Смекни!
smekni.com

Ранний меркантелизм и его особенности (стр. 2 из 3)

Для достижения положительного сальдо во внеш­ней торговле ранние меркантилисты считали целесообразным:

устанавливать максимально высокие цены на экспортируемые товары;

всемерно ограничивать импорт товаров;

не допускать вывоза из страны золота и серебра (с ними отож­дествлялось денежное богатство). Следовательно, теория монетаризма ранних меркантилистов может быть определена как теория «денежного баланса».

Раннему меркантилизму было присуще понимание ошибочно­сти концепции номиналистической теории денег, восходящей к древним временам и в том числе к трудам древнегреческого фи­лософа Аристотеля (IV в. до н.э.).[5] Последний, как известно, пола­гал, что монета «существует не по природе, а по установлению, и в нашей власти изменить ее или вывести из употребления». Рас­суждая так, номиналисты отрицали не только товарную природу денег, но и их связь с благородными металлами.

Однако во времена раннего меркантилизма, как и в средние века, правительство занималось порчей национальной монеты, снижая ее ценность и вес в надежде заинтересовать иностранных купцов обменивать их деньги на туземные и покупать больше то­варов. Превращение денег в условный знак, фиксированное соот­ношение находящихся в обращении золотых и серебряных денег (система биметаллизма) оправдывались как фактами обращения неполноценных денег, так и ошибочной констатацией того, что золото и серебро являются деньгами в силу своих природных свойств, выполняя функции меры стоимости, сокровища и ми­ровых денег.

Сущность меркантилизма.

Меркантилизм - это систематизированная политика, направленная на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли.[6]

Во-первых, Адам Смит, первый давший систематизированную критику меркантилизма, отрицал его как систему торговли.

“Устанавливались два принципа, ..., согласно, которым, во-первых, богатство заключается в золоте и серебре, и во-вторых, эти металлы могут быть привезены в страну, не имеющую рудников только вследствие установления определенного торгового баланса, т.е. экспортирования большей стоимости, чем импортируется; поэтому важнейшей задачей политической экономии неизбежно становится максимально возможное снижение импорта зарубежных товаров для внутреннего потребления и максимально возможное увеличение экспорта продукции национальной промышленности. [7]

Поэтому его (меркантилизма) двумя главными моторами, работающими на обогащение страны, были ограничения на импорт и меры по стимулированию экспорта.

Второй вопрос - это воззрения Кейнса на м. как на монетарную политику. В своей “Общей теории” он считал меркантилизм “доктриной, которую классическая школа отрицала как детскую, но которая заслуживает реабилитации и почета”.[8]

Трактовка меркантилистами взаимоотношения экономики и политики объективно отражала роль государственной власти в эпоху первоначального накопления капитала, как существенной части надстройки в деле утверждения капиталистического способа производства. В тесной связи с классовой сущностью меркантилизма, как идеологии буржуазии в эпоху первоначального накопления капитала, находилась и трактовка меркантилистов отдельных категорий политической экономии.

Меркантилистическая система в своем анализе отдельных категорий политэкономии останавливалась только на внешней видимости явлений. Это объясняется тем, что он вынуждена была базироваться на поверхностных явлениях процесса обращения в том виде, в каком они обособились в движении торгового капитала. Особое внимание меркантилистов к торговому капиталу объясняется тем, что торговый капитал являлся первой и старейшей формой капитала, исторически предшествующей промышленному капиталу, а также существенной ролью торгового капитала в первоначальном накоплении капитала, его преобладающем значением в деле создания в недрах феодального производства необходимых условий для возникновения капиталистического способа производства.

Таким образом, меркантилистическая система как первая школа буржуазной политэкономии, сделавшая своим отправным пунктом функцию торгового капитала, - обслуживание им процесса обращения товаров, - является предшественницей действительно научной буржуазной политэкономии, которая сделала отправным пунктом процесс материального производства.

Меркантилисты не мыслили себе стоимость иначе как представленную в деньгах, представляли себе стоимость как продукт обмена. Они исходили из того, что прибавочная стоимость в форме прибыли обусловлена исключительно процессом обмена, что она объясняется продажей товаров выше его стоимости.

