5) теория о налоге как, об общественной жертве (Б. Г. Мильгаузен), напротив, отсылала представителей идеи о естественной природе и общественном благе в раннебуржуазной либеральной науке к факту принудительности как основному признаку налоговых платежей:
«налогами и податями именуются пожертвования подданных своему государству».
Впоследствии по мере развития буржуазного общества необходимость налогообложения как института и его всеобъемлющее благо для общества считается уже доказанным, и на первое место (в первую очередь в капиталистических индустриально развитых странах) выходит проблема эффективности налогообложения, а следовательно, и норм налогового законодательства.
Выдвигается вторая группа общих теорий - теории налогового управления, наиболее фундаментальными из которых были:
a) теория экономической нейтральности налогов (ее также именуют классической или либеральной теорией налогов). Возникновение и развитие этой теории связано в первую очередь с именами английских экономистов А. Смита (1923 - 1790), Д. Рикардо (1772 - 1823) и их последователей.
В соответствии с взглядами представителей этой теории, единственная цель налога - финансирование государственных расходов. Роль налога должна ограничиваться «снабжением касс казначейства и признающая лишь чисто финансовые функции налога» [16, 383-384]. Экономическая нейтральность государства и налогов должна проявляться в невмешательстве государства в экономику налоговыми методами, т.е. в неиспользовании государством налогов для регулирования экономических процессов. Государство должно лишь охранять право собственности. Поэтому эта теория тесно связана с концепцией «государства-жандарма» или «государства-ночного сторожа». Впоследствии развитие экономических отношений привело к трансформации и смягчению этой теории. Так, не отрицая влияния налогов на экономику, сторонники неоклассических налоговых воззрений тем не менее исходили из того, что следует избегать такого искажения экономического процесса, при котором происходит благоприятствование одних отраслей производства во вред другим, или, иначе говоря, призывали к благоразумию при использовании налогообложения в экономических процессах [16, 383 -384];
b) кейнсианская теория. Эта теория основана на исследованиях английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883 - 1946) и его последователей. Сущность идеи этой теории заключается в том, что налоги рассматриваются как главный рычаг регулирования экономики и выступают одним из слагаемых ее успешного развития. По сути, данная теория прямо противопоставляется теории экономической нейтральности налогов.
Как пишет Джон Кейнс в работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), экономический рост зависит от денежных сбережений только в условиях полной занятости. Однако полной занятости практически невозможно достичь. В этих условиях большие сбережения мешают экономическому росту, поскольку они не вкладываются в производство и представляют собой пассивный источник дохода. Чтобы устранить негативные последствия, излишние сбережения следует изымать с помощью налогов [19,364-367].
c) Теория монетаризма была разработана в 60-х гг. XX в. М. Фридменом (1912), доктором философии (удостоен в 1946 г.), доктором права (1968 г.), лауреатом Нобелевской премии по экономике 1977 г. По мнению Милтона Фридмена, регулирование экономики может осуществляться через денежное обращение, которое зависит от количества денег и банковских процентных ставок. При этом налогам отводится не такая важная роль, как в кейнсианских экономических концепциях. В данном случае налоги наряду с иными механизмами воздействуют на денежное обращение. В частности, через налоги изымается излишнее количество денег. Как видим, в монетаризме и кейнсианской теории налоги призваны сглаживать неблагоприятные факторы развития экономики, и выступают инструментом регулирования экономики (М. Фридмен называет это «налоговым управлением экономикой»). Однако, если в первом случае этим фактором считаются излишние деньги, то во втором - излишние сбережения [27,44-78].
d) Теория экономики предложения, сформулированная в начале 80-х годов американскими учеными М. Бернсом, Г. Стайном и А. Лэффером, в большей степени, чем кейнсианская теория, рассматривает налоги в качестве одного из факторов экономического развития и регулирования. Данная теория исходит из того, что высокое налогообложение отрицательно влияет на предпринимательскую и инвестиционную активность, что в конечном итоге приводит к уменьшению налоговых платежей. Как следствие, предлагается снизить ставки налогообложения и предоставить корпорациям все возможные льготы. Таким образом, снижение налогового бремени, по мнению авторов теории, приводит к бурному экономическому росту.
Частные налоговые теории.
