В настоящее время в России действует постановление Госкомстата России № 7 от 31.01.98 об утверждении «Основных методологических положений по оценке скрытой (неформальной) экономики», на основании которого и ведется расчет (оценка) объемов скрытой экономики, которая, впрочем, не измеряет объемы противоправных операций, фактически перераспределяющих уже созданное национальное богатство. Кроме того, Госкомстат опирается на информацию, за достоверность которой никто не несет реальной ответственности. Информация, предоставляемая Госкомстату, является изначально неполной для расчетов.
По мере углубления рыночных реформ показатели «теневой» неформальной экономической деятельности возрастали, причем объем «теневой» экономики по оценкам Госкомстата РФ вырос за годы перестройки до 20-25% от ВВП, а по оценкам федеральной службы безопасности РФ до 40-50% от ВВП. Сходную оценку (40-50%) «теневой» экономики России дают представители Всемирного банка.
С учетом положений Резолюции Госкомстатом России в 2001 году были разработаны Методологические положения по определению и измерению занятости в неформальном секторе экономики. В качестве критерия определения единиц неформального сектора принят единственный критерий - отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица. Исходя из этого, предприятиями неформального сектора считаются предприятия домашних хозяйств, или некорпоративные предприятия, принадлежащие домашним хозяйствам, которые осуществляют производство товаров и услуг для реализации на рынке и не имеют правового статуса юридического лица.
Население, занятое в неформальном секторе, по типу занятости подразделяется на следующие группы:
- лица, занятые только в неформальном секторе (в данную группу включаются лица, имеющие единственную работу в одной из единиц неформального сектора, а также лица, имеющие несколько мест работы и все - в неформальном секторе);
- лица, занятые в неформальном секторе и вне него; из них:
- лица, для кого работа в неформальном секторе является основной;
- лица, для кого работа в неформальном секторе является дополнительной.
Также формируются переменные, обеспечивающие классификацию занятых в неформальном секторе по отраслям экономики и видам деятельности, занятиям, статусу, отработанному времени в неформальном секторе, принадлежности к предприятиям неформального сектора, применяющим или не применяющим труд наемных работников на постоянной основе, принадлежности к предприятиям неформального сектора с численностью работников менее пяти человек, пять человек и более.
По усредненным данным квартальных обследований по проблемам занятости, проведенных в 2003 году, из общего количества рабочих мест основной и дополнительной работы 11,9 млн. рабочих мест (17,4%) классифицировались как рабочие места неформальной занятости, из них 9,5 млн. рабочих мест (80%) являлись местом основной работы, 2,3 млн. рабочих мест (20%) - местом дополнительной работы.
Рабочие места неформальной занятости по типу места работы распределялись следующим образом.[10]
За период с 2001 по 2003 год общее количество рабочих мест неформальной занятости увеличилось на 1908 тысяч, или на 19%. Расширение неформальной занятости произошло за счет увеличения числа рабочих мест основной работы, прирост которого за этот период составил около 1993 тысяч (26%).
В 2003 году в общей численности занятых в неформальном секторе треть занимались производством продукции сельского хозяйства для реализации на условиях первичной занятости или дополнительной трудовой деятельности. Среди лиц, имеющих в неформальном секторе основную или единственную работу, сельскохозяйственной деятельностью были заняты 24%, среди имеющих дополнительную работу - 77%.
Анализ различных подходов к оценке масштабов «теневой» экономики показывает, что достаточно эффективны для качественных оценок или для определения общей тенденции развития анализируемого явления является на сегодняшний день только метод экспертных оценок. Целесообразно применять его при оценке масштабов теневой экономики на региональном уровне (на каждой стадии воспроизводства общественного продукта). Несомненно, Госкомстат РФ и другие федеральные органы должны продолжить научный поиск методологических решений для измерения «теневого» сектора и предпринимать энергичные меры по разработке проблем региональной статистики, совершенствованию балансовых расчетов, построению региональных счетов СНС, наметить пути по совершенствованию выборочных обследований и метода экспертных оценок, и, следовательно, по существенному повышению качества и надежности статистической информации.
