К изложенному необходимо добавить, что состояние вещи должно соответствовать условиям договора и назначению вещи и тогда, когда договор ссуды является реальным. В реальном договоре, однако, речь не идет о выделении особой обязанности передать вещь в надлежащем состоянии. Но если переданная вещь будет в неисправном, имеющем повреждения состоянии, то ссудополучатель вправе применить санкции к ссудодателю, например потребовать возмещения понесенного им реального ущерба (п. 1 ст. 693 ГК).
В отношениях между ссудодателем и ссудополучателем важно учитывать права третьих лиц на передаваемую в безвозмездное пользование вещь (право залога, сервитут и т.п.). Эти права сохраняются за третьими лицами и при передаче вещи по договору ссуды. Так, при передаче в ссуду заложенной вещи сказанное будет означать, что залогодатель вправе обратить взыскание на предмет залога независимо от того, что вещь передана в безвозмездное пользование. В подобных случаях на ссудодателя возлагается лишь обязанность предупредить ссудополучателя о всех правах третьих лиц на вещь, переданную в безвозмездное пользование. Неисполнение этой обязанности дает ссудополучателю право требовать расторжения договора и возмещения понесенного им реального ущерба.
Обязанности ссудополучателя не зависят от реального или консенсуального характера договора. Основная обязанность ссудополучателя - возвратить ссудодателю предоставленную вещь. Вещь возвращается ссудополучателем в том же порядке, в каком она была передана в безвозмездное пользование, и в том состоянии, в каком он ее получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Из требования возврата вещи вытекает обязанность обеспечения ее сохранности, что, в свою очередь, требует правильного обращения с вещью. В этом отношении положение ссудополучателя аналогично положению арендатора. Поэтому ч. 2 ст. 689 ГК распространяет на ссудополучателя правила п. 1 и 3 ст. 615 ГК об обязанности использовать имущество в соответствии с его назначением и условиями договора.
Существенное значение в договоре ссуды имеет распределение прав и обязанностей по содержанию предоставленной вещи. Обязанность по содержанию вещи, предоставленной в безвозмездное пользование, определяется в ГК иначе, чем обязанность по содержанию вещи, сданной в аренду (ст. 616 ГК). Она сформулирована с учетом безвозмездного характера договора. Законодатель возложил на ссудополучателя обязанность поддерживать полученную в безвозмездное пользование вещь в исправном состоянии, включая, во-первых, обязанность проводить за свой счет и текущий, и капитальный ремонт, и, во-вторых, нести все расходы на содержание вещи (ст. 695 ГК). Характер и объем расходов ссудополучателя на содержание вещи зависят от ее вида. В частности, ссудополучатель нежилого помещения может нести расходы по управлению помещением, его эксплуатации (расходы на уборку, оплату коммунальных услуг и т.п.). Правило это диспозитивное и может быть изменено соглашением сторон. К примеру, в краткосрочном договоре капитальный ремонт вещи может быть возложен на ссудодателя.
Права и обязанности сторон в случае улучшения ссудополучателем вещи определяются п. 1 и 3 ст. 623 ГК (п. 2 ст. 689 ГК). В этой части отношения по безвозмездному пользованию имуществом совпадают с отношениями по договору аренды. И подобно судьбе улучшений арендованного имущества произведенные ссудополучателем отделимые улучшения, если иное не предусмотрено договором, составляют собственность ссудополучателя. Неотделимые улучшения ссудополучателем вещи без согласия ссудодателя являются собственностью ссудодателя. Если же неотделимые улучшения произведены с согласия ссудодателя, то их стоимость возмещается ссудополучателю, если иное не предусмотрено законом.
Право ссудополучателя на передачу вещи третьему лицу. При безвозмездном пользовании лицо, которому передается вещь, обладает более ограниченными правомочиями по отношению к предоставленной вещи, нежели при договоре с арендодателем. Один из основных вопросов, касающихся прав ссудополучателя по пользованию вещью, - вопрос о правах ссудополучателя по распоряжению вещью, в частности, путем сдачи предмета договора в безвозмездное пользование, передачи своих прав и обязанностей другому лицу (замены ссудополучателя), предоставления в аренду.
