В 1944 предприятия кооперативной организации, находившиеся в одном населённом пункте, были объединены в промкомбинаты. В потребительской кооперации в годы войны широкий размах получила организация подсобных хозяйств при сельпо, райпотребсоюзах и пр. В 1945 насчитывалось 15 тыс. хозяйств, имевших 164 тыс. га посева, которые в 1944—45 дали 178 тыс. т картофеля, 83 тыс. т овощей, 21,5 тыс. т молока, 5,5 тыс. т мяса и птицы, 1,6 млн. штук яиц.
Для содействия развитию торговли и производства товаров кооперативными организациями было создано в 1946 Главное управление по делам промысловой и потребительской кооперации при Совете Министров СССР.
С ноября 1946 кооперативным организациям разрешалось торговать в городах и рабочих посёлках, на станциях и пристанях хлебом, крупой, мясом и пр. по рыночным ценам (не выше коммерческих). Руководили городской кооперативной торговлей горкоопторги, и она являлась значительным источником снабжения, дополняла государственную торговлю, влияла на снижение рыночных цен, была одним из звеньев в цепи мероприятий, подготовлявших переход от карточной системы к развёрнутому товарообороту. В послевоенный период сфера деятельности кооперации постепенно переносится в область заготовок и торговли. В 1953 кооперация инвалидов слилась с промысловой кооперацией. В 1960 промысловая кооперация была ликвидирована.
В конце 50 — начале 60-х гг. начался новый этап в развитии жилищной кооперации. Постановлением Совета Министров СССР от 20 марта 1958 было признано целесообразным наряду с индивидуальным жилищным строительством более широко развивать жилищно-строительные кооперативы и дачно-строительные кооперативы.
В условиях развитого социалистического общества в СССР используются исторически сложившиеся и закрепившиеся формы кооперации (сельскохозяйственная, потребительская, жилищная), играющие важную роль в развитии народного хозяйства и удовлетворении потребностей трудящихся.
10. Три национализации имущества потребительской кооперации.
11. Основные причины быстрого возрождения кооперации во II половине 80 гг. ХХ века.
Вторая половина 1980-х годов ознаменовалась курсом на перестройкувсех сторон жизни нашего общества. Были провозглашены отказ от командно-административных методов в экономике и духовной сфере, развитие демократии, развертывание гласности. Необходимость перестройки обосновывалась стремлением омолодить, улучшить социализм.
Перестройка, объявленная этапом в развитии общества, породила небывалый всплеск интереса к практике и теории кооперации вообще и потребительской кооперации в частности. Дело в том, что произошел некоторый поворот в кооперативной политике: начиная с 1986 года, по разрешению директивных органов стали создаваться так называемые кооперативы в сферахпроизводства и услуг.Они могли специализироваться главным образом на изготовлении и реализации товаров народного потребления и оказании платных услуг населению, а также выпуске и продаже продукции производственно-технического назначения, выполнении работ для населения, предприятий и так далее.
Вступление граждан в эти кооперативы не ограничивалось, но преимущественное право на вступление в кооператив и на работу в нем по трудовому договору имели работники, высвобождаемые из государственных предприятий, организаций и учреждений при их реорганизации и ликвидации, инвалиды, домашние хозяйки, студенты и учащиеся. В деятельности кооперативов могли участвовать в свободное от основной работы время рабочие, техники, инженеры, научные сотрудники и служащие как государственных, так и кооперативных и иных общественных организаций, включая различные категории работников потребительской кооперации.
Условием членства в кооперативе было обязательное трудовое участиегражданв его деятельности. Поощрялось объединение в кооперативы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью.
Кооператив в сфере производства или услуг создавался по желанию граждан исключительно на добровольной основе, мог действовать как на самостоятельных началах, так и при государственных, кооперативных или иных общественных организациях, предприятиях, учреждениях. Те кооперативы в сферах производства и услуг, которые создавались в системе потребительской кооперации, являлись коллективными членами потребительских обществ, их союзов или действовали при отдельных организациях и предприятиях потребительской кооперации. Добровольное вступление их в коллективные члены оформлялось особым письменным соглашением о взаимных обязательствах.
Так называемые кооперативы в сферах производства и услуг обычно характеризовали как новые и малые.
Новизназаключалась в том, что они отличались от колхозов, потребительских обществ и других существующих кооперативов и, разумеется, от государственных предприятий большой степенью хозяйственной самостоятельности при определении вида деятельности, установлении цен на свои товары и услуги, размеров оплаты труда персонала, распределении дохода. В условиях планового централизованного хозяйства они пользовались правами субъектов рыночной экономики.
