Наиболее яркими представителями апологии рабовладельческого строя в древнем Риме были Катон и Цицерон.
Катон Старший (234—149 гг. до н. э.) - крупный землевладелец. В своем сочинении «Земледелие» он выступал защитником натурального хозяйства, основанного на рабском труде. Идеалом Катона являлось хозяйство, обслуживающее, прежде всего свои собственные потребности или производящее преимущественно потребительные стоимости. Продавать он рекомендовал только излишки, а покупать только то, чего нельзя производить в собственном хозяйстве. Катон разработал и методы ведения хозяйства на основе рабского труда. Он считал, что приобретать рабов следует малолетними, чтобы легче было их воспитывать и дрессировать, рекомендовал насаждать рознь и раздоры между рабами, чтобы исключить заговоры их против своих хозяев. Он предлагал содержать рабов в строгости, наказывать за малейшие проступки.
Цицерон Марк Аврелий (107—44 гг. до н. э.) - видный государственный деятель, знаменитый оратор. Жил он в то время, когда Римская империя, объединившая разнообразные провинции и области, не могла обойтись без торговли и торгового капитала, когда ростовщичество стало одним из источников обогащения Римской знати. Цицерон, выступая сторонником сельского хозяйства, производящего продукты на рынок, важным источником обогащения считал также крупную торговлю и ростовщичество. Поэтому он был не только идеологом класса рабовладельцев, но и защитником интересов ростовщиков и купечества.
Представителем экономической мысли древнего Рима периода упадка и разложения рабовладельческого строя был Люций Колумелла (1 в.). В своей большой работе
«О сельском хозяйстве» он подчеркивал низкую производительность труда рабов. Он заявлял, что рабы плохо обрабатывают землю и не заботятся о том, чтобы земля давала высокие урожаи. Труд свободных мелких производителей Колумелла считал более производительным, чем труд рабов. Исходя из преимуществ свободного труда, он мелкое земледелие, основанное на свободном труде, предпочитал крупным рабовладельческим латифундиям.
Вопрос №3. Меркантилизм-первая школа политической экономики.
Понятие «меркантилизм» происходит от лат. «mercari», т.е. торговать. Вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями охватывает конкретный исторический отрезок времени. Это был период меркантилизма с присущей ему доиндустриальной экономикой.
Идеология меркантилизма такова:
а) сущность богатства выражают драгоценные металлы;
б) труд производителен лишь в тех отраслях производства, которые работают на экспорт;
в) государство должно поощрять экспорт, обеспечивать монополии отечественным коммерсантам и предотвращать конкуренцию;
г) рост населения необходим для поддержания низкого уровня заработной платы и высокого уровня нормы прибыли.
Ранний меркантилизм относится к трети XV - середине XVI вв. Представители: Стаффорд, де Сантис, Скаруффи.
Под богатством понимается золото и серебро. Главным в этом учении является теория денежного баланса, которая обосновала политику увеличения денежного богатства чисто законодательным путем. В целях удержания денег в стране запрещался их вывоз за границу. Все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранцы должны были истратить на покупку местных изделий. В связи с недостатком денег их функции сводились к средству накопления.
Поздний меркантилизм относится ко 2-й половине XVI вв. Представители: Томас Ман,
А. Серра, Антуан де Монкретьен.
Ими была создана теория активного торгового баланса, который обеспечивается путем вывоза готовых изделий из своей страны. Разрешался вывоз денег за границу. Главенствовал принцип: покупать дешевле в одной стране и продавать дороже в другой.
Под богатством понимается избыток продуктов, который на внешнем рынке превращается в деньги. Деньги выполняют функции средства накопления и средства обращения, т.е. поздний меркантилизм трактовал деньги как капитал, признавал, что деньги – это товар.
Принципы меркантилистов:
1) регулирование внешней торговли с целью притока в страну золота и серебра;
2) поддержка промышленности путем импорта дешевого сырья;
3) протекционистские тарифы на импортируемые промышленные товары;
4) поощрение экспорта, особенно готовой продукции;
5) рост населения для поддержания низкого уровня зарплаты.
Поздний меркантилизм был прогрессивным. Он содействовал развитию торговли, судостроению, промышленности, международному разделению труда.
