Смекни!
smekni.com

Договор контокоррента (стр. 9 из 20)

По мнению М. Карпова, контокоррентный договор не является отдельным самостоятельным договорным типом. “Контокоррентный договор должен рассматриваться как генеральный договор (то есть договор, устанавливающий общие права и обязанности сторон и предполагающий заключение в дальнейшем дополнительных договоров). Если ведение счета поручается третьему лицу, необходимо заключение трехстороннего договора, предметом которого являются права и обязанности участников и обслуживающей организации по проведению взаимных расчетов (установление порядка и сроков произведения отсрочки и зачетов однородных требований, которые будут возникать в будущем, и погашения образовавшихся на конец периода остатков)”[23].

Д. Медведев считает, что “назначение контокоррента состоит в кредитовании владельца счета при отсутствии на нем средств и осуществление зачетов по сальдо взаимных требований”[24].

Учитывая все приведенные мнения, считаю, что специфика контокоррента как раз и состоит в некоем объединении кредитных и расчетных правоотношений. Наиболее ярко эта черта проявляется в контокоррентных отношениях банка и клиента ("банковский контокоррент").

В банковской деятельности контокоррент может приобрести большее значение, став договором, организующим взаимоотношения банка и клиента либо двух банков. Речь идет об образовании единых кредитно-расчетных счетов, то есть счетов, по которым учитываются как поступающие доходы, в том числе кредитные средства, так и расходы, что можно увидеть на примерах, приведенных в Главе 3 настоящей работы. При этом снимаются вопросы о статусе так называемых ссудных счетов, о возможности погашать кредит непосредственно из прибыли, минуя расчетный счет. Банковский контокоррентный договор может рассматриваться как комплексный договор, объединяющий в себе конгломерат услуг, а именно – элементы договора банковского счета, кредитного договора, поручения и комиссии. Контокоррентный счет не отличается от обычного расчетного в том случае, если клиент не производит заимствований у банка.

В п. 1 постановления “О договоре контокоррента” контокоррент определялся как договор, по которому стороны взаимно заносят на единый счет свои требования друг к другу. Сторона, оказавшаяся должником при заключении счета, обязана уплатить другой стороне образовавшуюся разницу. Это определение достаточно универсально. В качестве признаков, характеризующих контокоррент, можно назвать следующие:

а) контокоррент является договором, а не обычным видом бухгалтерского учета (юридические и технико-бухгалтерские понятия необходимо различать; банковский контокоррент не следует рассматривать, как специальный ссудный счет – последний является лишь способом бухгалтерского учета выданного кредита);

б) контокоррент предназначен для регулирования специально выделенных взаимных денежных требований сторон, исполнение которых откладывается;

в) существует специфика способа прекращения требований, занесенных на контокоррентный счет;

г) ведение счета и подведение сальдо осуществляется сторонней специализированной кредитной организацией (в банковском контокорренте – банком–участником контокоррента).

По природе данный договор консенсуальный, двусторонний, возмездный.

Сторонами договора контокоррента могут быть признаны любые субъекты гражданского права, за исключением государства. Другие ограничения по субъектному составу нецелесообразны.

Согласно п. 2 постановления "О договоре контокоррента" договор вправе были заключать: кредитные организации между собой и клиентами; организации; частные лица.

В дореволюционной российской правовой доктрине господствовало мнение[25], что суть договора контокоррента - в предоставлении взаимного кредита. Впоследствии эта точка зрения была опровергнута[26]. Обосновывая свою позицию тем, что отсрочка расчетов до конца контокоррентного периода - это результат, а не существо договора, и по требованиям, которые занесены на счет непосредственно перед окончанием контокоррентного периода, отсрочки не существует. Договор контокоррента сам по себе не обязывает одну сторону кредитовать другую. Отмечая при этом, что "сущность этого договора состоит в установлении тесной связи между отдельными обязательствами с тем, чтобы расчеты по ним проводились слитно, периодически"[27]. Возможно, рассматривая различные правовые конструкции одного и того же правоотношения во временных рамках и в различных экономических отношениях, данное утверждение можно было бы допустить, но в современных условиях данные утверждения не бесспорны, именно в рамках контокоррентных отношений удобно предоставлять краткосрочный кредит, основывая его на договоре, а на не других сопутствующих сделках. При этом обязанность вернуть сумму кредита фиксируется занесением соответствующей статьи на контокоррентный счет.

