Существует четыре пласта функционирования экономики по Кейнсу:
• отношение между неопределенной формализацией поведения;
• анализ составляющих спроса на экономическую деятельность;
• связь между спросом и занятостью;
• роль экономической политики.
Неопределенность и экономическое поведение.
Кейнсианская революция начинается с учета неопределенности. Автор различает «настоящую» неопределенность и «вероятностную». Он настаивает на первой, так как она объясняет как неустойчивость ожидания экономических субъектов, так и трудность для них правильно истолковать информацию. Вклад Кейнса - это доказательство дестабилизационных последствий экономики неопределенности и изменчивости ожиданий.
Кейнс понимает неопределенность в рамках двух основных механизмов: в определении процентной ставки на денежном рынке и функции инвестирования. Эти два механизма связаны между собой через процентную ставку.
Процентная ставка - это основная переменная регулирования денежных рынков.
Кейнс различает три мотива хранения денег, они суммируются, чтобы получить макроэкономический спрос на деньги:
1. мотив торговых операций (представляет собой спрос на деньги для осуществления товарообмена),
2. мотив предосторожности (субъекты хотят придержать деньги, чтобы быть готовыми к непредвиденным расходам, это выходит за рамки экономики определенности; допускается, что каждая из данных составляющих положительно зависит от текущего дохода),
3. мотив спекуляций (субъекты предъявляют спрос на деньги, т.к. среди всех активов деньги полностью ликвидны).
Кейнс выдвигает гипотезу предпочтения к ликвидности, чтобы оправдать мотив спекуляции. Предпочтение к ликвидности приводит к хранению денег, которые ничего не приносят. Эти деньги расходуются в подходящий момент. Эти расходы исчисляются процентной ставкой. Процентная ставка измеряет стоимость ликвидности.
Модель Кейнса дает две рекомендации по вопросу конъюнктурной политики влияния на занятость:
1. Использовать политику спроса.
Свойства модели привели Кейнса к предложению интервенционистской политики. Ее цели - стабилизировать спрос на уровне, соответствующем полной занятости и минимизировать колебания, вызванные неустойчивостью ожиданий. Другими словами, нужно компенсировать недостаточность совокупного спроса и одновременно координировать ожидания лиц, принимающих решение. Существует две основные характеристики модели Кейнса:
1. определение влияния инвестирования, выраженное в причинных отношениях;
2. роль субъектов, действующих под влиянием инстинктов, в принятии решений об инвестировании.
Практически Кейнс является сторонником инвестиционной политики под контролем государства. Это означает, что инвестирования не заменяют частную инициативу, а сопровождают ее. Инвестирования, запланированные органами власти, позволяют активизировать экономическую деятельность и одновременно уменьшить степень неуверенности в будущем.
Политика цен и заработной платы.
Кейнс отдает приоритет регулированию количествами, взяв в качестве параметров для краткосрочного периода номинальные цены и заработные платы. Он считает, что при воздействии на экономическую деятельность более реалистичным основываться на динамику количеств, более стабильную и прогнозируемую, чем динамика цен. Однако можно планировать последствия для экономики изменения заработных плат и цен, используя схему совокупного спроса и предложения.
В итоге, модель Кейнса оправдывает государственные инвестирования и заставляет сомневаться в эффективности дефляционной политики или снижения номинальных заработных плат.
Кейнсианская модель макроэкономического равновесия. Теория мультипликатора.
Модель равновесия совокупный доход - совокупные расходы или доходы - расходы или так называемый кейнсианский крест (крест Кейнса) является достаточно востребованной. Она используется при анализе влияния макроэкономической конъюнктуры на национальные потоки доходов и расходов. Условия равновесия на рынке благ в кейнсианской модели определяются исходя из того, что равновесие достигается только тогда, когда планируемые расходы (совокупный спрос) равны реальному выпуску (совокупное предложение).
Важный вывод, который следует из этой модели, следующий: расходы определяют уровень производства. Иначе говоря, данная модель иллюстрирует идею Кейнса о том, что чем больше совокупный спрос, тем больше равновесный объем национального дохода (продукта), т.е. того объема производства, к которому тяготеет национальная экономика.
Наряду с моделью «доходы-расходы» для определения равновесного объема производства можно использовать модель «сбережения – инвестиции». Если не принимать во внимание вмешательство государства и внешнюю торговлю, то и инвестиции, и сбережения можно рассматривать как разницу между доходом и потреблением.
При объеме производства, который больше равновесного выпуска, превышение уровня сбережений, ожидаемого производителями, означает сокращение потре6ления и как следствие - снижение фирмами производства и выпуска. Аналогично нестабильной будет и противоположная ситуация.