В России одним из ярких выразителей идей меркантилизма был выдающийся государственный деятель А.Л. Ордын-Нащекин (1605-1680). Изданный им Новоторговый устав 1667г. пронизан идеями меркантилизма, стремлением привлечь в страну и удержать драгоценные металлы, покровительством отечественной торговле и купечеству.
Вопрос №4. Физиократы: новый подход к созданию богатства и предмету экономической теории.
Физиократы (франц. physiocrates, от греч. phýsis – природа и krátos – сила, власть, господство), представители одного из направлений классической буржуазной политической экономии, возникшего во Франции в середине 18 в. и явившегося реакцией на меркантилизм. Основатель направления – Ф. Кенэ, представители - Г. Летрон, А.Р. Тюрго, В. Мирабо, П. Мерсье де ла Ривьер, П. Дюпон де Немур. Теории физиократов разрабатывались также в Италии, Великобритании, Германии, Швеции и других странах.
Направление физиократов сложилось в обстановке нарастающего кризиса феодальной системы, экономического упадка предреволюционной Франции. Подвергнув критике меркантилизм, физиократы считали, что внимание правительства должно быть обращено не на развитие торговли и накопление денег, а на создание изобилия «произведений земли», в чём, по их мнению, заключается подлинное благоденствие нации. Физиократы перенесли исследование о происхождении прибавочной стоимости из сферы обращения в сферу производства и этим заложили основу для анализа капиталистического производства. Однако они ограничивали производство сферой земледелия. Физиократы подобно У. Петти придерживались в политической экономии метода естественных наук. Признавая объективную реальность внешнего мира, физиократы представляли общество как естественное «физическое» явление, развитие которого происходит в соответствии с законами «естественного порядка». Физиократы не поднялись до материализма и атеизма своих современников – французских просветителей 18 в. Законы «естественного порядка», установленные, по их мнению, богом, проявляются через «положительные законы», создаваемые верховной государственной властью.
Признавая объективность экономических категорий, физиократы неисторически подходили к капиталистическому строю, считали его естественным и вечным. Полагая, что прибавочная стоимость создаётся только в земледелии, единственной её формой признавали земельную ренту. Излишек произведённых потребительных стоимостей над использованными в процессе производства потребительными стоимостями физиократы называли «чистым продуктом» (доходом). Исходя из ошибочной натуралистической трактовки «чистого продукта», представлявшего собой по существу прибавочную стоимость, физиократы допускали двойственность в его анализе, то трактуя «чистый продукт» в феодальном духе – выводя его из природы и отношения к земле, то толковали его как действительно экономическую категорию, высвобожденную из феодальной оболочки. Этим были обусловлены противоречия в системе физиократов: феодальный облик системы сочетался с её буржуазной сущностью.
Основываясь на правильном положении, что производителен только труд, создающий прибавочную стоимость, однако, считали единственно производительным земледельческий труд. Современное им общество они делили на три класса: производительный класс, представители которого создают «чистый продукт» (включает только работников земледелия); класс собственников – получателей земельной ренты (включает землевладельцев, государя и получателей десятины); «бесплодный» класс, в который входят граждане, занятые др. услугами и видами труда, кроме земледелия. Теория классов физиократов игнорирует пролетариат как самостоятельный действительно производительный класс.
Существенной заслугой физиократов было то, что они в пределах буржуазного кругозора дали анализ капитала. Физиократы проанализировали вещественные составные части капитала, различая «ежегодные авансы», годичные затраты и «первичные авансы», представляющие собой фонд организации земледельческого хозяйства и затрачивавшиеся сразу на много лет вперёд. Такое деление капитала, правильно обусловленное способами, какими «авансы» входили в стоимость годового продукта, соответствует делению на основной и оборотный капитал, хотя обобщающие понятия последних отсутствуют у физиократов. Деление на авансы физиократы допускали только для капитала, которым считали лишь капитал, вложенный в земледелие. Капитал, вложенный в промышленность, физиократы ошибочно считали «бесплодным», не создающим «чистый продукт». Деньги физиократы не причисляли ни к одному из видов авансов. Для них не существовало понятие денежного капитала. Физиократы утверждали, что деньги сами по себе «бесплодны», и признавали лишь одну функцию денег – как средства обращения. Накопление денег считали вредным, поскольку оно изымает деньги из обращения и лишает их единственной полезной функции – служить обмену товаров. Главная заслуга физиократов, в частности Кенэ, заключается в том, что они впервые предприняли попытку провести анализ общественного воспроизводства.