Рынок оказывается переполненным товарами, спрос стремительно уменьшается, а производство продолжается, хотя товарные запасы опасно растут. Естественно, следует стремительное падение цен, разрушается механизм кругооборота капитала. Возникают кризис не платежей и гигантский дефицит наличных денег. Производство хотя и запоздало, но быстро сворачивается. Курс ценных бумаг падает, они обесцениваются, векселям уже никто не верит. Начинается период крахов, ликвидации предприятий. В первую очередь “лопаются” банки и кредитные учреждения, поскольку невозврат кредитов носит массовый характер. Естественно, резко возрастает ссудный процент. Возрастает безработица, достигая критической черты, а заработная плата падает. Очевидно, когда прибыли падают даже у крупнейших предприятий, никто не думает о капитальных вложениях — их масштабы падают. Такую нерадостную картину представляет собой фаза кризиса.
Фаза депрессии следует за кризисом, для нее характерно “замораживание” экономики в том состоянии, в котором она оказалась в итоге кризиса. Эта фаза носит продолжительный характер, иногда бывает самой длительной по времени. При депрессии стремительно меняется на фоне общего застоя только величина ссудного процента. Она падает, так как у «выживших» капиталистов появляются свободные денежные средства в результате низких издержек производства. Ведь заработная плата застыла на самой низкой точке.
Диалектика экономического развития заключается в том, что факторы кризиса становятся в фазе депрессии факторами перехода экономики на третью фазу — оживления. Дело в том, что в состоянии депрессии стабилизируются товарные запасы, цены. Низкие цены стимулируют потребление, спрос. И не только на предметы потребления. Кризис показал технологическую и техническую несостоятельность основного капитала. Начинается его замена — обновление капитала, которое означает, что началась фаза оживления и производство берет медленный разгон.
Фаза оживления характеризуется, прежде всего, расширением производства средств производства. Следовательно, импульс оживления начинается с предприятий, производящих оборудование, элементы основного капитала. Далее медленно, но верно прорисовывается картина, обратная кризисной: производство расширяется вслед за ростом спроса, уменьшается безработица, растет заработная плата. Экономика берет стремительный разбег и переходит в фазу подъема. Критерием перехода экономики от оживления к подъему является достижение предкризисного уровня производства. Именно за ним начинается подъём.
Особое место в разработке промышленных циклов для нас, россиян, занимает Н. Кондратьев, открывший теорию больших циклов. В наше время их называют большими циклами, полувековыми или циклами Кондратьева, однако наиболее популярное их название длинные волны Кондратьева.
Н. Кондратьев в своих больших циклах выделял две фазы — повышательную и понижательную. Он показал, что перед повышательной фазой происходит своеобразный взрыв в научно-техническом прогрессе, затем на стадии хозяйственного подъема — широкое внедрение в экономику «продуктов» этого взрыва. В зависимости от адаптации каждой страны именно к данной длинной волне происходит и трансформация расстановки сил на мировой арене.
Кондратьев обозначил следующие большие циклы:
1-й цикл – с начала 90-х годов XVIII в. до середины XIX в.;
2-й цикл – с середины ХIХ в. до 1890—1896 гг.;
3-й цикл – с 1896 по 1940—1945 гг.
И если продолжить его логику, то конец четвертого цикла приходится на 1990—1995 гг., а, следовательно, возникает определенная надежда, что Россия находится в начале нового экономического взлета. Кондратьев объяснил существование больших циклов различными сроками функционирования разных хозяйственных благ, на производство которых тоже необходимо потратить разное время. Особенно — чтобы накопить капитал на их создание. Так большие циклы возникают на основе накопления капитала для создания новой инфраструктуры. На эту главную причину накладываются другие, вторичные. Суть колебаний в том, что инфраструктура экономики должна находиться в равновесии со всеми остальными ее параметрами, свойственными ей именно на данном уровне развития. Нарушение данного равновесия означает начало цикла. Частота повторения — 45—50 лет, как определил Кондратьев на основе анализа статистического материала. К таким же выводам самостоятельно чуть позже пришёл и французский экономист Ф.Семьян. Теория длинных, или больших, циклов имеет особое значение, так как дает возможность прогнозировать развитие рыночной системы далеко вперед, в перспективе, и, следовательно, увеличить ее адаптивность, амортизируя будущие потрясения.
