1. Новые собственники, высшие руководители, работники высшего и среднего звена, зачастую наемные работники низшего звена корпоратизированного сектора, где образуются огромные сверхприбыли. Для этой категории лиц характерно стремление получить и максимально увести от налогообложения свою прибыль и другие доходы, что возможно только путем прямых нарушений законодательства и установления особых «доверительных» отношений с бюрократией.
2. Группы, которые имеют реальную возможность участвовать в перераспределении сверхприбыли; среди них, в первую очередь бюрократия и криминальные элементы.
3. Большая часть населения, выведенная за рамки корпоративного сектора и не допущенная к его доходам.
Средняя заработная плата квалифицированного украинского работника в 125 раз меньше, чем у американского, хотя стоимость потребительской корзины уже составляет более 40% от американского уровня.
Чтобы выжить, население обязано адаптироваться к новым условиям, участвуя в разных формах «теневой экономики». По данным социологических опросов, дополнительный доход работников промышленных предприятий от разных видов побочной деятельности достигает 80% совокупного семейного дохода.
Таким образом, у большей части населения существует объективная необходимость активизации своего участия в теневой экономике, что укрепляет фундамент взяточничества «теневой деятельности» и криминальной активности.
3.2. Масштабы теневой экономики в Украине
Очень сложным является сравнительный анализ уровней теневой экономики в разных государствах в связи с тем, что некоторые виды нелегальной деятельности, включенные в теневую экономику и запрещенные в одних странах, являются официально разрешенными и легальными в других. За расчетами русских экспертов, вообще в мире в теневом секторе создается как минимум 8 трлн. долларов.
Во второй половине 90-х гг. прошлого века в развитых государствах теневая экономика была эквивалентна в среднем 12% ВВП, в государствах с переходной экономикой – 23%, а в государствах, которые развиваются, – 39% ВВП. В целом в государствах с развитой рыночной экономикой отмечается постоянный рост экономической „тени”. Государством с высшей судьбой теневого сектору является Греция. К государствам с большой „тенью” относятся Италия, Испания и Бельгия. Среднее положение занимают Ирландия, Канада, Франция и Германия. Наиболее низкие показатели судьбы теневого сектора имеют Австрия, США и Швейцария. [4]
Существует множество форм проявлений теневой экономики в Украине, однако механизмы ее распространения достаточно унифицированы и сводятся главным образом к формированию условий: протекционизму, приоритетности, капиталообразования в отдельных сферах экономики, злоупотребления служебным положением, и тому подобное. Распространению теневой экономики способствует неурегулированность отношений собственности на землю, капитал, средства производства и рабочую силу. По расчетам Мирового банка на неофициальный сектор украинской экономики приходится 47% ВВП и больше.
Авторы программы "Украина - 2010", опираясь на оценки отечественных и зарубежных экспертов, считают, что она составляет около 50% ВВП. По данным журнала „Бизнес” в 2002 году в теневой экономике изготовлялось 40-50% ВВП, что в абсолютном отношении составляет приблизительно 88-110 млрд. грн. То есть критический уровень, который, за западными оценками составляет 30-35% ВВП, в нашей стране уже превзойден. [6]
Как свидетельствуют проведенные исследования, в зрелых рыночных экономиках существует прямая связь между уровнем налогообложения, частью государственных доходов в ВВП и размерами теневой экономики: чем выше налоги, тем выше доходы государства и тем больше размеры теневой экономики. В переходных экономиках все наоборот: чем ниже уровень государственных прибылей (и чем больше он снизил за последние годы), тем больше объем теневой экономики.
Фактически в переходных экономиках наблюдается эффект вытеснения государства подпольным бизнесом "друг к другу": на каждый процентный пункт падения части государственных доходов в ВВП приходится в среднем увеличение части теневой экономики в ВВП также на один процентный пункт. Следовательно, можно утверждать, что удельный вес финансовых ресурсов, которые находятся под контролем "теневиков" и имеют неофициальное обращение в сфере торгово-посреднических и кредитных операций, достиг 50% ВВП.
По данным официальной статистики, в небанковском обороте вращается около 40% всей денежной массы Украины. Упомянутые ресурсы также главным образом обслуживают экономику и являются одним из параметров неофициальной экономической деятельности в Украине. В то же время нужно учитывать, что огромное количество теневых товарно-денежных операций осуществляется в Украине с использованием валюты других государств, и прежде всего - это доллары США наличностью. Ежегодный отток капитала за пределы Украины составляет несколько миллиардов долларов. [6]
По некоторым оценками, за рубежом находится до 20 млрд. дол., неофициально экспортированных из Украины. По другим источникам, за 5 лет из Украины вывезено 15 млрд. долларов, тогда как сумма кредитов, полученных ею за тот же период, составляла 9 млрд. долларов. При таких масштабах влияние анализируемого феномена на все стороны общественной жизни является исключительно высоким, а роль его в экономике трудно переоценить.
