3.Слабый правоприменительный механизм. Если для экономики установлены некие правила, то необходимо предусмотреть также и механизм их обеспечения (принуждения). В странах с переходной экономикой законы часто просто декларируются, но не гарантируются. Чтобы практически обеспечить соблюдение своих прав, необходимо понести определенные расходы (например, дать взятку чиновнику за ускоренное решение вопроса, который он и так обязан быстро решать).
4. Риск незаконных посягательств. Данная возможность является следствием предыдущей проблемы. Опасность незаконного посягательства исходит не только со стороны конкурирующих субъектов, но и со стороны чиновников (проявление коррупции) и государства (в форме национализации).
5. Непрозрачность отчетности. Выше уже говорилось об агентских издержках. Они возникают с разделением функций собственника фирмы и ее руководителя. Инвестор, не принимающий непосредственного участия в работе фирмы, должен иметь возможность контролировать действия своих агентов (менеджмента). В развитых странах проявление новых современных методов бухгалтерского учета и аудита снизило высокие прежде издержки получения информации и осуществления контроля за коммерческими операциями. Фирмы стали прозрачными для своих со6ственников. В условиях молодого рынка данная проблема пока сохраняется.
Перечисленные факторы заставляют субъектов переключаться на менее капиталоемкие и не столь длительные проекты. Teм самым они лишаются возможности извлекать выгоды из крупных долгосрочных инвестиций в производительный капитал, с которыми связаны столь впечатляющие успехи современной рыночной экономики. Таким образом, высокие трансакционные издержки и отсутствие долгосрочных инвестиций приводят к многочисленным негативным последствиям.
В развитых странах значительная доля трансакционных издержек вызвана ростом числа потенциальных субъектов хозяйственных связей, а следовательно, и числа осуществляемых ими трансакций. В странах с переходной экономикой высокий уровень трансакционных затрат обусловлен также и тем, что до сих пор не отработан механизм взаимодействия между государственными органами и субъектами предпринимательства.
Для российской экономики издержки институциональной трансформации являются значимой составляющей трансакционных издержек. Многие особенности переходного периода в большей степени определяются именно этими издержками. Их суть заключается в том, что при изменении какого-то института вне связи с трансформацией правил по другим институтам создается тупиковая ситуация в решении текущих задач. Речь идет об отсутствии необходимой согласованности макроэкономических регуляторов.
Неэффективную устойчивую норму (неэффективный институт) называют институциональной ловушкой. Например, развитие бартера в машиностроении сопровождалось соответствующим падением рентабельности[7]. Устойчивость институциональной ловушки означает, что при малых возмущениях система остается в институциональной ловушке, лишь слегка меняя свои параметры, и возвращается в прежнее состояние при устранении источника возмущения.
Существование институциональных ловушек во многом определило специфику рыночной трансформации российской экономики. Происходящие в последние десятилетия в России и в других странах бывшего СССР изменения формируют богатый эмпирический материал. Реформы, нацеленные на лучшие либеральные цели, дали настолько противоречивые результаты, что это превратило теоретический парадокс в совершенно реальную проблему: отмена планирования привела не к увеличению производства, а к его глубокому спаду; уничтожение системы всеобъемлющего контроля над населением обусловило не становление свободного гражданского общества, а рост преступного и девиантного поведения; отказ от монополии на внешнюю торговлю обернулся стихийным вывозом капитала и природных ресурсов.[8]
В широкомасштабных реформах издержки институциональной трансформации несут как государственный бюджет, так отдельные фирмы.
Трансакционные издержки несут юридические и физические лица, ведущие экономическую деятельность в рамках сложившихся институтов, государство же такими затратами не обременено. При широкомасштабной перестройке издержки институциональной трансформации ложатся и на отдельных хозяйственных участников, и на государство. В этом заключается одно из главных различий двух видов издержек. Другим важным различием является то, что первый относится к категории текущих непроизводственных затрат, а второй - к категории единовременных (капитальных). Это означает, что трансакционные издержки носят перманентный характер и их бремя все время тяготеет над предприятием, а трансформационные потери возникают лишь периодически - в моменты смены взаимодействия фирмы с внешним миром. Всякая трансформация, особенно широкомасштабная, приводит в той или иной мере к дезорганизации системы, усугубляющей издержки адаптации.