Австрийский экономист И. Шумпетер связывает длинные волны с научно-техническим прогрессом, который регулярно получает новый импульс посредством внедрения в экономику базовых нововведений.
Причины кризиса могут быть различными. Они делятся на объективные, связанные с циклическими потребностями модернизации и реструктуризации, и субъективные, отражающие ошибки и волюнтаризм в управлении, а также природные, характеризующие явления климата, землетрясения и др.
Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или даже развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране, вторые – с рискованной стратегией маркетинга, внутренними конфликтами, недостатками в организации производства, несовершенством управления, инновационной и инвестиционной политикой.
В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразные последствия: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Разные последствия кризиса определяются не только его характером, но и антикризисным управлением, которое может смягчать кризис или обострять его.
Влияния на экономические результаты выразятся в снижении всех показателей экономической эффективности, росте затрат, необходимых для функционирования предприятия.
По мере развития социально-экономической системы наблюдается повышение роли человеческого фактора в антикризисном ее развитии, которое означает не исключение кризиса, не борьбу с ним, а предвидение и уверенное, своевременное и, по возможности, безболезненное его разрешение.
Также считаю необходимым добавить следующие причины кризиса, открытые еще К.Марксом:
1. Противоречие между производством и потреблением. Дело в том, что капитал стремится к безграничному расширению, чему способствуют конкуренция, капиталистическая инициатива, введение в производство новых технологий, снижение издержек на производство единицы товара, в целом — рост производительности труда. Все эти факторы в совместном, увязанном действии имеют кумулятивный эффект в расширении производства. Потребление тоже расширяется, возрастает, и достаточно интенсивно, однако его рост совершенно объективно отстает от роста производства, а в итоге наступает момент, когда масса произведенных продуктов не поглощается потреблением. Налицо перепроизводство товаров.
2. Изначально второй причиной циклического развития было противоречие между жесткой, великолепной организацией производства на отдельных капиталистических экономических предприятиях и нерегулируемым стихийным действием рыночной системы в целом. Действовало это противоречие в сторону быстрого роста производства, что приводило опять же через определенное время к перепроизводству. Эта причина столь прозрачна и лежит на поверхности экономических явлений, что государство первым долгом занялось именно ею. В нейтрализации (ослаблении) действия этой причины государство добилось наиболее ощутимых результатов.
3. Физический срок службы основного капитала. Каждые 10—12 лет в XIX в. и каждые 7—8 лет в XX — основной капитал обновляется. Технический прогресс не остановим, постоянен. Следовательно, в указанные сроки основной капитал физически, а особенно морально, устаревает, и его необходимо заменять. Замена средств производства как раз и совпадает с фазой оживления в производстве. Именно эта причина -периодическое обновление капитала и задает временной параметр экономического цикла.
Из других причин, которых достаточно много, можно назвать еще наиболее существенные:
1. Разность во времени кругооборотов капиталов в разных отраслях и их взаимосвязь. Часто эффективный кругооборот капитала в одной отрасли является предпосылкой и условием осуществления кругооборота капитала в другой отрасли. Следовательно, заминка в кругообороте одного капитала или его остановка автоматически означает возникновение кризисной ситуации для другого капитала, в другой отрасли.
2. Продажа товаров и услуг в кредит, которая имеет широчайшую практику. По определённым причинам массовые неплатежи могут с большей вероятностью спровоцировать кризис. Так, в России кризис неплатежей в буквальном смысле слова не дает возможности выживать, функционировать предприятиям. Тысячи из них из-за этого вынуждены останавливаться: прерывается кругооборот капитала, растет безработица. Чем выше уровень безработицы, тем выше степень недопотребления. При этом кризис и безработица взаимно увязаны и обусловливают друг друга.
З. Рост военных расходов: милитаризация экономики отвлекает большие массы финансов от гражданских отраслей производства, где они могли бы уменьшить безработицу и увеличить емкость рынка. Особенно пагубно милитаризация влияет на экономику как стимулятор инфляции, обесценивающие все денежные накопления населения, следовательно, уменьшающей капитальные: вложения в экономику.