Циклы Китчина, или циклы запасов, — краткосрочные циклы продолжительностью 2—4 года. Исследователь сосредоточил внимание на анализе финансовых счетов и продажных цен и заметил, что такого рода колебания имеют в своей основе закономерности денежного обращения.
Циклы Кузнеца связаны с периодичностью обновления основных фондов и жилья. В 1946 г. С. Кузнец пришел к выводу, что показатели национального дохода, потребительских расходов, валовых инвестиций в оборудование производственного назначения, здания и сооружения обнаруживают взаимосвязанные двадцатилетние колебания. В 1968 г. американский ученый М. Абрамович описал механизм двадцатилетних колебаний с помощью мультипликационно-акселерационного процесса: доход — жилищное строительство — совокупный спрос — доход или, иначе говоря, рост ВВП или дохода провоцирует прирост населения, что ведет к ускорению инвестиций, в том числе в жилищное строительство, затем происходит обратный процесс.
Долгосрочные колебания продолжительностью 48—55 лет получили название циклов Кондратьева. Первые попытки такого рода исследований были предприняты в начале XX в. А. Гельфандом, С. де Вольфом, однако наибольший вклад в их анализ внес русский ученый Н.Д. Кондратьев, именем которого они и названы. В основе долгосрочных циклов лежат процессы накопления и распределения капитала. [5, с. 515]
Циклические кризисы перепроизводства называют также «общими», так как они охватывают все сферы народного хозяйства, большую часть производства.
Наяду с циклическими в рыночной экономике возникают также частичные кризисы, охватывающие не всю, а какую-либо локальную сферу экономической деятельности (таковы, например кризисы в сфере денежного обращения и кредита),
Возможны также отраслевые кризисы, охватывающие одну из отраслей промышленности, сельского хозяйства или транспорта (например, кризис текстильной промышленности).
Другая разновидность экономических кризисов — структурные кризисы, которые вызываются крупными диспропорциями в развитии народного хозяйства. Такие кризисы носят, как правило, затяжной характер, и выход из них особенно труден. (Примером структурных кризисов могут служить энергетический, сырьевой, продовольственный кризисы, возникшие в 70-х годах нынешнего столетия).
Экономические кризисы могут поразить экономику одной страны или приобрести мировой характер. Особенно «знаменит» мировой кризис 1929—1933 гг., который охватил все промышленно развитые страны и отличался необычайно затяжным характером, глубиной и тяжелыми последствиями. Совокупный объём промышленного производства в этих странах сократился за этот период на 46 %, выплавка стали упала на 62 %, производство продукции судостроения на 87 %, внешнеторговый оборот упал на 67 %. Число безработных достигло 25 % всех занятых, а реальные доходы населения в среднем уменьшились на 58 %. Экономические и социальные последствия этого кризиса поставили под угрозу само существование экономической системы свободного предпринимательства и вызвали необходимость выработки так называемого «нового курса», суть которого состояла в усилении государственного воздействия на ход экономических процессов.
В условиях быстро развивающейся научно-технической революции регулирующее влияние государства существенно смягчает отрицательные последствия циклических колебаний, вносит ряд изменений в ход самого цикла.
Сокращаются сроки цикла. В среднем проходит около 5 лет от одного кризиса до другого — по сравнению с 8—10 годами в конце XIX — начале XX в.
Претерпевает изменения структура цикла. Например, для цикла, последовавшего за кризисом 1929—1933 гг., было характерно отсутствие фазы подъема. После длительной депрессии и легкого оживления в середине 1937 г. разразился очередной мировой экономический кризис, который, однако, не получил полного развития и был прерван начинавшейся второй мировой войной. Непродолжительным был подъём экономики после окончания войны. Однако самое важное, внушающее оптимизм, состоит в том, что экономическое развитие обнаруживает стратегическую тенденцию роста.
Рассмотрим периодические колебания, охватывающие длительные периоды времени, так называемые «длинные циклы». Английский экономист X. Кларк, изучая такие колебания, высказал предположение, что большой промежуток времени между экономическими кризисами 1793 и 1847 гг. не является случайностью, что для этого должны были быть обусловившие его причины. В последующем эта проблема занимала умы многих ученых-экономистов и особенно Н. Д. Кондратьева. Исследовав динамику развития многих стран Европы за 100—150 лет по целому ряду взаимосвязанных показателей, он пришел к следующим важным выводам.
Развитие рыночной системы происходит волнообразно, производство развивается в рамках больших циклов (протяженностью в 45—60 лет). Каждый такой цикл состоит из двух больших фаз — «фазы подъёма» и «фазы спада».