Предложения по повышению
эффективности борьбы с организованной
преступностью в сфере экономики
Среди обстоятельств, затрудняющих выявление и раскрытие преступлений, совершенных организованными преступными формированиями можно отметить:
· отсутствие специальных законов по борьбе с организованной преступностью, защите свидетелей и пр.;
· несовершенство уголовного законодательства;
· несовершенство уголовно-процессуального законодательства;
· недостатки взаимодействия правоохранительных органов между собой;
· недостатки взаимодействия правоохранительных и контролирующих органов;
· коррупция в правоохранительных органах;
· давление со стороны властных структур.
Одна из ключевых проблем современной экономической политики, требующая неотложных мер по ее решению, - преодоление криминализации экономики.
К наиболее предпочтительным направлениям борьбы с организованной преступностью в сфере экономики можно отнести:
ограничение деятельности контролируемых организованными преступными формированиями «легальных» предприятий и организаций (их ликвидация, отзыв лицензий, арест банковского счета и пр.);
выявление и нейтрализация лидеров (руководителей) организованных преступных формирований, осуществляющих преступную деятельность в сфере экономики;
привлечение к уголовной ответственности участников организованных преступных формирований за "фоновые" преступления (ношение оружия, хранение наркотиков и пр.).
Для повышения эффективности работы правоохранительных органов следовало бы расширить возможности применения поощрительных мер к лицам, оказывающим содействие правоохранительным органам в борьбе с организованной преступностью в сфере экономики, в частности:
ввести в законодательство институт "сделки с преступником", т.е. освобождение от уголовной ответственности и его защита за предоставление доказательств преступной деятельности активных участников и организаторов преступных групп и преступных сообществ;
предусмотреть возможность освобождения от уголовной ответственности за участие в преступной организации в связи с деятельным раскаянием (активное содействие правоохранительным органам в раскрытии преступной деятельности формирования) .
Наряду с перечисленным было бы целесообразным предусмотреть в УПК РФ:
возможность выступления в суде сотрудников правоохранительных органов в качестве "свидетеля со слов";
возможность допроса свидетелей в закрытом судебном заседании;
возможность допроса свидетелей без раскрытия их анкетных данных;
институт "главного свидетеля";
проведение допросов в качестве свидетелей лиц, установленных при проведении оперативно-розыскных мероприятий, до момента возбуждения уголовного дела, а также проведение экспертиз до возбуждения уголовного дела.
Теневая экономика стала проблемой не только правоохранительных органов, но и всего государства в целом. Поэтому уже давно назрела необходимость в разработке комплекса мер воздействия на теневую экономику.
При разработке такого комплекса мер не отрицая необходимости силовых мер, первостепенной задачей следует считать изменение общих условий хозяйствования, совершенствование законодательства, устранение правовых пробелов, всех "экономических нонсенсов", делающих невыгодной и обреченной предпринимательскую деятельность. В основу такого комплекса мер могла бы быть положена идея интеграции теневой и легальной экономики, допускающей в определенных пределах такие меры, как налоговая амнистия, применение финансовых индульгенций, репатриацию капиталов.
Заключение
Приведенная информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.
В отношении теневой экономики нужны два вида действий. С одной стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить как можно лучше. С другой - вводить “тень” в стандартные размеры посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.
Сегодняшняя экономическая политика по отношению к предпринимателю выражена очень просто: “Мы тебя будем давить, а ты выживай как хочешь”. Поэтому предприниматель оказывается перед дилеммой: либо нарушить закон, либо разориться. И чтобы теневая экономика не росла, необходимо добиваться существенных изменений в экономической политике, которая обеспечит нормальные условия для функционирования отечественных производителей.