Неолиберальная теория (лежащая в основе шоковой терапии) игнорировала издержки институциональной трансформации, не допуская и мысли о том, что строительство новой конструкции хозяйственного механизма может оказаться обществу не по средствам. Разумеется, сколько-нибудь точный подсчет издержек институциональной трансформации затруднен. Однако к началу 1992 г. уже имелся опыт Польши, Чехии и Венгрии, который мог бы послужить ориентиром для бывших республик СССР.
Действительная цена реформ в странах Восточной Европы и бывших постсоветских республиках еще ждет своей оценки. Нет сомнения в том, что она огромна. После 8-10 лет реформирования, к 1998 г., только две из 25 стран (Польша и Словения) достигли дореформенного уровня ВВП. При этом в большинстве стран СНГ падение ВВП превысило 40%. Лишь в Узбекистане, где реформы были наименее радикальными, этот показатель составил около 15%. [9]
Известно, что темпы роста (или спада) ВВП для реформирующихся экономик существенно зависят от начальных условий. Анализ издержек институциональной трансформации позволяет объяснить механизм этой зависимости. Чем хуже исходное качество институтов, тем больше инвестиций отвлекается на их совершенствование; чем дальше система от равновесия, тем длительнее переходный процесс и больше потери от дезорганизации. Удаленность от равновесия означает большие масштабы перераспределения переходной ренты, а значит, большие потери из-за борьбы за нее.
В связи с многочисленностью и разнообразием видов институциональных ловушек в переходных экономиках существует потребность в их классификации. Проранжировав ловушки по уровню значимости в обществе, получим следующее их распределение:
1. Ловушка адаптационной экономики;
2. Теневая зкономика;
3. Коррупция;
4. Административные барьеры;
5. Давальчество;
6. Ловушка заниженной оценки приватизируемых основных фондов;
7. Ресурсно-институциональная ловушка;
8. Ловушка деградации институтов государственного управления;
9. Ловушка консервативных форм регулирования социально-трудовых отношений;
10. Постприватизационная ловушка;
11.Ловушка модели социального контакта при организации производcтва образовательных услуг;
12. Бартер;
13. Неплатежи;
14. Уклонение от налогов;
15. Ловушка процентных cтaвок;
16. Валютная ловушка;
17. Ловушка низкой оплаты труда;
18. Инфляционная спираль непродуктивной экономики;
19. Ловушка низкой нормы накопления;
20.Стагнационная ловушка;
21. Ловушка теневых выплат заработной платы;
22.Ловушка неэффективного роста банковского сектора.[10]
Таким образом, приведенные институциональные ловушки по сути и являются трансакционными издержками в переходной экономике.
Проведем оценку величины суммарных трансакционных издержек для крупных государственных промышленных предприятий в процессе институциональной трансформации российской экономики, то есть с учетом соответствующих институциональных ловушек (см. табл. 1). За точку отсчета возьмем "технологически необходимую" себестоимость. Примем во внимание увеличение трансакционных издержек за счет коррупции, бартера, административных барьеров.
Таблица 1. Оценка дополнительных трансакционных издержек институциональной трансформации в России в середине 90-х годов, % [11]
Дополнительные трансакционные издержки | Доля трансакционных издержек в совокупных затратах фирмы |
Издержки, связанные с коррупцией | 10 |
Издержки бартерных расчетов по сравнению с денежным оборотом | 30 |
Издержки, связанные с административными барьерами | 3 |
Издержки, связанные с теневой частью рабочего времени | 12 |
Издержки, связанные с федеральными взаимозачетами | 30 |
Итого | 85 |
Отдельно отметим специфику российского переходного периода: государство рассчитывалось с крупными предприятиями в значительной мере денежными зачетами, дисконт по которым составлял около 30%.
Если учесть дополнительные издержки, связанные с суровыми природно-климатическими условиями и обширной территорией страны, можно сделать вывод, что в процессе институциональной трансформации многие российские предприятия работали в режиме «проедания» ранее накопленных активов. В такой ситуации обеспечение конкурентоспособности отечественной экономики является главной задачей, а оценки трансакционных издержек необходимо учитывать для выработки адекватной промышленной политики.
Глава3. Трансакционные издержки и их влияние на функционирование рынка
3.1. Трансакционные издержки как барьер входа на рынок предприятий малого бизнеса