Фаза подъёма характеризуется инвестиционной активностью, усиленным вложением капитала в наращивание объёма производства, что сопровождается увеличением занятости и ростом ссудного процента.
Фаза спада характеризуется появлением избыточного капитала, не находящего себе применения в новых инвестициях, поскольку уже действующий капитал и без того создает избыток предложения товаров; в результате объем промышленного производства сокращается, что влечет за собой увеличение безработицы, она приобретает хронический характер. В связи со снижением спроса на свободный капитал снижается норма ссудного процента.
Материальной основой периодичности долгосрочных колебаний является обновление основного капитала с длительными сроками службы, само же обновление связано с внедрением в производство новых технологий, материалов, источников сырья и энергии, работников новых профессий.
Кондратьев выделил следующие, указанные в таблице 1, большие циклы («длинные волны»):
Таблица 1. Циклические колебания экономики. Анализ Н.Д.Кондратьева
Период подъема (годы) | Период спада (годы) | Технические нововведения |
1778 – 1813 | 1814-1842 | паровой двигатель, текстильная и угольная промышленность |
1843 - 1869 | 1870-1890/95 | пароход, железная дорога, сталелитейная промышленность |
1890/95-1914/20 | 1920-1935/40 | электротехнические и химические нововведения, двигатель внутреннего сгорания, дизельный двигатель |
1940/45-1965 | 1965/70-1985 | автомобильная, электротехническая, химическая промышленность |
1980—1990 |
[3, с. 208]
Сам Н. Кондратьев довел свой анализ до 1920 г., предполагая в последующие 20—30 лет спад производства. Применяя его концепцию к анализу последующих периодов развития, экономисты выделяют «четвертую» волну, подъём которой приходился на конец 40-х — середину 70-х годов, а спад — на середину 70-х — начало 90-х годов.
Под влиянием долгосрочных колебаний изменяются краткосрочные циклы. Если они попали на фазу подъёма длинной волны, то их собственная фаза подъёма удлиняется. Если они оказались на фазе спада длинной волны, то фазы кризиса и депрессии более растянуты.
Рыночная экономика не свободна и от кризисов относительного недопроизводства. Например, сырьевой и продовольственный кризисы в середине 70-х годов привели к резкому росту мировых цен на нефть, сырье, сельскохозяйственные продукты и серьезно нарушили пропорции воспроизводства в странах Запада. На возникновение кризисов недопроизводства, наряду с экономическими факторами, большое влияние оказывают факторы природного и социального характера — засуха, неурожаи, острые межгосударственные и внутренние конфликты. Но в еще большей степени кризисы недопроизводства присущи административно-командной системе. Здесь дефициты многих видов продукции становятся постоянным, хроническим спутником экономики. [3, с.207-208]
3. Теории экономических циклов
Первой сформировавшейся теорией циклов можно назвать теорию «недопотребления». Ее вообще-то придерживался и марксизм. У истоков этой теории стояли английский исследователь Т. Мальтус и швейцарец Ж.Ш. Сисмонди. Т. Мальтус полагал, что причиной экономических циклов является то, что господствующий класс и государство свои средства используют непроизводительно, расходуя их на приобретение предметов роскоши, ведя праздный образ жизни или ведя войны (со стороны государства). Ж.Ш. Сисмонди критиковал капитализм за то, что он, внедряя машинную технику, вытесняет из производственного процесса работников, порождает безработицу, формирует «недопотребление» народных масс. Во избежание этого призывал государства отказаться от капиталистического развития и вернуться к мелкому производству.
В конце XIX в. - начале XX в. сформировалась концепция перенакопления капитала. Ее разработкой занимались М.И. Туган-Барановский, Г. Кассель и др. Они обращали главное внимание на особенности накопления основного капитала, которое и считали основной причиной экономических циклов.
Теория длинных волн в экономике, подробно рассмотренная в предыдущей главе, разработкой которой занимались Н.Д. Кондратьев в России и И. Шумпетер в Австрии.
С середины 30-х годов XX в. доминирующее положение в теории циклов занимает кейнсианство. Дж. Кейнс своей теорией опроверг закон Ж. Б. Сея, лежащий в основе концепции классиков, о том, что производство создает свой собственный спрос. Наоборот, именно спрос, по Дж. Кейнсу, задает динамику развитию производства. Поэтому государство должно следить за спросом и регулировать его развитие. Теория экономического цикла, по Дж. Кейнсу, включает четыре компонента: инвестиционный, потребительский, концепцию мультипликатора и концепцию акселератора.