В этот период утверждается Комитет по развитию кредитных союзов (октябрь 1992 года). Кредитные союзы как система крупных, средних и мелких кредитных союзов — традиционная форма предоставления пайщикам финансовых услуг. К концу 1993 года в России было зарегистрировано и действовало 15 кредитных союзов, объединяющих более 3,5 тыс. человек. Во Владимире и Владимирской области их было 5, в Кемеровской области — 2, в Москве — 2, в Екатеринбурге — 2, в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Челябинске, Туапсе — по одному. Эти кредитные союзы регистрировались на основе Закона РФ «О потребительской кооперации». Общая сумма всех вкладов превышала 40,5 млн. руб., ссуды пайщикам — 40 млн. руб.
В этот период закладываются интересные перспективные начинания в разных регионах страны. С 1992 года успешно функционирует в Приволжье России Международный торговый караван «Великий Российский путь» как специфическая форма поддержки малых предприятий, направленная на развитие инфраструктуры малого предпринимательства, позволяющая восстанавливать и расширять хозяйственные связи поволжских регионов с другими субъектами федерации, странами СНГ и зарубежными странами. В результате доля малых предприятий этого региона (всего Поволжского) в общем числе малых предприятий страны составляет более 12%.
Этот период совпал с массовой (ваучерной) приватизацией, которая в целом для малого производства имела скорее негативные последствия. Период чековой приватизации (1992 —1994 гг.) привел к созданию «командного номенклатурного капитализма». Это полностью отвечает интересам очень узкого круга лиц, при целенаправленном сокращении возможностей участия широких масс населения в формировании среднего класса частных собственников. Либерализация цен фактически полностью уничтожила накопленные средства и сбережения, что могло бы стать необходимым источником капитала для ведения собственного дела.
Необратимого и эффективного перелома в развитии малого бизнеса в этот противоречивый период не произошло. К концу 1994 года начался спад в деятельности малых предприятий — многие научно-консультационные, торгово-посреднические предприятия распались, либо диверсифицировались. Не дало желаемых результатов и развитие фермерского хозяйства. На федеральном уровне не была достаточно четко определена управленческая структура малого бизнеса. Функции поддержки малого бизнеса возлагались на Комитет по промышленной политике, который не в состоянии был охватить всего многообразия проблем, а также форм и видов малого предпринимательства. В результате картина развития предпринимательства уже в 1993 году характеризуется следующими показателями: 50% регистрируемых предприятий не начали работать, 30% едва сводили концы с концами, 40% не платили налоги, 10% жили более или менее сносно, 3—4% процветали, 37% из успешно действующих предприятий связаны с теневой экономикой.
Еще одной отличительной чертой этого этапа является рождение массы различных структурных подразделений: фондов, ассоциаций и пр. Планировалось, что главная функция этих фондов должна заключаться не в том, чтобы раздавать деньги, а в том, чтобы привлекать средства — и не только российских, но и иностранных партнеров. Фондам дается самостоятельность в выработке механизма привлечения этих средств. Фонды поддержки призваны создавать инфраструктуру — благоприятные условия для развития малого предпринимательства, такие условия, при которых оно будет доходным, выгодным, стабильным вне зависимости от каких-то конъюнктурных внешних факторов и условий. В начале 1994 года создается Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (утвержденный Правительством РФ). Этот Фонд является некоммерческой организацией, которой отчисляется 0,5% средств федерального бюджета, направляемого на науку, а с 1996 года — 1,0%. Деятельность этого Фонда направляется на «содействие проведению государственной политики формирования рыночных отношений в научно-технической сфере путем поддержки, создания и развития инфраструктуры малого инновационного предпринимательства, поощрения конкуренции через привлечение финансовых ресурсов и их целевое и эффективное использование для реализации программ и проектов по созданию производства наукоемких продуктов». Фонд должен принимать участие в проведении экспертизы, конкурсном отборе и реализации федеральной, отраслевых и региональных программ и проектов развития малого бизнеса.
В 1993 году свою программу поддержки частного предпринимательства предлагает Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Для этой программы создается специальный Фонд поддержки, сумма которого определяется в размере 300 млн. долларов США. Фонд активно начинает финансировать как в столице, так и в регионах. Например, в 1994 году Кузбассоцбанк через Томский филиал успешно реализовал первый этап программы по кредитованию микробизнеса в объеме 200 тыс. долларов. Убедившись в эффективности складывающегося партнерства, ЕБРР неоднократно увеличивал объемы кредитных линий. К 1997 году в орбиту кредитования включены филиалы банка в Томске, Новосибирске, Санкт-Петербурге, Юрге и головной офис в Кемерове. Это — весьма положительное явление, учитывая специфические сложности очень важного экономического региона страны.