На практике это означает, что для поддержания нормального функционирования экономики необходимо иметь механизм, который бы аккумулировал сбережения и направлял их на инвестиционные цели, способствуя тем самым достижению одного из важнейших условий макроэкономического равновесия - равенства между ключевыми экономическими параметрами: инвестициями и сбережениями.
Эту задачу призваны выполнять финансовые структуры (институциональные инвесторы), входящие в денежно-кредитную систему общества.
Данная модель может быть использована для иллюстрации так называемого парадокса бережливости. Традиционно принято считать, что увеличение сбережений благоприятно сказывается на экономическом положении как отдельных граждан, так и страны в целом. Кейнс обратил внимание на то, что при определенных условиях увеличение сбережений может приводить к нежелательным последствиям для экономики. Если население увеличивает сбережения (сдвиг кривой сбережения влево вверх), то при прочих равных условиях сокращаются потребление и совокупный спрос, а, следовательно, и равновесный объем производства. Это в свою очередь, означает снижение дохода, и желание увеличить сбережения не окажет в конечном итоге влияние на их величину. Фактический уровень сбережений может и не измениться. Парадоксальность данной ситуации связана еще и с тем, что согласно классическим представлениям увеличение сбережений должно способствовать увеличению инвестиций и вести к росту совокупного дохода. Согласно кейнсианскому подходу часть инвестиционного спроса производна от динамики дохода. Увеличение сбережений означает сокращение потребления, продаж и приводит к сокращению совокупного дохода. Уменьшение дохода, которое происходит из-за несовпадения планируемых сбережений и инвестиций, может быть достаточно ощутимым вследствие того, что снижается доход на величину, пропорциональную мультипликатору.
Любое изменение расходов, составляющих совокупный спрос, потребительских, инвестиционных, государственных приводит в действие так называемый мультипликативный процесс, выражающийся в превышении приращения совокупного дохода над приращением автономного спроса.
Простейшая модель мультипликатора может быть представлена так:
АУ=Мр/1Е,
гдe АУ - прирост национального дохода (продукта),
Мр - числовой коэффициент, именуемый мультипликатором; 1Е - прирост совокупных расходов.
Мультипликатор можно определить как коэффициент, показывающий, насколько возрастет равновесный доход при увеличении совокупного спроса. Механизм действия мультипликатора таков: любой дополнительный расход (/1Е) становится в экономическом кругообороте доходом тех лиц, которые реализуют товары или услуги. Таким образом, на следующем витке экономического кругооборота этот доход может вновь стать расходом, увеличивая тем самым совокупный спрос на товары и услуги. Мультипликативный (нарастающий или множительный) процесс иногда сравнивают с кругами, расходящимися по воде от брошенного камня. Затухание волн при действии механизма мультипликатора связано с тем, что в каждом экономическом обороте часть дополнительного дохода не поступает вновь в оборот - она сберегается. Эта связь мультипликатора с поведением потребителя, его склонностью, как к потреблению, так и к сбережению находит отражение в формуле мультипликатора.
Условием равновесия является S=I.
Если инвестиции (I) постоянны (то есть не зависят от уровня производства), то есть I= I0, то в равновесии S= I0 , а доход:
Y=C(Y)+ I0
Что будет, если инвестиции получают прирост ∆I0 ?. Происходит увеличение спроса на товарном рынке на I0 , равновесие нарушается и происходит расширение производства. Но насколько выше? Если
Y0 =C(Y0 )+ I0 (9), то
∆Y0 = ∆ C(Y0 )+ ∆I0;
Y0 =h ∆Y0 + ∆I0 (10)%
Y0 =1- (1-h) ∆I0 =uI0
h не может быть ни 0, ни 1, следователь, если I0 =1, то Y0 > 1, то есть единичный прирост инвестиций вызывает прирост производства на большую величину – в этом и состоит эффект мультипликатора.
Из приведенной формулы следует, что чем больше дополнительные расходы на потребление и меньше на сбережения, тем больше при прочих равных условиях величина мультипликатора. А при увеличении доли сбережений и уменьшении доли потребления в доходе данный коэффициент становится меньше. Потребление и сбережения в обычных условиях достаточно стабильны, иначе говоря, они пассивно приспосабливаются к изменению уровня дохода. Поэтому особую значимость эффект мультипликатора имеет в тех случаях, когда изменения происходят в инвестиционных или государственных расходах. Это обусловлено и тем, что и те, и другие расходы могут использоваться как непосредственные рычаги влияния на объем национального производства, обеспечивающие экономический рост.