3.3. Последствия функционирования и особенности
теневой экономики в Украине
Одним из главных последствий тенизации экономики является деформация налоговой системы. Она проявляется в неравномерности отраслевой налоговой нагрузки и сокращении расходов бюджета. Уклонение от уплаты налогов приводит к росту налоговой нагрузки на законопослушных налогоплательщиков. В результате часть их уходит в „тень”. А дальше замкнутый круг: рост налоговой нагрузки на оставшихся снова уводит их в „тень”. Общий объем производства товаров и услуг не меняется, но его официальная часть уменьшается (см. приложение 2).
Теневая экономика значительно уменьшает эффективность макроэкономической регуляции. Отсутствие определенных данных о масштабах и структуре развития „тени” не позволяет правительству принимать адекватные экономические решения. Например, если правительство не знает, что темпы роста теневого сектора опережают темпы роста легальной экономики, оно ошибочно может продолжать стимулировать экономический рост.
Тогда традиционный в этом случае рост денежной массы, рост государственных расходов, и смягчение кредитно-денежной политики могут „перегрызть” экономику и вызвать рост инфляции. Если товары и услуги, производимые в „тени” дешевле легальных, правительство может переоценить темпы инфляции. Кроме того, если официальная статистика не учитывает цену нелегального рынка, темпы инфляции могут быть занижены, как это происходит в Украине. Возможные ошибки и в политике занятости.
Работники теневой экономики могут быть учтены как безработные. Недооценка параметров тени может также привести к перекручиванию платежного баланса и к завышению показателей налогового давления, прибыли населения и государственных расходов. Если темпы роста теневых прибылей опережают темпы роста официального ВВП, правительство может недооценить реальные потребности экономики в деньгах.
„Тень” способна значительно перекрутить структуру экономики. Она вызывает рост инвестиционных рисков, снижение инвестиционной активности, уменьшение спроса на инвестиционные ресурсы. Теневая деятельность ограничивает возможности привлечения предпринимателями инвестиционных ресурсов, особенно иностранных. Расширение теневого сектора стимулирует рост спекулятивных финансовых и торговых соглашений во вред развития реального производства.
Тенизация экономики вызывает деформацию структуры потребления. Стимул к развитию получают те секторы, которые обслуживают лица, владеющие сверхприбылью. В обществе устанавливается высокий спрос на предметы роскоши. Импульс к развитию получают и специфические виды деятельности, которые удовлетворяют деструктивные потребности, – наркобизнес, проституция, нелегальный игровой бизнес.
Таким образом, негативное влияние теневой экономики заключается в общей криминализации государства и общества, а также в сокращении налоговых поступлений и невозможности государства обеспечить реализацию социально-экономических программ и развитие экономики в целом.
Социально-политическими причинами живучести теневой экономики являются: во-первых, нестабильность политической ситуации в Украине, во-вторых, недооценка общественной опасности существования теневой экономики, в-третьих, неадекватность форм и методов деятельности правоохранительных органов качественным изменениям в теневой экономике, в частности в экономической преступности.
“Вход в тень” повлек структурные изменения в экономике Украины. Еще к повышению ставок налогообложения начался отток капиталов из производственной сферы в торговлю. Причина в том, что производственный процесс при необходимости поддается контролю, что позволяет с известным приближением просчитать затраты и обнаружить факт укрывательства предпринимателем обложенной налогом прибыли, а в торговле, особенно в первые годы реформ, когда в стране недоставало кассовых аппаратов и соответствующих нормативных документов, скрывать прибыль было значительно легче. Уменьшение платёжеспособного спроса нуждалось в некотором снижении цен на продукцию, а сделать это при растущих ставках налога было невозможно. Непомерно высокое налогообложение толкает предпринимателя на поиски обходных путей обеспечения рентабельности производства.
В процессе развития теневой экономики, формируется ряд качественных признаков, свидетельствующих о ее существовании. Эти признаки присущи практически всем странам, пережившим или переживающим глубокий экономический кризис, тем не менее, они в каждой стране имеет свои особенности, а теневая экономика различается как масштабами распространения, так и формами проявления.