Содержание
Введение……………………………………………………………………3
Система международных нормативных документов, регулирующих международную торговлю……………………………………………………….4
Заключение………………………………………………………………..13
Список использованной литературы…………………………………….14
Торговля является, пожалуй, наиболее динамичной областью общественных отношений. Конкуренция заставляет участников торговли создавать новые товары и услуги, разыскивать и осваивать новые рынки, расширять контакты, в том числе за рубежом. Торговля, как правило, связана с высоким риском. Поэтому она требует ясных, предсказуемых, устойчивых и справедливых правил, которые для сохранения баланса интересов сторон можно адаптировать к меняющейся экономической ситуации. Однако различия между регулированием делового оборота правопорядками государств нередко создают для трансграничной торговли неоправданные юридические препятствия. Многие правопорядки недостаточно учитывают текущий уровень делового оборота. В результате применения к одним и тем же отношениям неодинаковых норм права различных государств возникают коллизии и расхождения. Как следствие, международные сделки оказываются лишенными надежной правовой основы. Между тем, как известно, без развитой торговли нет роста благосостояния, не решаются социальные и культурные проблемы. Торговые отношения прочно связывают государства общими интересами. Тем самым они способствуют поддержанию мира, стабильности и прогресса куда эффективнее, чем политические декларации, заверения, призывы и лозунги. Осознавая такую первостепенную роль международной торговли, международное сообщество еще с конца XIX столетия принимало меры по совместному совершенствованию ее правил в интересах не только ее участников, но и всего общества.
Система международных нормативных документов, регулирующих международную торговлю
На протяжении всей истории общества предпринимались многочисленные попытки добиться создания единого правового пространства. В древнейший период оно формировалось главным образом в ходе завоевательных войн. Единообразное право устанавливалось путем принуждения и являлось правом завоевателя — Греции эпохи Александра Македонского, а позже — Рима. Всякая империя в той или иной мере стремилась навязать покоренным народам свою культуру и обычаи, в том числе правовые. Однако, как видно, в том числе, из судьбы империи Александра, навязанное извне обычно не долговечно (хотя, надо признать, Британской империи удалось установить систему общего права во многих регионах мира, где она успешно "пустила корни"). Наряду с методом принуждения стал развиваться и другой путь формирования единообразного права — дипломатический. Допустимым с точки зрения международного права и ведущим к устойчивому развитию права и всего общества признается только тот путь, при котором происходит согласование интересов. Необходимым условием действенной правовой унификации в современном мире является нахождение заинтересованными сторонами взаимоприемлемых решений.
Унификация торгового права как процесс, направленный на создание единого правового пространства, явился необходимым условием интеграции — создания единого экономического пространства, необходимого для международной деятельности компаний.
Формулируемые нормы международных договоров и иных инструментов целенаправленной унификации "сверху", как правило, отражали сложившиеся торговые обычаи и практику. Можно констатировать, что именно соответствие торговым обычаям и практике во многом определяет жизнеспособность и устойчивость одних единообразных и гармонизированных норм права и отсутствие таких свойств у других.
Противоречия в развитии права международной торговли
Характеризуя развитие права международной торговли в целом, следует указать на присущие ему противоречия. Данные противоречия не свидетельствуют о кризисе права международной торговли, а служат источником его развития.
Противоречие между динамизмом международной торговли и статичностью правовых норм.
Международно-договорный способ унификации нередко подвергается критике. Отмечается, что международный договор заключается при определенном качественном и количественном уровне развития торговых отношений и технического прогресса, а при их существенном изменении он уже становится неадекватным инструментом регулирования6. Например, Конвенция об унификации некоторых правил о коносаменте (Гаагские правила) 1924 г. устарела к середине XX в., что послужило одной из причин создания Гамбургских правил 1978 г. В результате требуется принятие нового договора либо протокола к нему (Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г., к которой приняты два протокола) или модификация старого (напр., Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., была модифицирована восемь раз: дополнена в Париже 4 мая 1896 г., пересмотрена в Берлине 13 ноября 1908 г., дополнена в Берне 20 марта 1914 г., пересмотрена в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г. и изменена 28 сентября 1979 г.). Но тогда он нередко действует для различных государств в разных редакциях (напр., Конвенция об исковой давности в международной купле-продаже товаров 1974 г.). Для разрешения этого противоречия стал все более широко применяться неконвенционный метод унификации — выработка сводов обычаев, таких как Принципы международных коммерческих договоров, разработанные в 1994 г. ЮНИДРУА, предназначенных для применения по взаимному согласию сторон, а также типовых договоров. Возникло такое явление как полицентризм субъектов правотворчества в области права международной торговли.