Меркантилисты считали, что прибавочная стоимость в виде прибыли носит относительный характер, - то, что выигрывает один, то проигрывает другой. Применяя это положение к совокупному капиталу страны, меркантилисты приходили к выводу, что внутри страны никакого процесса образования прибыли не происходит. Прибыль возникает только в сношениях различных стран друг с другом. Что касается излишка, который одна страна реализует по отношению к другой, то он выражается в деньгах, в активном торговом балансе. [9]

Меркантилистическая система исходила из предпосылки, что деньги представляют собой исключительную форму богатства, она провозгласила золото и серебро единственным богатством. Что касается цели внешней торговли, то меркантилисты выдвигали в качестве таковой цели приток из-за границы золота и серебра.

Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что меркантилисты вовсе не оставляли в поле зрения процесс производства, который они, и этот в особенности применимо к позднейшим меркантилистам, рассматривали как предпосылку процесса обращения, как условие для создания богатства на путях внешней торговли. При всей ошибочности воззрений меркантилистов на богатство и деньги, Нельзя при этом не учесть того обстоятельства, что в эпоху, в которой они действовали, капиталистический способ производства еще находился в зачаточном состоянии.

Таким образом, в лице меркантилистов буржуазная политэкономия нашла своих первых толкователей, главным образом, под углом зрения сферы обращения, с позиций торговой буржуазии, игравшей в ту эпоху в экономике различных стран главенствующую роль.

Историческое значение меркантилизма.

Меркантилизм оставил заметный след в истории экономичес­кой мысли, имея в виду как позитивные, так и негативные эле­менты творческого наследия его представителей.

Во-первых, концепция меркантилистов почти целиком была обращена к практике хозяйственной жизни, хотя в основном в сфере обращения (потребления). Это тем не менее позволило им ввести в научный оборот многие экономические категории, выя­вить важные закономерности в области торговли, ссудных опера­ций и денежного обращения. Но их влияние на другие сферы эко­номики было не всегда адекватным.

Так, вполне правомерно рассматривая деньги как важнейшее средство для развития отечественной промышленности и торгов­ли, меркантилисты тем не менее не придавали значения привле­чению в национальную экономику заграничных инвестиций. Кро­ме того, для них несущественной была и проблема безработицы; основной причиной «добровольной безработицы» считались либо «ленность», либо «развращенность», порождающие нежелание работать в цехах или на фабриках и заводах ради собственного досуга.

Во-вторых, меркантилизм обусловил специфику формирования рыночных экономических отношений и особенности сменившей его классической политической экономии в развитых европейских странах и прежде всего в Англии и во Франции.

В частности, во Франции, где наиболее активно политику про­текционизма в XVII в. проводил суперинтендант (министр) фи­нансов Жан Батист Кольбер, создавалась мощная сеть мануфактур в промышленности. Но одновременно здесь, в том числе по­средством запрета вывоза хлеба из страны и свободного его ввоза из других стран, сдерживалось становление фермерства. Этим об­стоятельством в конечном счете объясняется «узость» в тот пери­од внутреннего рынка Франции по сравнению с ее давней сопер­ницей — Англией. Впоследствии французский меркантилизм по данной причине стали именовать «кольбертизмом», а своеобразной французской школой в рамках классической политической эконо­мии стало так называемое учение физиократов.[10]

В Англии же меркантилизм, как очевидно из истории эконо­мики, оказался значительно более «плодотворным», чем во Фран­ции, Основные успехи протекционистской политики этой страны в области торговли и промышленности в XVII в. связывают обыч­но с именем Томаса Мена — одного из лидеров Ост-индской компании.

Известно также, что в результате идеологической борьбы с меркантилизмом именно в Англии были достигнуты лучшие теоретические обобщения ценностей классической политической экономии, нашедшие отражение в трудах А.Смита, Д.Рикардо, Т.Мальтуса, Дж. С.Милля и других. Кроме того, Англия, будучи на значительном протяжении XIX столетия наиболее экономически развитой державой мира, положила начало практической реали­зации важнейшей антимеркантилистской позиции, заявив в сере­дине XIX в. о своей безоговорочной приверженности политике фритредерства, т.е. полной свободе и внутренней и внешней тор­говли.