Отсрочка по реализации отдельных требований с различными целями: избежание частых взаимных переводов денежных средств; недостаточность денежных средств эквивалентна оказанию кредита.

Можно выделить основные моменты, определяющие юридическое своеобразие договора контокоррента:

1. выделение денежных требований с тем, чтобы отсрочить их исполнение;

2. особый характер осуществления занесенных на счет обязательств;

3. способ прекращения занесенных на счет обязательств.

Заключая договор контокоррента, стороны определяют, что денежные обязательства будут заноситься на особый счет, а также устанавливают круг сделок, порождающих эти обязательства. Юридическое значение имеет не занесение требования на счет (это односторонний акт), а определение упомянутого круга сделок соглашением сторон. Денежные требования по остальным сделкам между сторонами исполняют в обычном порядке.

Денежные требования обладают тем свойством, что имеют своим предметом передачу родовых вещей, являющихся всеобщим эквивалентом. Кроме того, взаимное выделение денежных требований позволяет провести их погашение зачетом, без осуществления предмета обязательства, поскольку они являются встречными и однородными.

После занесения требования на счет, его исполнение приобретает особый характер. Стороны договорились в течение определенного времени "собирать" взаимные обязательства и погасить их одновременно. На этот период они обязаны не переуступать права требования, не закладывать их. Принудительное одностороннее погашение обязательств до окончания срока поставит стороны в положение, которого они явно не желали при заключении договора.

В течение контокоррентного периода стороны не должны предпринимать действий, которые приведут к принудительному исполнению денежных обязательств. Кроме того, недопустимо наложение ареста на занесенные на счет обязательства и обращение на них взыскания третьими лицами кредиторами одной из сторон.

Между тем до окончания контокоррентного периода обязательства продолжают существовать отдельно, и их взаимное погашение зависит от признания сторонами правильности их занесения на счет. Иски по определению объема и самого существования денежных обязательств, возможно, будут еще предъявлены при заключении счета, а потому по этим требованиям приостанавливается исковая давность на все время с момента их возникновения до момента заключения счета. Кроме того, в любое время стороны имеют право на иск, основанием которого служит исполнение других обязательств, составляющих заключенный договор. Например, по количеству и качеству поставленного товара, соблюдению сроков поставки, содержанию переданного в аренду недвижимого имущества в надлежащем порядке.

Прекращение договора контокоррента отличается от прекращения обязательств, занесенных на контокоррентный счет. Можно сказать, что это прекращение обязательств, периодически производимое, и есть исполнение договора контокоррента. По истечении контокоррентного периода стороны производят заключение счета и выводят при этом сальдо. Сам договор на этом не прекращается, начинается следующий контокоррентный период.

При заключении счета одна из сторон направляет контрагенту свой расчет по взаимному погашению занесенных на счет требований. Контрагент обязан в определенный срок дать ответ. Если такового не последовало, расчет считают принятым. Лицо, пославшее расчет, тем самым признает все свои занесенные на счет обязательства и связано этим. С момента признания сальдо и заключения счета занесенные обязательства теряют свою самостоятельность и не могут быть предметами отдельных исков.

Главные теоретические споры вызывает обсуждение способа погашения обязательств и природы выведенного сальдо. Основная позиция такова[28]. С моментом совершения зачета наступает общий зачет взаимных требований. Взаимное совершение расчета, установление обеими сторонами остатка считается обязательным признанием долга. Поэтому совершение расчета имеет характер оторванного по воле сторон от основания обязательства и кредитору нет необходимости объяснять обстоятельства возникновения долга, поскольку признание остатка вытекает из того, что он есть верный результат взаимных уже посчитанных требований. Таким образом, в отношении сальдо происходит новация. Заключение счета слило все прежние требования в одно целое и остаток является единым требованием, не имеющим ничего общего с индивидуальностью прежних отдельных статей счета.