Смекни!
smekni.com

Договор комиссии (стр. 3 из 5)

Отступление от поручения комитента без достаточных на то оснований является нарушением договора, в связи с чем для комиссионера могут наступить неблагоприятные последствия. Они предусмотрены п. 2, 3 ст. 995 ГК применительно к наиболее распространенному варианту комиссии, при котором поручение состоит в совершении комиссионером сделок купли-продажи. В данном случае наиболее значимы для комитента указания относительно цены товара, подлежащего реализации или приобретению. Соответственно, отступления от указаний могут выражаться в продаже комиссионером имущества по меньшей цене или в приобретении имущества по большей цене по сравнению с установленной комитентом.

Если комиссионер продал имущество по цене, ниже согласованной с комитентом, он обязан возместить ему разницу. Вместе с тем комиссионер может быть освобожден от этой обязанности, если докажет, что у него отсутствовала возможность продать имущество по согласованной цене и продажа по более низкой цене предупредила еще большие убытки комитента. Когда на комиссионера была возложена обязанность предварительно запрашивать мнение комитента при возникновении необходимости отступления от его указаний, комиссионер должен доказать, что по обстоятельствам дела он не имел реальной возможности получить согласие комитента на совершение сделки по цене, отличающейся от указанной комитентом.

В случаях приобретения имущества по цене, выше согласованной с комитентом, комиссионер не вправе ссылаться на какие-либо обстоятельства, обосновывающие правомерность своего поведения. Комитент вправе отказаться от принятия покупки, заявив комиссионеру о принятом решении в разумный срок по получении от него информации о заключении сделки с третьим лицом. В противном случае считается, что покупка принята комитентом. Комитент не имеет возможности отказаться от сделки, заключенной для него по повышенной цене, если комиссионер заявил, что принимает разницу в цене на свой счет.

Договор комиссии может предусматривать обязанность комиссионера исполнить данное ему поручение лично. При отсутствии в договоре такого условия действует общее правило, согласно которому комиссионер вправе привлечь к исполнению комиссионного поручения другое лицо, заключив с ним договор субкомиссии.

Заключение договора субкомиссии не влечет перемену лиц в обязательстве, возникшем из договора комиссии, а лишь оформляет отношения по возложению исполнения обязательства на третье лицо. В этой связи комиссионер остается ответственным перед комитентом за все действия третьего лица (субкомиссионера), т.е. отвечает за них как за собственные (п. 1 ст. 994 ГК).

Комиссионер приобретает в отношении субкомиссионера все права и обязанности комитента и, следовательно, дает обязательные для исполнения поручения указания, выплачивает ему вознаграждение за оказываемые услуги и др. Возможности комиссионера ограничены условиями, составляющими содержание договора комиссии. В частности, его указания, в соответствии с которыми субкомиссионер обязан совершать сделки, не должны расходиться с указаниями комитента; срок исполнения субкомиссионером порученных действий не должен превышать срока, установленного для их осуществления договором комиссии, и т.д.

В период действия договора комиссии комитент и субкомиссионер не вправе без согласия комиссионера вступать между собой в непосредственные отношения (п. 2 ст. 994 ГК). Такой запрет в значительной мере способствует обеспечению интересов комиссионера.

Во-первых, уменьшается вероятность ненадлежащего исполнения комиссионного поручения, поскольку комитент лишается возможности принять исполненное субкомиссионером, минуя комитента. Таким образом, создаются условия, при которых комиссионер может проверить, насколько выполненные субкомиссионером действия соответствуют условиям договора комиссии, и самостоятельно устранить имеющиеся недостатки. Кроме того, на субкомиссионера может быть возложено исполнение лишь части комиссионного поручения (например, совершение одной сделки из десяти порученных комитентом), а потому передача результатов такой деятельности комитенту будет свидетельствовать только о частичном, т.е. ненадлежащем исполнении комиссионером обязательства. Естественно, подобные обстоятельства могут служить основаниями для привлечения комиссионера к ответственности.

Во-вторых, исключается возможность того, что комитент, вполне удовлетворенный результатами деятельности субкомиссионера, откажется от услуг комиссионера, заявив об отмене комиссионного поручения.

Правило о недопустимости возникновения непосредственных отношений между комитентом и субкомиссионером носит диспозитивный характер. Иное может предусматриваться договором комиссии исходя из характера порученных действий, сфер его реализации и других обстоятельств.

