Срок аренды в 49 лет не обосновывался в пояснительных записках к законопроектам. Почему именно 49 лет, а не, например, 50 лет? Такой срок аренды леса охватывает период активной трудовой деятельности еще не родившегося поколения граждан России и означает его утверждение без их согласия теми, кто разрабатывал, принимал новый ЛК и подписывал договоры аренды лесных участков, но до окончания срока их действия (через 49 лет) не доживет.
Практика показывает, что столь продолжительные сроки договоров аренды либо не могут действовать вследствие последующего изменения законодательства, что вынуждает заключать новый договор либо изменять прежний, либо - если законодательство за 49 не изменится (что крайне маловероятно) - продолжительный срок аренды с преимущественным правом прежнего арендатора на заключение договора аренды на новый 49-летний срок (часть 5 статьи 72 ЛК) фактически является передачей леса в собственность арендатора и способствует монополизации лесопользования. Например, статья 31 ЛК-97 в первоначальной редакции также предусматривала максимальный срок аренды участка лесного фонда до 49 лет, а затем - после изменения ФЗ от 29 декабря 2004 года N 199-ФЗ - повысила его до 99 лет. Однако принятие нового ЛК РФ и Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ» вынуждает прекратить действие ранее заключенных договоров аренды участков лесного фонда (ст. ст. 4 и 5 Федерального закона «О введении в действие ЛК РФ»).
Общее у всех этих сроков аренды одно - создание «предпринимателям» условий для обогащения за счет русских лесов, безответственное и пренебрежительное отношение к природе и условиям жизни подавляющего большинства коренных жителей России. При таком лесном законодательстве, договорах аренды, их исполнении и нарушении граждане России, родившиеся после принятия нового ЛК, к своему совершеннолетию могут остаться без лесов[4].
Минимальный срок аренды лесного участка во всех случаях не может быть меньше года, что означает обязанность его государственной регистрации в ЕГРП (пункт 2 статьи 26 ЗК) в соответствии с ФЗ о регистрации[5].
Без деревьев леса не бывает. Поэтому сроку использования леса для заготовки древесины должно быть уделено повышенное внимание.
Учитывая, что ни естественное свойство лесов к самовоспроизведению, ни искусственное воспроизводство лесов (посадка деревьев и т.п.), в том числе на вырубках, не способны восстановить лес в том же состоянии быстрее, чем за несколько десятков лет, представляется необходимым ограничить срок аренды лесного участка для заготовки древесины десятью годами. Это достаточный срок для освоения леса в целях промышленной заготовки древесины, согласующийся с максимальным сроком действия лесохозяйственного регламента (часть 4 статьи 87 ЛК), который в то же время должен заставить заготовителя древесины одновременно восстанавливать и охранять леса под угрозой непродления договора аренды лесного участка на новый срок.
Для всех видов лесопользования срок договора аренды участка лесного фонда не должен превышать 25 лет, то есть период активной трудовой деятельности одного поколения, представители которого и заключают такой договор. Независимо от срока договора аренды арендатор имеет преимущественное перед всеми иными лицами право его заключения на новый срок[6].
Преимущественное право на заключение договора аренды лесного участка на новый срок (часть 5 статьи 72 ЛК) имеет лишь арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, то есть в соответствии с условиями договора и требованиями законодательства. Однако это право не означает обязанность заключения нового договора на прежних условиях.
При заключении такого договора на новый срок сторона не связана условиями ранее действовавшего договора. Сохранение в новом договоре всех или некоторых прежних условий не означает его продление (пролонгацию). Речь в данном случае идет о заключении нового договора в отношении прежнего объекта аренды, в котором может быть указан новый размер арендной платы.
Отсутствие письменного уведомления о намерении заключить договор на новый срок является молчаливым отказом арендатора от преимущественного права на заключение с ним нового договора лесного участка. Если же уведомление о намерении воспользоваться своим преимущественным правом будет направлено им арендодателю, это право будет существовать в течение года с момента прекращения договора аренды лесного участка. На существование этого права не влияет даже то, что арендодатель уведомил лесопользователя до истечения срока действия договора о его прекращении и об отказе от возобновления договора на новый срок, поскольку в этом случае арендодатель должен воздерживаться от заключения договора аренды лесного участка с третьим лицом в течение года с момента прекращения прежнего договора.