ЕБРР на предоставление в рамках Программы кредитования российскому малому бизнесу аккредитовал «СБС-Агро». ЕБРР четко определил критерии, которым должны соответствовать претенденты на получение кредита. Кредиты не предоставляются малому предприятию, если его деятельность связана с производством экологически вредной продукции, алкоголя и табачных изделий, организацией игорных домов (и вообще популяризацией азартных игр), а также с финансовыми операциями и военным производством. Предусмотрены и финансовые условия кредитования. Под кредит необходимо предоставить обеспечение, в качестве которого может выступать оборудование заемщика, товары на складе, ценные бумаги, депозиты, драгоценные металлы или гарантии третьих лиц. Стандартная процентная ставка по предоставляемым «СБС-Агро» кредитам составляла 17—18% годовых в валюте. К середине 1997 года «СБС-Агро» прокредитовал 600 проектов на сумму 18 миллионов долларов США. Основная доля кредитов была предоставлена на открытие пекарен, магазинов, мясоперерабатывающих цехов, парикмахерских, стоматологических кабинетов, ателье, спортивных, тренажерных залов, несколько меньше — на развитие полиграфического бизнеса, автосервиса, открытие прачечных и ресторанов, около 10% — на наукоемкие производства.
Однако, характеризуя положительно в целом этот этап, можно сказать, что решительного поворота в сторону развития малого предпринимательства не было сделано. В 1996 году, то есть по завершению первого этапа приватизации на долю малых предприятий приходилось 3% совокупной стоимости основных средств по всем отраслям экономики. Это объясняется тем, что условия для структурной перестройки промышленности России еще не созданы и вопрос о стабильном месте малого бизнеса в этом процессе еще не определен; не создана конкурентоспособная среда, являющаяся важнейшим условием развития малого предпринимательства; по-прежнему актуальным остается разворот к производственному предпринимательству. Острой общероссийской проблемой остается проблема возвратности кредитов. Кроме того малые предприятия России просто до сих пор еще не готовы брать кредиты, так как многие из них не умеют составить бизнес-планы, не имеют залога и т.п.
На протяжении всего периода легализации малого предпринимательства наблюдалась борьба за его курирование и, прежде всего, за распределение государственных средств на его поддержку. Многочисленные государственные ведомства, государственные и общественные организации не стремились объединить свои усилия по поддержке малого предпринимательства. Не было выработано механизма практической реализации предлагаемых направлений деятельности. Единая программа и соответственно система государственной поддержки малого предпринимательства в РФ до середины 1994 года отсутствовала.
15. Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 23.06.1992 г., его плюсы и минусы.
стал Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации",принятый Верховным Советом Российской Федерации в июне 1992 года. Он состоял из 4 глав и 9 статей. Закон признал необходимость потребительских обществ и их союзов для общества, юридически закрепил правовые, экономические и социальные основы их деятельности, заложил предпосылки возрождения потребительской кооперации на подлинно демократической основе и использования ее хозяйственного потенциала в интересах пайщиков и обслуживаемого населения.
В соответствии с указанным Законом были приняты новые уставы потребительских обществ и потребсоюзов. Имущество каждого потребительского общества стало принадлежать его пайщикам на праве частной (общей долевой, общей совместной) собственности; работники кооперации тоже начали закреплять за собой выделяемую, согласно уставу, часть имущества. Закон предусматривал, что взаимоотношения между потребительскими обществами и союзами, а также между союзами впредь строятся на договорной основе. Уже к началу 1993 года, почти все потребительские общества России тайным голосованием пайщиков на общих собраниях приняли решение о вступлении в местные союзы и Центросоюз, превратившийся теперь в союз кооперативов. В ходе осуществления Закона в Краснодарском, Красноярском краях, Кировской, Костромской областях потребительские общества были реорганизованы в акционерные общества, но вскоре в первых трех из этих регионов пайщики свои кооперативы восстановили.
В целом же Закон "О потребительской кооперации в Российской Федерации", несмотря на свои существенные изъяны, спас старейшую кооперативную систему страны от распада, а ее собственность - от полного и форсированного "раскооперирования".