Комиссионер обязан обеспечивать сохранность находящегося у него имущества, поступившего от комитента или приобретенного им за счет комитента во исполнение комиссионного поручения (п. 1 ст. 998 ГК). Возложение на комиссионера данной обязанности обусловлено тем, что вещи, находящиеся у комиссионера в связи с исполнением им поручения, являются собственностью комитента (п. 1 ст. 996 ГК). Причем данное правило имеет императивный характер и не может быть изменено соглашением сторон. Как собственник, комитент заинтересован в обеспечении сохранности вещей и несет риск их случайной гибели или случайного повреждения, если иное не предусмотрено договором (ст. 211 ГК). Вместе с тем в сложившихся обстоятельствах он лишен возможности самостоятельно принять меры в целях предотвращения утраты, недостачи или повреждения своего имущества, поскольку оно находится во владении комиссионера.

Конкретные меры, которые должен предпринять комиссионер в целях сохранения вещей комитента, могут определяться договором комиссии. При отсутствии в договоре таких условий комиссионер обязан соблюдать меры, предусмотренные законом и иными нормативными актами, соответствующие обычаям делового оборота и свойствам охраняемых вещей.

Кроме того, принимая имущество от комитента для последующей реализации или приобретая имущество у третьих лиц для комитента, комиссионер должен осуществить его наружный осмотр с целью проверки качества и количества, т.е. определения явных недостатков. При обнаружении каких-либо повреждений или недостачи имущества комиссионер обязан принять меры по охране прав комитента, собрать необходимые доказательства (составить акт о недоброкачественности или недостаче товара и др.) и обо всем без промедления сообщить комитенту. Аналогичные действия комиссионер должен предпринять и в случае, когда имуществу комитента причинен ущерб вследствие неправомерных посягательств третьих лиц (п. 2 ст. 998 ГК). Надлежащее исполнение указанных обязанностей в дальнейшем может облегчить комитенту процесс доказывания факта отсутствия своей вины в утрате, повреждении или недостаче имущества комитента, если его сохранность все-таки не будет обеспечена.

По договору комиссии комиссионеру может предоставляться право пользования имуществом комитента в процессе его хранения. Так, договор, заключаемый с профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим брокерскую деятельность по заключению сделок от своего имени и за счет клиента, может предусматривать право брокера использовать денежные средства, предназначенные для инвестирования в ценные бумаги или полученные в результате продажи ценных бумаг, до момента их возврата клиенту. Однако договором комиссии, закрепляющим такое право, должен определяться порядок распределения прибыли, полученной в результате использования указанных средств .

Комиссионер отвечает за утрату, недостачу или повреждение имущества комитента при наличии общих оснований гражданско-правовой ответственности, предусмотренных ст. 401 ГК, поскольку какие-либо специальные правила на этот счет отсутствуют. Соответственно, комиссионер, заключивший договор комиссии в связи с предпринимательской деятельностью, будет отвечать перед комитентом независимо от своей вины; если же он действовал не в качестве предпринимателя - только при ее наличии. Ответственность в данном случае выражается в необходимости возмещения комитенту убытков, причиненных утратой, недостачей или повреждением его имущества. При этом возмещению подлежат и реальный ущерб, и упущенная выгода, ибо исключений из общего правила о полном возмещении убытков (ст. 393 ГК) нормами о комиссии не предусмотрено.

На комиссионера может быть возложена обязанность застраховать находящееся у него имущество комитента. Эта обязанность может прямо предусматриваться договором или вытекать из обычаев делового оборота. Кроме того, комитент при опасении за сохранность своего имущества может направить комиссионеру предписание о необходимости застраховать принадлежащие ему вещи. Заявление комитентом такого требования продиктовано сложившимися обстоятельствами и порождает у комиссионера обязанность независимо от его воли, в этой связи имущество может быть застраховано только за счет комитента (п. 3 ст. 998 ГК).

По исполнении поручения комиссионер обязан предоставить комитенту отчет и передать ему все полученное по договору комиссии (ст. 999 ГК). Ввиду отсутствия специальных нормативных требований сроки предоставления отчета об исполнении комиссионного поручения, требования к его форме и содержанию устанавливаются соглашением сторон таким образом, чтобы комитент располагал достаточной информацией и имел реальную возможность оценить правомерность действий комиссионера. При наличии каких-либо возражений по представленному отчету комитент должен сообщить о них комиссионеру в течение установленного договором срока. Когда такой срок сторонами не определен, о несогласии с отчетом комиссионеру должно быть заявлено в течение 30 дней со дня его предоставления. Если возражения своевременно комитентом не заявлены, при отсутствии иного соглашения отчет считается принятым.