Если арендодатель в дальнейшем не намерен передавать лесной участок новому арендатору, он вправе отказать прежнему арендатору в заключении договора. Отказ будет правомерным, если в течение года со дня истечения срока прежнего договора он будет воздерживаться от заключения договора с третьим лицом.
Если арендатор получил от уполномоченного органа (арендодателя) отказ в заключении договора на новый срок, но в течение года со дня истечения срока действия договора он был заключен с другим лицом, арендатор по своему выбору вправе потребовать в суде перевода на себя прав и обязанностей по заключенному договору водопользования и возмещения убытков, причиненных отказом возобновить договор с ним, или только возмещения таких убытков (статья 621 ГК, пункт 33 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 года N 66 «Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой»[7]).
Статья 73 ЛК предписывает определять размер арендной платы в зависимости от изъятия или отсутствия изъятия при лесопользовании лесных ресурсов. Изъятием в данном случае является не только перемещение лесного ресурса за границу лесного участка, но и отделение лесных ресурсов от леса как экологической системы, в том числе в случаях, если оно вынужденное и если лесной ресурс не покидает границы лесного участка - рубка деревьев для заготовки древесины без вывоза древесины, добыча животного при охоте и употребление его мяса в пищу в лесу, сбор ягод и их случайное рассыпание и т.д.
Установление исчерпывающего перечня лесных ресурсов, от чего зависит ставка арендной платы, затрудняется отсутствием в новом ЛК четкого определения понятия «лес», которое дано в статье 5 ЛК. Если же исходить из того, что в статье 73 ЛК имеется в виду любой лесной ресурс, то к лесопользованию без изъятия лесного ресурса человеком могут быть отнесены:
- ведение сельского хозяйства, например, пчеловодства;
- некоторые виды научно-исследовательской, образовательной рекреационной деятельности, если при этом лесные ресурсы не изымаются;
- выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений;
- строительство, реконструкция и эксплуатация линейных объектов;
- переработка лесных ресурсов (пункты 6 - 10, 13 - 16 части 1 статьи 25 ЛК).
При иных видах лесопользования неизбежно изъятие того или иного лесного ресурса - заготовка древесины, охота и др.
При использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке; без изъятия лесных ресурсов - как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка (части 2 и 3 статьи 73 ЛК).
Дифференцированные ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, ставки платы за единицу площади лесного участка, а в связи с ними также единицы объема лесных ресурсов - кубометр древесины, килограмм ягод и др. и единицы площади лесных участков - квадратные километры или гектары утверждаются органами государственной власти и органами местного самоуправления в зависимости от принадлежности лесного участка к определенной категории земель и их собственника.
Для лесных участков на землях лесного фонда и других землях, находящихся в федеральной собственности, ставки платы утверждаются Правительством.
Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в собственности субъекта РФ, ставки утверждаются законом либо нормативным актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ в зависимости от того, как распределены полномочия между ними в конкретном субъекте РФ их конституциями, уставами и законами.
Для лесных участков не на землях лесного фонда, находящихся в муниципальной собственности, ставки утверждаются представительным или высшим исполнительным органом местного самоуправления муниципального района, городского округа или населенного пункта - в зависимости от того, на чьей территории расположен лес и как распределены полномочия между представительными и исполнительными органами местного самоуправления в конкретном муниципальном образовании.
Арендная плата не может взиматься за пребывание граждан в лесах (статья 11 ЛК) и лесопользование для собственных нужд.
Новый ЛК не допускает заключение договоров аренды по результатам лесных конкурсов, что предусматривалось ЛК-97. Тем самым проигнорировано положение Концепции развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, одобренной распоряжением Правительства от 18 января 2003 года N 69-р[8], предусматривавшее одним из приоритетных направлений «переход к предоставлению участков лесного фонда в аренду на срок 49 лет исключительно по результатам лесных конкурсов».