Малымтакой кооператив считался потому, что его могли организовать три как минимум человека, иногда даже члены одной семьи или сослуживцы одного коллектива. Конечно, возникали кооперативы и покрупнее. Часто происходило так: 5-10 учредителей кооператива становились его хозяевами, и дополнительных работников они привлекали уже на условиях не членства, а по найму. Доход же кооператива, согласно уставу, принадлежал только его членам. Так в советское время появились разбогатевшие дельцы от псевдокооперации.
Развитие предпринимательства, лишь по форме кооперативного, но по сути частного, в обществе вызвало горячие споры между противниками и сторонниками кооперативов "новой волны". И еще: в 1920-х годах государство преследовало "лжекооперативы"; теперь псевдокооперативы насаждало оно само. Новейшим советским изобретением стали многочисленные "кооперативы" на государственных заводах и фабриках, при министерствах и ведомствах. Уже к середине 1990 года, общее число таких кооперативов выросло до 220 тысяч.
Первоначально кооперативы предполагалось использовать в интересах перестройки: для ослабления дефицита товаров и услуг, увеличения вторичной занятости населения, демократизации экономической жизни. Ведь руководящая идея: "Потенциал кооперации — делу перестройки" принадлежала инициатору обновления общества Михаилу Горбачеву, в то время Генеральному секретарю Центрального Комитета Коммунистической Партии Советского Союза. Однако эти ожидания оправдались лишь частично. Во-первых, в "новые кооперативы" прежде всего вступали не домохозяйки и пенсионеры, а люди "со связями", активные, предприимчивые. Во-вторых, значительная часть кооперативов занималась не расширением производства, а торгово-закупочными операциями. В-третьих, от оказания услуг непосредственно населению многие кооперативы стали переходить к выполнению работ для государственных предприятий и колхозов.
Началась легализация неформального бизнеса. Да и цены на кооперативные товары и услуги, которые в условиях всеобщего дефицита были значительно выше государственных, в то время население воспринимало как спекулятивные. Преобладающая часть общества, воспитанная на советских традициях неприятия деловой предприимчивости, к новоявленным кооператорам относилась отрицательно. "Спекулянт" и "кооперативщик" были не самыми обидными кличками, которыми "награждал" нередко члена такого кооператива "простой советский человек".
В период кратковременного подъема движения кооператоров был принят Закон Союза Советских Социалистических Республик о кооперации в Союзе Советских Социалистических Республик, который вступил в силу 1 июля 1988 года. Закон состоял из преамбулы, 5 разделов и включал 54 статьи. Будучи законодательным актом периода перестройки, он содержал взаимно не согласованные положения. Закон вроде бы был нацелен на расширение сферы и масштабов кооперативного движения, но в то же время содержал известные идеологические штампы. А в общем, он все-таки носил творческий, новаторский характер. Не случайно впоследствии его назовут первым "рыночным" законом в нашей стране.
Сердцевиной Закона о кооперации явилось правовое признание кооперативного сектора экономики равноправным партнером государственного сектора. Закон предусматривал создание благоприятных условий прежде всего для "новых кооперативов"; но в нем не были забыты также "старые" виды - колхозы и потребительская кооперация.
Уже в 1986 году, "новые кооперативы" стали учреждаться и в системе потребительской кооперации. По данным Центросоюза Союза Советских Социалистических Республик, к началу 1989 года, их насчитывалось по стране более 8 тысяч, в том числе и по Российской Советской Федеративной Социалистической Республике - около 5 тысяч. Только по Роспотребсоюзу намечалось организовать всего свыше 20 тысяч. Эти кооперативы занимались производством потребительских товаров, общественным питанием, торговыми и торговозаготовительными операциями, бытовым обслуживанием населения. Организации потребительской кооперации по отношению к этим кооперативам - коллективным членам выступали в качестве гаранта.
В потребительской кооперации их число уже в 1990 году, стало быстро сокращаться. Когда были легализованы новые организационно-правовые формы предпринимательства, за пределами системы потребительской кооперации произошла эволюция этих кооперативов в малые предприятия, акционерные общества и иные чисто деловые структуры. Но кооперативы времен перестройки исчезли не бесследно.Кооперативное предпринимательство явилось экономическим "полигоном", где прошли первое испытание рыночные механизмы. Из среды "кооператоров" той поры вышли некоторые крупные предприниматели современной России.