятия слова: "экономика" и "система" и попытаться разобраться с каждым отдельно. Как это ни парадоксально, несмотря на то, что термин "экономика" - слово древнегреческое и экономическая наука уходит своими корнями в далекое прошлое, до сих пор нет общепринятого толкования этого понятия. Так Большая Советская Энциклопедия дает три разных значений этого слова. Не лучше обстоит дело и в специальной экономической литературе. Здесь можно было бы привести множество определений этого слова, но в данном случае для нас важно не столько уточнение термина, сколько само содержание. Поэтому можно только констатировать, что вышеприведенное определение из учебника. По-другому экономика – это деятельность людей по использованию имеющихся в их распоряжении физических и духовных ресурсов для производства товаров и услуг с целью обеспечения своих материальных потребностей. Такое определение не претендует на оригинальность, но вполне пригодно для дальнейших рассуждений.
Более важным для целей нашего исследования является значение второй составляющей – слова "система". Опять же берем наиболее общее определение: "Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство ... В современном научно-техническом значении разработка проблематики, связанной с исследованием и конструированием систем разного рода, проводится в рамках системного подхода, ..." [3,30]. Таким образом, понятие "экономическая система" показывает на ряд подходов к решению проблем трансформации или реформирования экономики.
Во-первых, для исследования экономических систем необходим метод системного подхода. Во-вторых, методология – это еще не исследования самого содержания системы, а область предпосылок конкретного анализа. Обычно эта область профессионального консенсуса, когда представители определенной области знания согласны с этими предпосылками. Но когда теории, разработанные в рамках данных методологических предпосылок. перестают объяснять новые явления, нарушается и консенсус по методологии. В связи с экономическими реформами в социалистических странах обнаружилось, что ни одна экономическая школа и теория не в состоянии подсказать наиболее оптимальные методы трансформации существовавшей в этих странах экономической системы.
В этих условиях "проблему преодоления теоретических неудач в исследовании процессов экономической трансформации не следует сводить ни к поиску "правильной" версии трансформации из числа имеющихся, ни к попыткам просто объединять разные подходы. Гипотеза состоит в том, что основные версии трансформации производны от соответствующих первичных образов (или, по И.Шумпетеру, видений) экономической реальности. Эти образы сложились в рамках отдельных школ экономической мысли и для каждой такой школы специфичны. Если это так, то нынешние неудачи в теоретическом осмыслении процессов экономической трансформации коренятся в утвердившейся общей структуре экономико-теоретического знания".[6, 25]
Поскольку "первичный образ" реальной экономики у различных школ сложился в разные времена и в различных условиях, естественно, что они непригодны для целей трансформации конкретных экономических систем. И попытка уточнения понятия "экономика", предпринятая О.Ананьиным, тоже мало поможет делу. Понятно одно, что "экономика" – очень сложная динамическая система, находящаяся все время в состоянии "трансформации", перехода из одного состояния в другое. В то же время единство, целостность системы означает, что она должна быть устойчива к внешнему воздействию, сохраняя основные свои характеристики. Общая экономическая теория должна, по крайней мере, уловить закономерности эволюции экономических систем с учетом приведенных характеристик.
Для решения задач, вставших перед нами, недостаточно абстрактного определения экономической системы. На основе такого определения необходимо нахождение не общности, а различия экономических систем.
Поэтому встает проблема о вероятном количестве экономических систем и их различий. В экономической науке утвердилось мнение, что в "" веке имеются 3 экономических систем, которые представляют собой различные варианты смешанной экономики.[7,45]
Однако, если экономику понимать как систему жизнеобеспечения людей, то оно принципиально возможно в индивидуальном порядке ("робинзонада" в экономической теории), в составе семьи (домашнее хозяйство), в коллективе (род, коммуна фирма), в государстве (национальное хозяйство), в мировом масштабе (мировое хозяйство). Все они представляют собой экономические системы различного уровня и в то же время являются элементами от экономической системы более высокого порядок. Мы должны определиться с тем, какая из них отвечает в полной мере требованию системности или целостности.[6,56]
Исторически сложилось так, что формирование экономической науки происходило на базе изучения национальной экономической системы. "Да и наука о национальной экономике сначала называлась "политическая экономия". Однако в последние полвека многие экономисты все чаще стали утверждать, что следует стремиться разграничивать экономическую науку как таковую и политику. Политэкономия, полагают они, должна быть наукой, т.е. быть свободной от субъективных оценок. Отдельные экономисты, однако же, полагают, что главное направление политэкономических исследований должно принять некую форму "объективной науки".