• Среди частных теорий одной из наиболее ранних является теория соотношения прямого и косвенного обложения. В ранние периоды развития европейской цивилизации установление прямого или косвенного налогообложения зависело от политического развития общества. В городах раннего средневековья, где вследствие более равномерного распределения собственности еще сохранялись демократические устои, налоговые системы строились в основном на прямом налогообложении. Косвенные налоги считались более обременительными и негативно влияющими на положение народа, поскольку они увеличивали стоимость товара. Когда же аристократия набрала силы, чтобы сломить сопротивление народных масс, установился приоритет косвенного налогообложения, причем, как правило, на предметы первой необходимости (например, налог на соль). Таким образом, согласно первой позиции, косвенные налоги являются вредными, так как они ухудшают положение народа.
Вторая позиция, появившаяся в конце средних веков, напротив, обосновывала необходимость установления косвенного налогообложения. Посредством косвенных налогов предлагалось установить равномерное налогообложение. Дворянство через различные льготы и откупы не было обременено прямыми налогами. Поэтому сторонники идеи косвенного налогообложения стремились заставить платить привилегированные классы путем установления налога на их расходы. Тем самым косвенные налоги рассматривались в качестве средства по установлению равенства в обложении.
Сторонниками косвенного налогообложения являлись также А. Смит и Д. Рикардо, которые обосновывали его через идею добровольности. Эта идея исходит из утверждения о том, что косвенные налоги менее обременительны, чем прямые, потому что их легко избежать, не покупая налогооблагаемый товар.
Однако в конце XIX в. экономисты, спорившие по этому вопросу, пришли к выводу о необходимости поддержания баланса между прямым и косвенным налогами, считая, что прямое налогообложение предназначено для уравнительных целей, а косвенное - для эффективного получения поступлений. Некоторые специалисты идею о «разумном сочетании прямых и косвенных налогов» рассматривают даже в качестве одного из принципов налоговой системы.
• Теорию единого налога неоднократно брали на вооружение социально-политические реформаторы. Необходимо отметить, что эта теория в большей степени рассматривает социально-политические вопросы, чем налоговые. Идея установления единого налога была популярна в разные времена. В XVIII в. в Англии даже существовала партия, девизом которой был единый налог на строения. Различные сторонники данной теории представляли единый налог в качестве панацеи от всех бед. Утверждалось, что после установления этого налога бедность будет ликвидирована, повысится заработная плата, перепроизводство будет невозможно, во всех отраслях промышленности произойдет рост производства и т. д.
Единый налог - это единственный, исключительный налог на один определенный объект налогообложения. В качестве единого объекта налогообложения различными теоретиками предлагались земля, расходы, недвижимость, доход, капитал и др. Одним из самых ранних видов единого налога является налог на земельную ренту. Так, физиократы - сторонники сельскохозяйственной системы развития общества - считали, что промышленность не производит чистой прибавки к доходу. Все богатство сосредоточено в земле и проистекает из земли. Поэтому надо установить единый налог на земельную ренту как на единственный источник доходов. Следовательно, платить этот налог должны будут только землевладельцы. В качестве основы для установления этого единого налога предлагалась идея «всеобщности земли». Земля есть дар божий, она должна принадлежать всем. Более того, все богатства происходят от земли. А поскольку в действительности земля принадлежит конкретным людям, то они, как обладатели единственного источника богатства, должны платить единый налог. В XIX в. американский экономист Генри Джордж (1839 -1897 гг.), выдвинувший идею «единого земельного налога», рассматривал его как средство обеспечения всеобщего достатка и «социального мира».
Рассматривая теорию единого налога, необходимо отметить, что, каким бы ни был объект налогообложения, данная теория не может быть прогрессивной. Признавая положительные моменты единого налога, связанные, в частности, с простотой его исчисления и сбора, тем не менее, следует признать, что в чистом виде эта теория достаточно утопична и практически неприменима. Однако в сочетании с другими системами налогообложения она может сыграть положительную роль.
• Большое влияние на теоретические аспекты налогообложения оказала и социально-политическая природа налогов. Особенно это проявилось в соотношении теорий пропорционального и прогрессивного налогообложения. Это было вызвано тем, что, поскольку налог всегда есть ущемление и изъятие собственности, любая налоговая система так или иначе объективно отражает соотношение классовых и групповых интересов, социальных сил, а также их расстановку.