Специальные нормы, непосредственно регулирующие договорные отношения по передаче прав и обязанностей ссудополучателя другому лицу, в ГК отсутствуют. Но упоминания о подобной передаче все же есть. Так, п. 1 ст. 698 ГК называет одним из оснований заявления требования о досрочном расторжении договора безвозмездного пользования то, что ссудополучатель без согласия ссудодателя передал вещь третьему лицу (см. также ст. 696 ГК). Отсюда от противного следует, что "с согласия" передать вещь третьему лицу можно. Речь идет в данном случае о передаче вещи ссудополучателем третьему лицу в такое же безвозмездное пользование, но не о передаче в аренду (поднаем), хотя в ст. 698 ГК о безвозмездности предоставления вещи третьему лицу прямо не сказано. Однако этот вывод следует из самой безвозмездности получения вещи в пользование и обязанности ссудополучателя использовать вещь в соответствии с договором или назначением вещи. Кроме того, доход, который мог бы быть получен им путем сдачи подобной вещи внаем, явился бы неосновательным обогащением.
Право ссудополучателя на передачу вещи по договору безвозмездного пользования третьему лицу в некоторых случаях предполагается. Например, при межбиблиотечном обмене книгами библиотека-ссудополучатель берет книги у библиотеки-ссудодателя с исключительной целью дальнейшей передачи полученных книг своим читателям. Читатели в данном случае являются третьими лицами.
При передаче вещи ссудополучателем третьему лицу между ними заключается новый договор безвозмездного пользования, по которому ссудополучатель по основному договору выступает ссудодателем, а третье лицо - ссудополучателем.
Срок, на который вещь может быть передана в безвозмездное пользование третьему лицу, и объем предоставляемых ему прав не могут выходить за пределы предусмотренных по основному договору.
Лицо, являющееся ссудополучателем по новому договору, ни в каких правоотношениях с ссудодателем по основному договору не состоит. Во всех случаях передачи вещи третьему лицу ответственным перед ссудодателем остается ссудополучатель по основному договору.
Наконец, остается неясным вопрос о праве ссудополучателя на передачу своих прав и обязанностей другому лицу (на замену ссудополучателя) и на передачу предмета договора в аренду (поднаем). Как известно, п. 2 ст. 615 ГК, которым регулируются отношения сторон, связанные со сдачей вещи арендатором в поднаем и перенаем, заведомо исключен из числа распространяющих силу на ссуду (в п. 2 ст. 689 ГК указаны только п. 1 и 3 ст. 615 ГК).
Думается, что при решении вопроса о передаче ссудополучателем своих прав и обязанностей по договору ссуды другому лицу (о замене ссудополучателя) должен быть проявлен подход, аналогичный проявленному при передаче вещи в безвозмездное пользование третьему лицу. Поскольку правовая природа отношений при этом остается неизменной, то нет серьезных оснований препятствовать замене ссудополучателя. И с согласия ссудодателя ссудополучатель вправе передать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования другому лицу. Первоначальный ссудополучатель при этом выбывает из обязательства, утрачивая права и обязанности, но оставляя вместо себя нового ссудополучателя. Так, по договору безвозмездного пользования автомобилем, заключенному между родственниками, ссудополучатель-отец с согласия ссудодателя может быть заменен совершеннолетним сыном.
Иной, негативный ответ должен быть дан на вопрос относительно возможности сдачи вещи ссудополучателем в аренду (поднаем), даже если на такую аренду имеется согласие ссудодателя. Здесь следует согласиться с М.И. Брагинским, считающим, что дело даже не в том, что "в этом случае доход ссудополучателя следовало бы считать его неосновательным обогащением, а в ином - в недопустимости нарушения принципа "никто не может передать другому больше прав, чем он имеет сам". Следовательно, передать вещь в поднаем может только арендатор...".
10. Риск случайной гибели или случайного повреждения вещи.
Безвозмездное пользование чужой вещью отразилось и на нормах о распределении между сторонами риска случайной гибели или случайного повреждения вещи. Наряду с применением к договору ссуды положений ст. 211 ГК о возложении риска случайной гибели или случайного повреждения имущества на собственника (ссудодателя) законодатель счел необходимым установить изъятия из этого общего правила.
Согласно ст. 696 ГК риск случая падает на ссудополучателя, если, во-первых, вещь погибла или была повреждена в связи с тем, что ссудополучатель использовал ее не в соответствии с договором или назначением вещи, либо передал вещь третьему лицу без согласия ссудодателя. Изложенное показывает, что в названных случаях ссудодатель освобождается от несения бремени случайных последствий в связи с тем, что они возникли параллельно с нарушением договора ссудополучателем. К примеру, студент-ссудополучатель, получивший от приятеля в безвозмездное пользование компьютер, передал его без согласия ссудодателя другому студенту для работы на даче. Во время весеннего разлива реки дача была затоплена, а компьютер поврежден и не подлежал восстановлению. Связанные с происшествием риски падают не на ссудодателя, а на ссудополучателя.