Однако из изложенного не следует, что конвенционный метод унификации уже устарел. В его рамках может обеспечиваться нужная гибкость регулирования: ряд конвенций предусматривает, что стороны коммерческих контрактов могут исключить действие тех или иных их положений (например, в ст. 6 Венской конвенции о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г.); обычаи делового оборота и сложившиеся между сторонами деловые обыкновения признаются обязательными (п. 3 ст. 8 и ст. 9 той же Конвенции). Кроме того, ни один из методов унификации не лишен недостатков. Хотя вырабатываемые негосударственными организациями и иные необязательные для государств своды обычаев вносят бóльшую правовую определенность, их недостатком является возможность противоречия их императивным нормам внутреннего права, исключающего применение их норм. Кроме того, такие своды принципов, как и типовые договоры, сами нуждаются в регулярном обновлении. В одних случаях более приемлемым инструментом регулирования международных торговых отношений является принятый государством или государствами документ, конвенция или закон, а в других — правила, разработанные международными организациями в расчете на самих участников делового оборота.
Также значительный вклад в согласование международного торгового и иного частного права вносят национальные кодификации международного частного права в силу того, что:
- в них обычно учитывается содержание международных договоров и иных международно-правовых документов;
- они помогают ликвидировать пробелы в правовом регулировании, что устраняет препятствия международному бизнесу;
- благодаря своей целостности и широкой сфере применения они обеспечивают определенность и предсказуемость правового регулирования международного частноправового оборота. Правовая унификация, как показывает практика, достигается только в ограниченных областях, а большая часть общественных отношений, по крайней мере, если рассматривать ближайшую перспективу, остается в сфере регулирования национальных законов.
Противоречие между потребностями в сохранении разнообразия укладов жизни и достижением единообразных устойчивых правил деловой деятельности.
На современном этапе данное противоречие решается тем, что, как было отмечено выше, не все области общественных отношений являются надлежащим предметом унификации. Однако определенные вопросы семейного, наследственного права, вопросов гражданства стали предметом международно-правового регулирования (см., напр., Минскую Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. с изм. и доп. от 28 марта 1997 г. и Нью-йоркскую Конвенцию о гражданстве замужней женщины от 20 февраля 1957 г.). Что касается единообразного торгового права, то в настоящее время признано: устраняя препятствия на пути международной торговли, оно содействует большему разнообразию международного делового оборота, его устойчивому росту и обогащению благодаря заимствованию передового зарубежного опыта. Иными словами, в единообразии торгового права — разнообразие торговых отношений.
Противоречие между особенными интересами стран и необходимостью общепризнанных правил.
Данное противоречие углубляется ввиду неравного уровня развития многих стран. Еще Ш. Монтескье в труде "О духе законов" отмечал, что законы должны быть приспособлены для той страны, для которой они созданы, соотноситься с ее порядком управления, территорией, климатом, населением, традициями, моралью. В целях разрешения этого противоречия традиционно применяются оговорки в конвенциях. Однако их недостаточно для полного решения проблемы. В связи с этим наряду с унификацией ведется деятельность по согласованию (гармонизации) права, при которой право не становится единым, в нем сохраняются различия, но устраняются те из них, которые наносят существенный ущерб международным торговым отношениям. С целью согласования права наряду с конвенциями благодаря работе ЮНСИТРАЛ стали применяться типовые законы и законодательные руководства (своды общих принципов, на которых должны основываться законы). Типовой закон позволяет при принятии национального закона учесть национальную специфику, а законодательное руководство допускает широкий выбор средств достижения указанных в нем целей. Отметим, что, аналогично, в Европейском Союзе (т.е. на региональном уровне) применяются конвенции и регламенты как средства жесткой унификации, а также директивы, в которых перед государствами-участниками ставятся определенные цели, причем каждое из них способно использовать свои методы их достижения. Здесь, однако, необходимо обратить внимание на существенное различие: правовые акты ЕС являются для стран-участниц обязательными, тогда как документы, вырабатываемые международными организациями, принимаются государствами по их усмотрению. Это связано с более высоким уровнем экономической интеграции и правовой унификации между странами ЕС.