То есть “стремление экономистов к анализу” чистой экономики привело к тому, что из экономической системы были изъяты компоненты, которые отражали существенные связи этой системы, и политическая экономия превратилась просто в "экономикс" или в вольном переводе с английского – множественное число слова "экономика". Фактически же "экономикс" – это теория рыночного хозяйства без "национального мундира". Естественно, такая теория не может быть инструментом преобразования конкретной экономической системы.
"Нравится это кому-либо или нет, но на исторической сцене главными действующими лицами остаются и надолго еще останутся нации как исторические общности людей, связанные языком, культурой и складом ума, использующие взаимные экономические связи, совместную территорию и национальное государство как средства национального выживания и развития. Взаимодействие наций и составляет главную (хотя и не единственную) движущую силу новой истории, включая и историю мирового хозяйства" – пишет российский исследователь Ю. Ольсевич.
Таким образом, понятие "экономическая система" в строгом смысле слова применимо в современных исторических условиях только к национальной экономике. Теоретически экономических систем столько, сколько национальных государств. Обычно в экономической литературе их называют национальными моделями экономики. Поскольку связи в экономике могут варьироваться от “чисто натуральных” до “чисто рыночных”, постольку национальные экономические системы могут быть столь разнообразны, что их теоретическое отображение может проводиться по типам экономических систем, на основе классификации по различным признакам. Так появляются абстрактные теории экономической системы, которые отражают не конкретную систему, а их группу по какому-то важнейшему признаку. Поэтому эти теории и оказались не очень востребованными в ходе экономических реформ в бывших социалистических странах.
"Вслед за Максом Вебером Ойкен утверждал, что абстрактно можно представить себе лишь два идеальных типа хозяйственной организации: управление из центра и управление с периферии. Однако реальный хозяйственный строй зависит от конкретных исторических условий страны, и в нем по разному сочетаются принципы централизации и децентрализации при преобладающей роли первого и второго".[10,63]
В силу этого все современные экономические системы являются "смешанными", а существующие в теории типы экономических систем - абстрактными обобщающими моделями, полученными на основе классификации национальных моделей экономики по какому-то признаку. Так как признаков экономических систем много, то и теоретические модели зачастую оказываются компилятивными и непригодными для применения в конкретно-исторических условиях для конкретной страны.
Означает ли это, что мы должны отказаться от достижений современных экономических школ и стремиться к созданию "новой" теории? Нам кажется, что время для создания единой экономической теории еще не наступило, но есть вполне приемлемая: методологическая база для сравнительного анализа и классификации национальных экономик – методы системного анализа. Бесспорно одно, что все существующие национальные хозяйства –, системные образования, так как по определению экономика является системой. Системные образования обладают определенными атрибутами, без которых они не могут функционировать, означающее, что все национальные экономические системы обладают этими атрибутами, но в разной степени. Здесь мы выделим далеко не все атрибуты, а в качестве примера возьмем несколько основных.
Непременной принадлежностью сложных систем являются компоненты, части, то есть то, из чего она состоит и без чего она невозможна. Компонентов экономической системы очень много и данная характеристика системы имеет решающее значение при сравнительном анализе различных систем. Национальные экономические системы могут иметь различные компоненты, а при типизации экономических систем данная характеристика имеет решающее значение. Например, при плановой экономике просто не было необходимости в валютной системе или сети коммерческих банков. Хотя проблему м остается дискуссионной, этот признак является решающей при классификации экономических систем.