В 90-е годы российский рынок труда довольно быстро приобрел очень высокую степень гибкости, что, казалось бы, соответствовало общемировым тенденциям. Так, увеличилась сфера использования нетрадиционных, гибких форм занятости и режима рабочего времени, особенно в отношении временных работников; получили широкое распространение (несмотря на законодательные ограничения) срочные трудовые соглашения, очень удобные для работодателей; вторичная занятость позволила многим работникам увеличить свои доходы, самостоятельно определяя количество времени, посвященного труду. Вместе с тем гибкость российского рынка труда обеспечивается, в отличие от стран Запада, не гибкостью трудового законодательства и разумной правоприменительной практикой, а всеобщим игнорированием законов.
На многих частных предприятиях рабочий день не нормирован, работникам часто приходится работать в выходные и праздничные дни без компенсации. Низкая заработная плата может сочетаться с задержками при ее выплате, с высокой напряженностью труда, скверными и опасными для здоровья условиями, а прекращение трудовых отношений не сопровождается выплатой выходного пособия. То есть работники фактически бесправны.
Своеобразие российского рынка труда, о котором в последние годы говорят все чаще, заключается в том, что жесткое законодательство сочетается с крайне низкой эффективностью механизма принуждения к его исполнению. Элементами подобного механизма должны быть судебная система, надзорные органы исполнительной власти, профсоюзы, репутационные механизмы, привлечение работников к участию в руководстве, средства массовой информации, протестная активность самих трудящихся и их готовность к увольнениям с предприятий, систематически нарушающих законы и контракты.
В России подобные механизмы принуждения или не действуют, или действуют крайне неэффективно. Стороны часто игнорируют свои обязательства, причем не зависимо от того, оформлены они письменным соглашением или нет. Государство не справляется с функцией гаранта соблюдения законов и правил. Границы между формальными и неформальными секторами экономики размыты. Часто даже ведущие российские компании действуют на грани, а подчас и за гранью законов, нарушают статьи Трудового кодекса и т.п. Тем самым происходит «легитимизация» беззакония, которое в массовом сознании становится обыденным и привычным. Нарушать законы и правила выгоднее еще и потому, что издержки, связанные с соблюдением трудового законодательства и действующих контрактов, выше издержек, связанных с их нарушением. Именно поэтому большинство предпринимателей предпочитает неформальные способы организации и оформления трудовых отношений, которые, собственно, и составляют реальную институциональную среду российского рынка труда.
Институциональные проблемы российского рынка труда многочисленны и разнообразны. Еще в 90-е годы обострилась проблема увольнений. Поскольку уволить работника по закону было достаточно сложно, администрация нередко прибегала к различным мерам давления: задержкам оплаты труда, насильственному предоставлению административных неоплачиваемых отпусков, сокращению рабочего времени, снижению заработной платы и ухудшению условий труда, угрозе «плохих» записей в трудовых книжках, выплате задолженности по оплате труда только при увольнении. В результате работник писал заявление об уходе по собственному желанию.
Серьезной проблемой, связанной не столько с недостатками законодательства, сколько с укоренившимися предрассудками людей, является дискриминация на рынке труда. Немало проблем породила неразвитость инфраструктуры рынка труда в сочетании с информационной недостаточностью. Высокие транспортные тарифы осложнили и без того скромные возможности для территориального перемещения людей, что усилило межрегиональные различия в уровнях доходов жителей трудоизбыточных и трудонедостаточных регионов.
Особенно острой и болезненной является проблема низких заработков. По уровню заработной платы России занимает одно из последних мест среди промышленно развитых стран, отставая даже от многих развивающихся стран. К причинам низких заработков в России следует отнести: недостаточную конкурентоспособность и мобильность большего числа работников; низкое качество институциональной среды; отсутствие оптимальной стратегии развития бюджетного сектора экономики.
Существует прямая и неразрывная связь между уровнем трудового вознаграждения работника и его конкурентоспособностью. Факторов, определяющих конкурентоспособность работника, достаточно много: образование, профессиональный опыт, здоровье, потенциал трудовой мобильности, черты характера, внешние данные, связи; нередко — возраст, пол, национальность, местная прописка и т.п. Конкурентоспособность многих российских работников сегодня очень невысока.
Институциональная среда российского рынка труда способствует массовым злоупотреблениям работодателей, реальная власть которых над работниками проявляется не только в занижении заработной платы, но и консервации скверных условий занятости; в ухудшении положения работников по сравнению с правилами, зафиксированными в трудовом законодательстве; в сознательном искажении информации о качестве рабочих мест; в установлении жестких требований к внешнему виду персонала; в осуществлении морального, психологического преследования подчиненных и т.п. Подобная власть отражает неравные конкурентные возможности работников и работодателей. Существующие традиции и нравы изначально предполагают высокую степень личной зависимости работника и допустимость субъективизма и произвола нанимателя, особенно в новом частном секторе. Роль государства и профсоюзов как возможных защитников интересов наемных работников крайне невелика, что еще более осложняет их борьбу за нормальный уровень цены труда и улучшение его условий.
Таким образом, решение большинства сегодняшних проблем российского рынка труда связано с совершенствованием его институтов, улучшением их взаимодействия, повышением качества институциональной среды в целом[7, С. 183].
3.4. Перспективы развития рынка труда в РФ
После десяти лет непрерывного экономического роста и повышения благосостояния людей Россия столкнулась с серьезнейшими экономическими вызовами. Глобальный экономический кризис приводит во всех странах мира к падению производства, росту безработицы, снижению доходов населения.
В России ВВП может упасть в 2009 году более чем на 2%.
В такой трудной ситуации сложно говорить о перспективах развития рынка труда в РФ. Но кризис — не повод отказаться от модернизации и дальнейшего развития рынка труда. Только сначала нужно выйти из кризиса.
В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского рынка труда.
Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества.
К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства относительно рынка труда на ближайшие годы относятся:
1. Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными.
2. Сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости, в том числе путем содействия самозанятости и поощрения предпринимательской инициативы граждан.
В режиме немедленного реагирования Правительство Российской Федерации принимает специальные меры по снижению социальной напряженности, в первую очередь в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.
С начала 2009 года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице.
На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.
Задача органов власти совместно с бизнесом — обеспечить полноценное соблюдение Трудового законодательства в плане социальной защиты высвобождаемых работников, обеспечить прогнозируемость и управляемость процессов высвобождения работников, их «растянутость» во времени с тем, чтобы ни один сотрудник предприятий не был просто выброшен на улицу без средств к существованию и успел адаптироваться к новым условиям.
Задача также — обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.